ЗАМЕТНЫМ СОБЫТИЕМ в дипломатических и политологических кругах России и Соединенных Штатов Америки стал выход в свет документального сборника "Советско-американские отношения. Годы разрядки. 1969-1972", подготовленного совместно Историко-документальным департаментом МИД России и Исторической службой Госдепартамента США. Он был приурочен к 200-летию установления российско-американских дипломатических отношений, которое отмечалось в 2007 году.

Этой дате был посвящен и ряд других значимых мероприятий. Среди них - научно-практические конференции, организованные поочередно в Вашингтоне Госдепартаментом США 22-23 октября и Москве - Институтом всеобщей истории РАН* (* Среди организаторов конференции были также Институт Кеннана (Центр Вудро Вильсона), Государственный университет гуманитарных наук, Министерство образования и науки и Министерство иностранных дел России.) 8-10 ноября 2007 года. Презентация сборника состоялась в ходе упомянутых форумов.

На вашингтонской конференции, где собрались видные деятели американской политической элиты, включая бывшего помощника президента по вопросам национальной безопасности и госсекретаря Г.Киссинджера и экс-главы Пентагона Дж.Шлезингера, многочисленные представители научного мира США и западноевропейских стран, шел предметный, заинтересованный разговор о содержании свежевышедшего документального сборника, значении охватываемого им периода в новейшей истории отношений между двумя нашими странами. Находясь среди участников этого представительного собрания* (* От России в конференции участвовали посол в США Ю.В.Ушаков и директор Историко-документального департамента МИД К.К.Провалов.), я был свидетелем того подчеркнутого внимания, с которым наши американские партнеры, прежде всего Историческая служба Госдепартамента, подошли к самой организации как встречи, так и дискуссии. Подтверждением тому была вступительная речь госсекретаря США К.Райс, посвященная в основном нынешнему состоянию российско-американских отношений.

В целом же форум был сфокусирован на периоде сборника - 1969-1976 годах. В центре внимания были вопросы, связанные с созданием и функционированием конфиденциального канала связи А.Ф.Добрынин - Г.Киссинджер, его ролью в налаживании конструктивного диалога между руководством двух стран, способствовавшего разрядке 1970-х годов в отношениях СССР - США и в общемировом контексте. В выступлениях доминировали позитивные оценки усилий обеих сторон, которые привели к кардинальным сдвигам в международных отношениях тех лет, способствовали развитию общеевропейского процесса, укреплению глобальной стабильности.

При этом не обошлось без некоторой тенденциозности, утверждений о якобы односторонних преимуществах от конфиденциального канала для советской стороны, попыток поставить под сомнение метод прямого диалога на уровне лидеров в обход мнения экспертов и т.д. И все же главным было признание уникальности этого опыта при решении сложнейших международных проблем, налаживании конструктивного взаимодействия в двусторонних делах СССР - США на основе прагматизма, отказа от идеологизации и мессианства в международных делах, поиска совместной выгоды и совпадающих интересов.

Общему настроению участников в полной мере соответствовала высказанная директором Историко-документального департамента МИД К.К.Проваловым оценка периода разрядки в советско-американских отношениях 1969-1976 годов: "Этот плодотворный период принес ощутимые блага, причем не только этим двум странам, но и всему миру. Заметно ослабла угроза ядерной войны. Не будет преувеличением сказать, что разрядка в общемировом масштабе была бы вряд ли возможна без качественных сдвигов, произошедших тогда в отношениях между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки, которые в силу целого ряда объективных факторов несли и продолжают нести особую ответственность за судьбы человечества, за состояние всей системы международных отношений".

Общий итог форума был однозначно позитивным. Именно так он трактовался в политических, научных кругах Вашингтона и в американских СМИ.

Не менее выпукло тема исторической общности и особой роли в мире России и США звучала на московской конференции, посвященной 200-летию отношений между нашими странами. В ней приняли участие более 20 известных ученых, научных сотрудников библиотек, музейных работников из США, специализирующихся по России.

Российская сторона была представлена учеными и профессорами престижных отечественных вузов, таких как МГУ, МГИМО (У), РГГУ, Московский институт международных экономических отношений, Государственный университет гуманитарных наук, Московский педагогический государственный университет. Примечательным было участие в форуме представителей целого ряда российских регионов.

