УБЕДИТЕЛЬНАЯ ПОБЕДА* (* Кристина Фернандес де Киршнер, представлявшая движение "Фронт за победу", победила в первом туре, набрав свыше 45% голосов и опередив своего ближайшего конкурента Элису Каррио (конфедерация "Гражданская коалиция") на 22 процентных пункта.) на президентских выборах в Аргентине 28 октября 2007 года Кристины Фернандес де Киршнер - жены действовавшего главы государства Нестора Киршнера - акцентировала международное внимание к событиям в этой латиноамериканской стране. "Королева Кристина", "латинская Хиллари Клинтон", "новая Эвита Перон" - такими заголовками пестрела мировая пресса. Но дело не только в повышенном интересе к уникальному варианту политического "семейного подряда". Период 2003-2007 годов стал для Аргентины временем глубоких политических и социально-экономических трансформаций, позволяющих говорить о проведении в жизнь нового проекта хозяйственной и, шире, общественной модернизации. Перестройке подверглись многие стороны жизни аргентинского государства, его внутренняя и внешняя политика, система международных торгово-экономических и финансовых связей.

За свою почти 200-летнюю историю Аргентинская Республика не впервые круто меняет вектор развития. Предыдущий период структурных реформ пришелся на 90-е годы XX века и прошел под знаком неолиберализма. В течение ряда лет страна служила примером "успешного" переноса принципов рыночного фундаментализма и монетаризма на латиноамериканскую почву, а главный аргентинский неолиберал - министр экономики Доминго Кавалло - стал, как писала американская пресса, подлинным любимцем Уолл-стрит. Монетаристский эксперимент в Аргентине закончился глубоким экономическим провалом и социально-политическим кризисом 2001-2002 годов, в императивном порядке поставившим в повестку дня необходимость смены национальной парадигмы развития.

Новые аргентинские реалии

КРИСТИНА ФЕРНАНДЕС ДЕ КИРШНЕР приступила к выполнению обязанностей главы государства 10 декабря 2007 года, уверенно приняв эстафету от своего мужа Н.Киршнера, возглавлявшего страну с мая 2003 года. Что касается самого экс-президента, то, по его собственным словам, он из политики не уходит. В период его правления Аргентина вошла в число тех латиноамериканских государств, где отмечен поворот "влево" во внутренней и внешней политике. После этапа доминирования неолиберального фундаментализма на первый план вышли вопросы, связанные с защитой государственного суверенитета и национальных экономических интересов, социальной защищенностью малоимущих слоев населения, а в сфере внешней политики - расширением диапазона международных связей и приоритетным укреплением взаимодействия со странами Латинской Америки, в первую очередь с Бразилией, Венесуэлой, Боливией, Чили.

При анализе причин зарождения и укрепления в Аргентине тенденции к сдвигу "влево" можно согласиться с тем распространенным мнением, что наблюдающийся в настоящее время общественный феномен связан в первую очередь с неудовлетворительными (для значительной части населения) итогами неолиберальных реформ 90-х годов прошлого века и тяжелыми хозяйственными и социальными последствиями кризиса 2001-2002 годов. Вместе с тем к результатам рыночных преобразований нельзя подходить с позиций, скажем так, "унтер-офицерского марксизма" и полностью отрицать их значение для судеб экономического развития Аргентины. Нужна более спокойная и взвешенная оценка. В известном смысле это был исторически обусловленный и во многом необходимый этап развития страны, и некоторые его заделы создали предпосылки для быстрого роста экономики Аргентины в последние пять лет. Но речь сейчас не об этом. Главное - страна сошла с неолиберальной орбиты и начала выстраивать иную модель общественного развития. И это - непреложный исторический факт.

Уточним, что мы имеем в виду. В 1990-х годах аргентинские власти, по существу, делегировали внешним силам (транснациональному капиталу, ведущим западным державам, прежде всего  США) часть своего государственного суверенитета - в области экономики, внешней политики и, что было особенно болезненно, в сфере социальных отношений. В результате критически сократились возможности местного правящего класса эффективно управлять общественными процессами в стране, и ситуация вышла из-под контроля, что проявилось, в частности, в драматических событиях 2001-2002 годов. Тогда имело место прямое столкновение власти и общества, сопровождавшееся позорным бегством Президента Фернандо де ла Руа из Розового дома (президентского дворца) и беспрецедентной чехардой с назначениями новых глав государства (за две недели их сменилось пять человек).

В известном смысле кризис начала нового тысячелетия стал болезненной реакцией аргентинского общества на развернувшийся процесс последовательной утраты национального суверенитета, вызвавший острую реакцию самых широких слоев населения, включая значительную часть политического истеблишмента и бизнес-сообщества, не связанного напрямую с транснациональным капиталом.