Участники тепло встретили приветствие министра иностранных дел России С.В.Лаврова, в котором, в частности, говорилось: "200 лет - это и много, и мало. Наши отношения переживали различные эпохи, спады в них сменялись периодами подъема. Но с точки зрения перспективы перед нами открываются самые широкие горизонты сотрудничества, появляются новые возможности углубления партнерства, которыми мы просто обязаны воспользоваться.

Для этого важно укреплять взаимное доверие, улучшать климат российско-американских отношений, расширять контакты между людьми.

Одной из главных сфер гуманитарного сотрудничества между нашими странами является академическая наука, которая призвана на уроках истории давать выверенные рекомендации относительно того, как лучше строить наше взаимодействие в будущем. Тем более что, оглядываясь назад, мы находим много примеров мирного и ратного сотрудничества. Поэтому мы придаем большое значение совместной работе российских и американских историков и специалистов и ожидаем от них объективности, прозорливости и глубокого анализа, которые могут оказать незаменимую помощь политикам, позволяя им лучше ориентироваться в лабиринтах проблем".

В схожем ключе были выдержаны и приветствия министра образования и науки А.А.Фурсенко, а также президента РАН академика Ю.С.Осипова.

С обстоятельным докладом выступил директор Института всеобщей истории РАН академик А.О.Чубарьян, мастерски, емко очертивший основные исторические вехи 200-летнего пути, пройденного двумя странами.

С содержательными докладами и сообщениями выступили посол США в России У.Бернс, профессора Гарвардского, Колумбийского, Стенфордского, Мичиганского и других университетов США. Активным было и участие в дискуссии представителей российской стороны.

Именитые ученые, исследователи и дипломаты-практики обеих сторон, включая целый ряд послов СССР и США, опираясь на двухвековой исторический опыт, были, по существу, едины в признании необходимости и преимуществ как для обеих наших стран, так и всего мирового сообщества, последовательного, терпеливого диалога и конструктивного взаимодействия между Москвой и Вашингтоном в ключевых областях двусторонних и международных отношений, включая антитеррор, борьбу с климатическими изменениями, опасными болезнями, распространением ОМУ, энергообеспечение и т.д. Именно на наших двух странах, подчеркивали ораторы, лежит особая ответственность за поддержание глобальной безопасности и стабильности, поиск адекватных, совместных ответов на новые вызовы и угрозы. Общий вывод по итогам дискуссии: в этом ключе и следует выстраивать двусторонние отношения Россия - США на перспективу.

Эту же мысль поддержал и участвовавший в конференции Г.Киссинджер. Выступая на организованной посольством США 8 ноября прошлого года встрече с участниками форума, он сказал, что, придя на госслужбу в конце 1950-х годов, он, как и вся американская политическая элита того времени, был в плену у стереотипов и исходил из того, что именно СССР является главным источником военной опасности для США. Однако по мере более детального ознакомления с делами, вовлечения в реальную политику в администрации Р.Никсона, общения с послом СССР А.Ф.Добрыниным и другими представителями советской стороны он стал лучше понимать подлинный смысл советской политики и, в частности, повышенную чувствительность СССР - с его чудовищными жертвами Второй мировой войны, огромной протяженностью, по выражению Г.Киссинджера, "открытых" границ - к вопросам обеспечения безопасности. С учетом этих обстоятельств, опыта разрядки начала 1970-х годов, в том числе в решении вопросов укрепления безопасности, уменьшения угрозы ядерной войны, он стал убежденным сторонником углубленного переговорного общения между нашими странами, направленного на поиск совместных решений ключевых глобальных проблем, обеспечение мирового равновесия. По словам выдающегося американского дипломата, в этом и должен состоять главный ориентир наших отношений на современном этапе и на перспективу. Что же касается раздающихся порой утверждений о некоем возврате к временам холодной войны, Г.Киссинджер высказался вполне определенно: для новой холодной войны сейчас нет ни идеологических, ни геополитических оснований. Думается, с этим трудно не согласиться.

Положительно реагировали участники на разумное, как представляется, предложение директора Института всеобщей истории РАН академика А.О.Чубарьяна вернуться к практике предшествующих лет, когда между учеными СССР/России и США действовал регулярно собиравшийся поочередно в каждой из двух стран научный совет. Откровенные дискуссии представителей экспертно-научной общественности, подобные состоявшейся в Москве в ноябре 2007 года, несут в себе, несомненно, позитивный заряд, способны внести ощутимый вклад в укрепление взаимопонимания, доверия и сотрудничества между двумя государствами.

Полагаю, что этому в полной мере призван способствовать и вновь вышедший документальный сборник. Книга получилась во многом неординарной и по-настоящему интересной - во всяком случае, таково мнение многих российских и американских специалистов-международников, и на ней стоит остановиться поподробнее.