Все это создало благоприятную почву для антинеолиберальных, по сути, действий новой власти, и прежде всего правительства Н.Киршнера (с 25 мая 2003 г.). Новый курс можно охарактеризовать как государственническую политику левоцентристского толка с прицелом на создание современного социально ориентированного и социально ответственного капиталистического общества.

В данном контексте в Аргентине произошли знаковые перемены, которые правительство К.Фернандес де Киршнер обязалось продолжать. Во-первых, ощутимо возросла роль государства во всех сферах общественной жизни, начиная с экономики. Власти в противовес неолиберальному курсу пошли на создание государственных предприятий и увеличили акционерное участие государства в частных компаниях. С 2003 года последовательно происходит наращивание государственной инвестиционной активности в ключевых секторах экономики, где особенно ощущается нехватка частных капиталовложений: производственная инфраструктура, энергетика, транспорт. Положительную реакцию общества вызвала реализация правительственных инвестиционных программ социального значения, в первую очередь  строительство доступного жилья. Сильная социальная составляющая присутствует и в политике увеличения государственных субсидий, в частности предприятиям общественного транспорта. Тем самым власти сдерживают рост тарифов, сохраняя их на уровне, доступном для малоимущих слоев населения. Ту же цель преследует и контроль над ценами на отдельные продовольственные товары и тарифами ЖКХ. Жизненно важно льготное кредитование малых и средних предпринимателей, развитие потребительского и ипотечного кредитов.

Во-вторых, в известной степени был преодолен синдром "двойного электората", весьма характерный для периода 1990-х годов. Его смысл: опора в ходе избирательной кампании и на выборах на одни слои населения, а затем проведение политики в интересах других социальных сил. Правительство Н.Киршнера стремилось быть верным предвыборным обещаниям. Отсюда сохранявшийся высокий рейтинг президента, порой доходивший до 70%. Аргентинское общество, вручившее мандат доверия "королеве Кристине", вправе ожидать и от нее выполнения предвыборных обещаний.

В-третьих, просматривается ослабление зависимости государственной власти от традиционных групп давления, прежде всего местного и международного бизнес-сообщества. В частности, правительству Н.Киршнера удалось снять остроту проблемы внешнего долга, которая в течение десятилетий дамокловым мечом висела над аргентинской экономикой, и выйти из состояния объявленного в декабре 2001 года дефолта по значительной части суверенных долгов. В первой половине 2005 года Буэнос-Айрес осуществил крупнейшую в мировой истории операцию по обмену дефолтированных долговых обязательств на новые финансовые инструменты и уменьшил объем задолженности на 35% - с 191,3 до 125,3 млрд. долларов. В самом начале 2006 года Аргентина предприняла еще один решительный шаг в этом направлении - полностью выплатила свой долг МВФ в размере 9,5 млрд. долларов. Тем самым были существенно сужены возможности Фонда влиять на аргентинскую экономическую политику. Вполне можно констатировать, что, проведя в целом успешную реструктуризацию значительной части госдолга и погасив задолженность МВФ, Буэнос-Айрес ощутимо снизил риски внешней дестабилизации макроэкономической ситуации в стране.

Одновременно Н.Киршнер, усилив роль государства в экономике, снизил прессинг правительства со стороны крупнейших предпринимательских и банковских структур. По существу, в стране стала выстраиваться новая модель частно-государственного партнерства, приоритетное значение в котором отводится национальным интересам.

В-четвертых, политический процесс развивается, по-видимому, в логике построения так называемой "полуторапартийной демократии", когда при сохранении демократического режима (со всеми его атрибутами) происходит значительное усиление роли одной партии (партийной группы), постоянно выигрывающей выборы и доминирующей в общественной жизни. В Аргентине нынешняя президентская семья, вышедшая из лона главной в стране Хустисиалистской (Перонистской) партии (ХП), пользуется поддержкой основной массы населения, а ее политические сторонники контролируют обе палаты Национального конгресса и большинство провинций. Такое положение дел фактически покончило с традиционной особенностью политической жизни Аргентины - многолетним доминированием двух конкурирующих между собой партий: Гражданского радикального союза (ГРС) и ХП. Их монополия на власть более 100 лет не нарушалась, если не считать военных переворотов, последний из которых произошел в 1976 году. Но драматические события 2001-2002 годов перечеркнули роль и влияние ГРС, поскольку именно его представитель Ф. де ла Руа привел страну к экономическому и социальному краху. Полностью политически восстановиться радикалы не могут до сих пор, что наглядно продемонстрировали выборы 2007 года. На них ГРС даже не выставили собственного кандидата.

Аргентинская политическая культура (несмотря на внешнюю "похожесть") существенно отличается от классических западных образцов. В Аргентине, в частности, политика носит крайне персонифицированный характер, в политической практике широко распространены клиентелизм, опора на родственные и дружеские связи, спекуляция на личной харизме, чрезвычайно высок уровень коррупции. В то же время уроки последнего кризиса и последующее развитие событий показали, что, несмотря на серьезные испытания и тяжелые потери, аргентинская политическая система прошла проверку на прочность и имеет шансы консолидироваться. Именно такую цель декларирует правящий режим. Неслучайно одним из первых пунктов повестки дня правительства К.Фернандес де Киршнер фигурирует достижение национального согласия. Ориентируясь на пример Испании, в которой после смерти Ф.Франко основные политические партии, профсоюзы и предприниматели заключили соглашение о сотрудничестве (пакты Монклоа), Розовый дом также нацелен на подобную трехстороннюю договоренность.

В стратегическом плане аргентинские элиты стремятся к тому, чтобы политический маятник колебался вокруг центра, происходила своего рода "европеизация" общественной жизни страны и гомогенизация партийно-политического ландшафта. Основная борьба должна вестись не между противоположными социально-экономическими моделями (что чревато новыми социальными катаклизмами), а по конкретным вопросам модернизации страны в рамках нынешней парадигмы ее развития.

В итоге, выражаясь российским политическим языком, в Аргентине происходит формирование элементов системы "суверенной демократии" в ее местном варианте. При этом новая модель значительно крепче, нежели неолиберальный курс, привязана к реалиям страны, ее исторической традиции и ориентирована на так называемое "справедливое развитие", учитывающее крайне важный социальный фактор.

Экономика на гребне подъема

НОЯБРЬ 2007 ГОДА стал 60-м месяцем непрерывного поступательного роста аргентинской экономики, которая, как писала местная печать, весь этот период развивалась с крейсерской скоростью. В 2003-2007 годах ВВП страны рос на 8-9% в год (один из самых высоких мировых показателей) и увеличился почти на 65%. Такого хозяйственного рывка не фиксировалось с 1903-1907 годов, то есть ровно 100 лет. В 2008 году, по всем прогнозам, быстрый рост должен продолжиться. Чем обусловлен подобного рода "вертикальный взлет" аргентинской экономики?

Как представляется, ключевую роль сыграла стратегия государства, создавшего в стране благоприятные макроэкономические условия, в том числе валютно-финансовые. Прежде всего, речь идет об отказе от политики "валютного управления", которая в течение десяти лет (1991-2001 гг.) означала сохранение "железного паритета" аргентинского песо с долларом США. Жесткая привязка национальной валюты к американскому доллару в соотношении 1:1 со временем привела к удорожанию аргентинской промышленной продукции, которая утратила конкурентоспособность не только на мировом рынке, но и внутри страны, куда буквально хлынули импортные товары. В начале 2002 года Буэнос-Айрес девальвировал национальную валюту, и новый обменный курс (примерно 3 песо за 1 доллар) быстро помог восстановить утраченное равновесие. Местные производители заменили своими изделиями резко подорожавший импорт и энергично вышли на новые внешние рынки.

Крупным успехом властей стало наведение порядка в денежно-кредитной и бюджетной сферах. В последние пять лет впервые за долгие годы правительство обеспечило финансовую стабильность страны, что явилось важнейшим макроэкономическим условием динамичного хозяйственного роста. Приведем лишь несколько примеров, иллюстрирующих эту мысль. Благодаря улучшению собираемости налогов и взвешенной бюджетной политике в 2002-2007 годах поступления в консолидированный бюджет выросли с 60 до 200 млрд. песо, что обеспечило ежегодный первичный профицит в размере 3-3,5% ВВП. Беспрецедентно увеличились валютные резервы Центрального банка: менее 10,5 млрд. долларов в 2002 году и почти 45 млрд. долларов к концу 2007 года. Одновременно с 39 до 122 млрд. песо возросли частные депозиты, размещенные в банковской системе Аргентины.

В структурном отношении главная движущая сила хозяйственного роста Аргентины - агропромышленный комплекс (АПК), продукция которого является одной из самых конкурентоспособных в мире. На долю АПК приходится одна треть всех занятых в народном хозяйстве, 45% совокупной добавленной стоимости и 52% экспорта. Аргентинские власти и местное бизнес-сообщество стимулируют развитие сельскохозяйственного производства путем широкого внедрения достижений науки и техники: генетически модифицированные растения, экологически чистые продукты, прогрессивные методы земледелия и землепользования, включая так называемый прямой сев, и т.д. В реализации национального модернизационного проекта Аргентина делает главную ставку именно на АПК.

Качественные изменения, происшедшие в последние два десятилетия в аграрном секторе, а также в промышленности, занимающейся переработкой сельскохозяйственного сырья, были закреплены благодаря выгодному для производителей и экспортеров обменному курсу национальной валюты. Это позволило значительно нарастить выпуск многих видов сельскохозяйственной продукции. В 2007 году Аргентина собрала рекордный в своей истории урожай зерновых и зернобобовых - 95 млн. тонн, или свыше
2,3 тонн на душу населения (в семь-восемь раз больше среднемирового показателя). По ряду позиций - соя, кукуруза, пшеница, подсолнечник, растительные масла, говядина, свежие фрукты, включая цитрусовые, арахис и т.д. - страна либо закрепилась на передовых рубежах мирового производства, либо вплотную к ним приблизилась. В первую очередь это касается сои ("зеленое золото", как ее называют аргентинцы), сбор которой за десятилетие вырос в четыре с лишним раза - с 11 до 47 млн. тонн. По имеющимся оценкам, в 2008 году урожай зерновых может достигнуть 106 млн. тонн, а в 2009 году - 120 миллионов.

Принципиальную важность для всего воспроизводственного процесса в Аргентине имеет тот факт, что в посткризисный период опережающими темпами развивалась обрабатывающая промышленность. Тем самым была остановлена проявившаяся в 1990-х годах тенденция к сокращению доли индустриальных отраслей в ВВП. Статистика свидетельствует: после рецессии и обвального падения промышленного производства в 2001-2002 годах его объем в период 2002-2007 годов вырос на 70% и ощутимо превысил максимально высокий уровень, достигнутый аргентинской промышленностью в 1997 году. Ускоренное развитие промышленных отраслей дало повод говорить о "реиндустриализации", или "неоиндустриализации" Аргентины. Как подчеркивал высокопоставленный правительственный чиновник Мигель Пейрано (впоследствии - министр экономики), "реиндустриализация - центральная задача. И это потому, что именно в промышленности создаются добавочная стоимость и технологии, необходимые для обеспечения занятости, повышения доходов и укрепления единства страны"1. Локомотивом индустриального роста стала автомобильная промышленность, увеличившая выпуск с 159 тыс. машин в 2002 году до 550 тысяч в 2007 году. Автомобилестроение потянуло за собой другие отрасли: металлургическую, резинотехническою, стекольную, электротехническую.

Позитивное значение имел и тот факт, что новые направления экономической деятельности, зародившиеся в 90-х годах прошлого столетия, были продолжены и получили дополнительное развитие в первом десятилетии XXI века. Пример тому - горнорудная промышленность. В 2003 году в Аргентине имелось 50 крупных проектов в этой области, а в 2007 году их число возросло до 275. В текущем году в горнорудную промышленность Аргентины было инвестировано свыше 2,9 млрд. долларов (в три раза больше, чем в 2004 г.), а общий объем производства в отрасли превысил 3,4 млрд. долларов, из которых около 90% составили экспортные поставки в 40 с лишним стран мира. Благодаря этому акцентировалось положительное воздействие горнодобывающего сектора на общую экономическую ситуацию в целом ряде аргентинских провинций. Данный пример имеет особое значение потому, что Аргентина (в отличие от соседней Чили), несмотря на значительный потенциал, никогда не была горнодобывающей страной. То, что происходит сейчас, носит инновационный характер и свидетельствует о диверсификации аргентинской экономики.

Сама логика посткризисного развития и достигнутые осязаемые результаты на пути экономического восстановления и модернизации страны предопределили заинтересованность аргентинского политического руководства в расширении национального производства товаров с высокой долей добавленной интеллектуальной стоимости, росте объемов инновационных услуг и "продвинутых" технологий мирового уровня. Правительство реально стремится повысить влияние научно-технического уклада и олицетворяющих его производительных сил в хозяйстве Аргентины и направить экономику по траектории инновационного развития. С этой целью растущие ресурсы направляются в сферу образования и НИОКР, поощряется возвращение в страну ученых, эмигрировавших за границу в 1990-х годах, налаживается частно-государственное партнерство в сфере науки, в том числе в форме создания высокотехнологичных производственных кластеров и технопарков. С приходом к власти правительства К.Фернандес де Киршнер впервые в истории страны было создано специальное Министерство науки, технологий и производственных инноваций. При этом главная ставка делается на те области, где уже имелись существенные заделы и возникла насущная потребность в форсированном расширении масштабов производства. В частности, роль стратегической отрасли национальной экономики отведена информатике. В 2004 году правительство разработало и одобрило десятилетний план ее развития, в рамках которого был принят закон о программном обеспечении, предоставивший фирмам-производителям существенные фискальные льготы (например, снижение на 60% налога на прибыль), и запущена специальная программа ускоренной компьютеризации страны.

Восстановительный рост в экономике Аргентины, перешедший затем в фазу оживления и расширенного воспроизводства, обеспечивает все более полную загрузку производственных мощностей национальной индустрии. В среднем по обрабатывающей промышленности данный показатель вырос с 56% в кризисном 2002 году до 77,3% в 2007 году. При этом в металлургии загрузка доходит до 95,5%, в нефтепереработке - 93,1%, текстильной промышленности - 82,9%, целлюлозно-бумажной - 80,8%, химической - 76,8%, полиграфии - 76,6%, пищевой - 76,5%. Разумеется, не все отрасли восстанавливаются в равной степени динамично. Наряду с лидерами, так называемыми "драйверами" экономического роста, остаются сектора, в которых простаивающие мощности составляют до 50% всего производственного потенциала. Но в целом тренд складывается однозначно: страна преодолела последствия кризиса и высокими темпами наращивает сельскохозяйственное и промышленное производство.

Приметой времени стало проведение Буэнос-Айресом агрессивной внешнеторговой политики. Современная экономическая модель предполагает четко выраженную внешнеторговую экспансию аргентинских предприятий, опирающихся на всестороннюю поддержку государственных органов и институтов. Соответствующие министерства и ведомства снабжают национальных экспортеров необходимой информацией, по всему миру организуют многочисленные торговые миссии (в 2007 г. - свыше 400), содействуют в получении кредитов и финансовых гарантий. Совместные усилия государства и бизнеса (реальное, не на словах, а на деле частно-государственное партнерство) принесли свои плоды. Объем товарного экспорта в 2002-2007 годах вырос вдвое: с 25,7 до 53 млрд. долларов, а количество стран - импортеров аргентинской продукции - с 150 до 200. Только за один 2006 год в номенклатуру аргентинского экспорта добавилось 180 новых товарных позиций. При этом приблизительно 65% экспорта - промышленная продукция. В тот же период резко увеличился экспорт услуг: с 3,5 до 9,6 млрд. долларов, что свидетельствует о прогрессе в формировании постиндустриальных секторов национальной экономики.

Экономический бум позволил аргентинским властям направить значительные финансовые ресурсы на решение наиболее острых и неотложных социальных проблем. В этом смысле правительство Н.Киршнера также продемонстрировало бесспорные успехи, что не в последнюю очередь предопределило успех его жены - преемника на президентских выборах. Отметим наиболее существенные позитивные подвижки в социальной области.

В период с 2003 года в стране было создано более 3 млн. рабочих мест. (В этом, заметим, качественное отличие нынешней модели экономического роста от ситуации 1990-х годов, когда увеличение производства не приводило к повышению занятости.) В результате произошло ощутимое сокращение безработицы: с 24,3% в 2002 году до 8,5% в 2007 году. Несколько сократилось (с 46% до 43%) число занятых в неформальном секторе. Это не так мало, учитывая общее существенное увеличение работающих по найму. Кроме того, важен положительный тренд. Со второго квартала 2002 года по настоящее время примерно на 50% выросла реальная заработная плата, минимальный размер которой сейчас составляет около 310 долларов, а в ряде отраслей достигает почти 600 долларов. Речь, повторим, идет о минимальной оплате труда.

Важны и другие показатели. Так, количество аргентинских граждан, живущих за чертой бедности, снизилось с 54,7% (2003 г.) до 31,4%, обозначилась тенденция увеличения доли заработной платы по отношению к ВВП: с 34,3% в 2003 году до 41,3% в 2006 году. Отмечено и некоторое сокращение разрыва в доходах между "верхними" и "нижними" 10% населения: 35 и 31 раз. В документе под названием "Социальный пакт", разработанном экспертами команды К.Фернандес де Киршнер и определяющем основные направления ее работы, в качестве приоритетной ставится задача дальнейшего улучшения условий жизни основной части населения.

Таким образом, аргентинскому правящему режиму удалось доказать, что в русле "левого дрейфа" возможно обеспечить сочетание экономического роста и социального прогресса. Данное обстоятельство имеет принципиальное значение для оценки перспектив новой модернизационной модели, отрицающей принципы неолиберального фундаментализма и ставящей во главу угла защиту национальных интересов Аргентины и ликвидацию наиболее вопиющих общественных диспропорций.

Глобальный контекст

ВЫСТРАИВАНИЕ постнеолиберальной парадигмы развития Аргентины происходит в быстро меняющейся мировой обстановке, в условиях глубоких геоэкономических и геополитических перемен, появления новых центров силы и политического притяжения. Одним из последствий глобальной перенастройки стала ревалоризация природных ресурсов, существенное повышение цен на сырьевые и продовольственные товары, что явилось прямым следствием растущего спроса со стороны так называемых "восходящих стран-гигантов", и прежде всего Китая. Данное обстоятельство неизбежно повышает международную значимость Аргентины как крупного (порой незаменимого) поставщика сырья и аграрной продукции на мировой рынок. В этом - причина кардинальной смены внешнеполитических ориентиров Аргентины: от так называемых "кровных отношений" с США, характерных для периода 1990-х годов, к многовекторной дипломатии с акцентом на сотрудничество и продвижение национальных экономических и торговых интересов на всех уровнях - двустороннем, субрегиональном, региональном, глобальном.

В настоящее время внешнеполитический курс Розового дома направлен на решение следующих первоочередных задач:

- проводить активную экономическую дипломатию, всесторонне поддерживать национальных предпринимателей в их попытках выйти на зарубежные рынки;

- укрепить отношения и наладить сотрудничество с теми государствами (прежде всего латиноамериканскими), которые в целом разделяют подходы Буэнос-Айреса к актуальным для него международным экономическим и финансовым проблемам;

- максимально диверсифицировать внешние связи, вести постоянный поиск новых партнеров и расширять контакты и обмены с уже имеющимися контрагентами.

Таким образом, в центре внешнеполитической деятельности прежде всего - обеспечение хозяйственных интересов национального капитала. Руководствуясь указанным подходом, аргентинская дипломатия выступила с открытой критикой политики МВФ (возложив на него немалую долю ответственности за экономические катаклизмы в развивающихся странах) и потребовала реформирования деятельности Фонда в направлении большего учета реальных потребностей и возможностей конкретных государств. Более того, Буэнос-Айрес настаивает на изменениях в целом международного экономического порядка, в частности на отказе США и ЕС от субсидирования собственных сельскохозяйственных производителей и снижении импортных пошлин на продукцию из развивающихся стран. По данным аргентинских экспертов, такая практика наносит государствам "третьего мира" ежегодный ущерб в размере 40-50 млрд. долларов. Выступая на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 21 сентября 2004 года, Н.Киршнер призвал "обеспечить более справедливое распределение выгод от глобализации и демократизацию системы принятия решений в международных организациях"2, что в практическом отношении означает действенное участие развивающихся государств в управлении многосторонними механизмами мировой финансовой системы. Только таким путем, считает аргентинское руководство, можно обеспечить эффективное участие международного сообщества в решении кардинальных проблем "третьего мира" - голода и бедности.

Следует подчеркнуть, что в позиции Буэнос-Айреса ключевыми стали тезисы о преимуществах многополярности в мировых делах и неприятии односторонних действий (в том числе с применением военной силы) в обход решений Совета Безопасности ООН. В частности, твердо осуждая акты международного терроризма, от которых в недавнем прошлом серьезно пострадала и сама Аргентина, Розовый дом настаивает на коллективных действиях, на сотрудничестве в антитеррористической борьбе всего мирового сообщества. В данном контексте Буэнос-Айрес отрицательно отнесся к действиям США в отношении Ирака. В то же время Аргентина участвует в международных миротворческих операциях под эгидой ООН: аргентинские воинские и полицейские части входят в состав 8 из 16 такого рода контингентов, действующих в настоящий момент в различных точках земного шара.

В фокусе дипломатического внимания - взаимодействие с Бразилией, превратившейся в главного экономического и политического партнера Аргентины, по существу, в ее стратегического союзника на международной арене. Две крупнейшие страны Латинской Америки объединяет целый комплекс факторов, носящих объективный и долговременный характер: совместное участие в субрегиональной интеграционной группировке МЕРКОСУР, действия по сплочению южноамериканских государств, огромный объем и исключительная глубина двусторонних хозяйственных и гуманитарных обменов, схожие социальные задачи (прежде всего борьба с бедностью и обеспечение продуктивной занятости населения), общие интересы в контексте борьбы за перестройку международных экономических отношений и реформу МВФ. К этому можно добавить и важный субъективный фактор: личное взаимопонимание, сложившееся в отношениях Н.Киршнера и его супруги с Президентом Бразилии Луисом Инасио Лулой да Силвой. Неслучайно еще до вступления в должность главы государства К.Фернандес де Киршнер в ноябре 2007 года нанесла визит бразильскому лидеру. В результате переговоров стороны учредили двустороннюю комиссию высокого уровня и зафиксировали новые приоритетные направления межгосударственного сотрудничества: энергетика (включая ядерную и совместное строительство ГЭС на реке Уругвай), исследования космоса, политика в сфере безопасности.

Разумеется, стратегическое аргентино-бразильское партнерство не исключает расхождений по тем или иным вопросам двусторонних отношений и мировой политики. Фактом является, в частности, не только сотрудничество, но и конкуренция - порой весьма острая - определенных предпринимательских группировок двух стран, что неизбежно проецируется на позиции политических кругов. Разногласия выявились и по весьма чувствительному для Бразилии вопросу о ее возможном превращении (наряду с Германией, Индией и Японией) в нового постоянного члена Совета Безопасности ООН. Аргентина вместе с Канадой, Италией, Испанией, Мексикой и рядом других государств признает необходимость реформирования ООН в духе ее большей демократизации, но до настоящего времени не приемлет указанное предложение о расширении состава Совета Безопасности.

"Болевой точкой" внешней политики Буэнос-Айреса остается проблема восстановления национального суверенитета над Мальвинскими (Фолклендскими) островами. После поражения в войне с Великобританией в 1982 году основные усилия аргентинской дипломатии подчинены решению двух задач. Во-первых, поддерживать интерес мирового сообщества к данной проблеме и периодически фиксировать в международных документах различного уровня наличие нерешенной проблемы в аргентино-британских отношениях. С этой целью Буэнос-Айрес ежегодно инициирует в Специальном комитете ООН по деколонизации принятие соответствующей резолюции, подтверждающей наличие конфликта и призывающей стороны начать переговоры. Во-вторых, не допустить одностороннего укрепления позиций Великобритании в районе Южной Атлантики и в Антарктиде, где Аргентина также демонстрирует свои геополитические и геоэкономические интересы. В этой связи крайне болезненную реакцию Буэнос-Айреса вызвали демарши Лондона, направленные на расширение экономической зоны вокруг Мальвин с 200 до 350 миль, и оформление прав Соединенного Королевства на 1 млн. кв. км континентального шельфа, прилегающего к побережью Антарктиды. Характерно, что в поисках адекватного ответа на международные претензии Лондона Аргентина обрела союзника в лице другого южноамериканского государства - Чили, также обеспокоенного действиями британских властей.

Определяя свои стратегические интересы и потребности на мировой арене, Буэнос-Айрес исходит из презумпции взаимосвязи основных международных проблем (обеспечение всеобщего прочного мира и устойчивого экономического развития всех без исключения государств) и настаивает на их комплексном, одновременном решении. Базовые внешнеполитические подходы Аргентины во многом совпадают с устремлениями российской дипломатии, что составляет основу двустороннего взаимодействия.

Аргентина занимает особое место в общем контексте российско-латиноамериканских отношений. Это наш многолетний деловой контрагент, страна, с которой ведется интенсивный политический диалог и поддерживаются сравнительно широкие культурные и гуманитарные обмены. Структура и характер наших двусторонних контактов в комплексе значительно превосходят связи с любым другим государством Латинской Америки и напоминают отношения Российской Федерации с такими странами, как Испания и Португалия.

Россия (СССР) и Аргентина - традиционные торгово-экономические партнеры. В отдельные годы взаимный товарооборот значительно превышал 1 млрд. долларов, достигнув в 1981 году своего исторического максимума - 3 млрд. долларов. Затем, в десятилетие 1990-х, произошло его резкое снижение. В настоящее время наблюдается новый рост на основе все более активного взаимодействия частных предпринимательских структур. Промышленные и технологические потенциалы двух стран в основном взаимодополняемы, что позволяет предложить друг другу весьма широкую номенклатуру товаров и услуг, эффективно использовать накопленный опыт хозяйственного сотрудничества и разработанную договорно-правовую базу. В 2006 году взаимный товарооборот превысил 1,1 млрд. долларов. Россия вошла в число главных импортеров длинного ряда аргентинских товаров: свежих фруктов (яблок, груш, лимонов и т.д.), вина и виноматериалов, мяса и мясопродуктов, рыбы и морепродуктов, рыбной муки, сои, растительного масла, табака, фруктовых соков, молочных продуктов, сухофруктов. Девальвация песо в начале 2002 года сделала аргентинскую продукцию конкурентоспособной и привлекательной для импорта. Причем речь идет не только о продуктах питания, но и о разнообразных промышленных изделиях, таких как сельскохозяйственные машины, бесшовные трубы, одежда, обувь, косметика, медикаменты и медицинские приборы, товары для дома и занятия спортом. Российская Федерация заняла, без преувеличения, выдающееся место во внешнеторговой стратегии Аргентины: аргентинский экспорт в нашу страну вырос с 150 млн. долларов в 2002 году до 950 млн. долларов в 2006 году и приобрел тенденцию к дальнейшему росту. Россия, писала столичная газета "Кларин", - это "Мекка для аргентинских экспортеров"3.

В свою очередь, аргентинские деловые круги знакомы с промышленным и научным потенциалом России. Достаточно напомнить, что около 25% всей электроэнергии Аргентины вырабатывается на российском (советском) оборудовании. В свое время в эту южноамериканскую страну из СССР, а затем России в значительных количествах поставлялось энергетическое оборудование, установки антиградовой защиты, разнообразная дорожная техника, троллейбусы, другая машинотехническая продукция (легковые и грузовые автомобили, тракторы). В настоящий момент происходит перекомпоновка номенклатуры российского экспорта в Аргентину: какая-то продукция удерживает свои позиции, в других случаях имеет место появление новых товаров. Проблема в том, что объемы российского экспорта пока существенно уступают закупкам аргентинской продукции. Такое положение дел не может удовлетворять российскую сторону. Отсюда - особая актуальность поиска имеющихся резервов и новых методов выхода отечественных товаропроизводителей на аргентинский рынок.

Стратегическая задача в торгово-экономических отношениях, как ее понимают и в России, и в Аргентине, - перейти от "классического" товарообмена к многопрофильному промышленно-инвестиционному взаимодействию, добиться реализации крупных двусторонних проектов, которые могли бы "расчистить поле" для активного производственного и технологического сотрудничества.

В настоящее время векторы реформирования экономических и социально-политических структур Аргентины и России все больше сходятся. Оба государства стремятся в полной мере учесть уроки кризисов (российского - 1998 г. и аргентинского - 2001-2002 гг.), усилить новые - прежде всего внутренние - импульсы развития, обеспечить кардинальное повышение конкурентоспособности своих экономик. На этом сложном пути активное российско-аргентинское взаимодействие в торгово-экономической, политической и других областях может принести обеим странам и их народам ощутимые положительные результаты.

хх

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ Аргентины последних лет очевидны, но их нельзя переоценивать. Реализация нового модернизационного проекта сопряжена со многими рисками как внутреннего, так и внешнего порядка. Оставаясь на почве реальности, следует подчеркнуть, что наблюдаемый быстрый хозяйственный рост на первоначальном этапе в значительной степени носил восстановительный характер (после рецессии и кризиса начала нынешнего века). Сейчас задача осложнилась. Избыточные производственные мощности близки к лимиту, и требуются значительные инвестиции для увеличения и - что еще важнее - обновления основного капитала. В 2007 году валовые капиталовложения составили около 22% ВВП, а для обеспечения в обозримом будущем роста экономики в пределах приемлемых 4-5% годовых необходимо, по оценке экспертов, довести этот показатель до 27%. Смогут ли аргентинские власти обеспечить такое увеличение? Это один из главных вызовов правительству К.Фернандес де Киршнер в экономической области. Новому президенту и ее команде еще предстоит сделать очень многое для модернизации национальной экономики и окончательного перевода ее на инновационные рельсы.

Непростая ситуация сохраняется и в социальной сфере. Имеющегося улучшения недостаточно для радикального решения застарелых проблем бедности и огромного имущественного неравенства. В рамках нынешней парадигмы развития и в русле "левого дрейфа" официальный Буэнос-Айрес неизбежно должен будет и в дальнейшем перераспределять национальный доход в пользу работающих по найму и малоимущих слоев населения. Разумеется, эта политика может столкнуться с сопротивлением части экономических и политических элит и привести к кризису власти. Поэтому особое значение приобретает консолидация аргентинского общества, достижение национального согласия на основе продвижения вперед современного модернизационного проекта.

Во внешней сфере сохраняется угроза ухудшения международной торгово-экономической конъюнктуры. Конечно, пока Аргентина получает немалые дивиденды от повышения цен на сырье и продовольствие. Беспрецедентные экспортные доходы обеспечивают профицит бюджета, позволяют финансировать масштабные программы хозяйственного и социального развития. Но что будет, если произойдет внезапное падение мировых цен на основные товары аргентинского экспорта? Это может серьезно повлиять в негативном плане на общее состояние национальной экономики, вызвать крупные социальные и политические осложнения.

В истории Аргентины было "доброй" традицией, когда каждый новый глава государства обрушивался с резкой критикой на своего предшественника и декларировал радикальную смену правительственного курса. С избранием "королевы Кристины" этот "порядок" впервые нарушен. Ее кабинет позиционируется как продолжатель политики Н.Киршнера и ориентирован на углубление процесса перемен. На этом направлении аргентинские правящие круги существенно продвинулись вперед, располагают значительным потенциалом дальнейшего роста, но отнюдь не свободны от сложных проблем и внутренних, и внешних рисков.

 

1 Clarín, 26.02.2006.

2 Подробнее см.: Яковлев П.П. Аргентина: тенденции развития и сотрудничество с Россией. М., 2005, с. 53-55.

3 Clarín, 19.03.2006.