Это уже второе совместное издание, подготовленное Министерством иностранных дел России и Госдепартаментом США. Первым опытом сотрудничества внешнеполитических ведомств двух стран в области публикации архивных документов был выпущенный в 1980 году издательством "Наука" фундаментальный сборник по начальному периоду российско-американских отношений "Россия - США: становление отношений 1765-1815 гг.", подготовленный при участии академика РАН Н.Н.Болховитинова. В Соединенных Штатах была опубликована англоязычная версия этого тома.

Нынешний сборник - плод договоренности между министром иностранных дел России и госсекретарем США, достигнутой в 2002 году. В целом имелось в виду охватить период 1969-1976 годов, включающий в себя начало и подъем политики разрядки. К настоящему времени завершена работа над первым томом, который охватывает период с февраля 1969 по май 1972 года. В силу различия в печатных форматах в российском издании том состоит из двух книг1, в американском - из одной2. Документальное содержание же обоих изданий практически идентичное. В первую книгу нашего издания включены документы за 1969-1971 годы, во вторую - с января по май 1972 года.

В состав редколлегии российского издания, возглавляемой министром иностранных дел России С.В.Лавровым, входили С.И.Кисляк, Ю.В.Ушаков, И.С.Неверов, К.К.Провалов, А.А.Чурилин, П.В.Стегний, А.Ф.Добрынин, В.О.Печатнов. В работе над сборником с российской стороны принимали участие сотрудники Историко-документального департамента МИД России Н.М.Баринова, Н.В.Бутурлин, М.В.Дьякова, О.Я.Иванова, Т.М.Кочергина, О.В.Мельникова, И.М.Морозова, К.И.Потынг, И.А.Сидорова, И.В.Трифонова, А.И.Филев, О.М.Чернявская. С американской стороны - М.Дж.Сассер (руководитель Исторической службы Госдепартамента США), Д.Х.Хершлер, Е.С.Кифер, П.Клоссен, Д.С.Гейер, Д.Селвидж.

Сборник представляет собой солидный, качественный труд с хронологически подобранной документацией, прекрасными фотоиллюстрациями, научными и справочными комментариями.

Работа посвящена уникальному периоду в отношениях между нашей страной и США - началу разрядки 1969-1972 годов, имевшей огромное значение не только для этих двух держав, но и для всей мировой политики. С появлением сборника читатель может составить представление о событиях тех лет не только по воспоминаниям участников, материалам печати, официальным документам, другим открытым источникам, но и на основе обширного комплекса документальных материалов, подавляющая часть которых публикуется впервые.

В сборник включены переписка руководителей обеих стран, записи переговоров на высшем уровне и на уровне руководителей внешнеполитических ведомств, шифртелеграммы, записи телефонных разговоров и другие документы, позволяющие в деталях проследить процесс перехода от холодной войны и конфронтации к разрядке и взаимовыгодному сотрудничеству. И если часть американских документов уже была ранее рассекречена и недавно опубликована Госдепартаментом в официальной серии "Foreign Relations of the United States"3, то российские документы были специально рассекречены под этот проект* (* Небольшая подборка документов этого тома была опубликована в журнале "Новая и новейшая история" (2006, №5) со вступительной статьей В.О.Печатнова.).

Составители сборника проделали большую работу по выявлению документов в нескольких российских и американских архивах. С российской стороны - это Архив внешней политики Российской Федерации и Архив Президента Российской Федерации, с американской - фонды Госдепартамента в Национальном архиве США, Архив Совета национальной безопасности, Библиотека Конгресса, а также фонд Р.Никсона в Национальном архиве США. В общей сложности для публикации в сборнике было отобрано 380 документов - 198 российских и 182 американских.

Большой научный и познавательный интерес представляют обращения к читателям А.Ф.Добрынина, посла СССР в США с 1962 по 1986 год, и Г.Киссинджера, помощника Президента США по вопросам национальной безопасности с 1969 по 1974 год, а затем, с 1973 по 1977 год, - госсекретаря. В них авторы приводят мотивацию принятия некоторых политических решений, делятся своими личными впечатлениями о событиях тех лет, дают отсылки на другие документальные источники по этой тематике.

Концептуальную основу сборника составляет деятельность конфиденциального канала передачи информации между советским и американским руководством. Поскольку личное руководство работой канала осуществляли посол СССР в США и помощник Президента США по вопросам национальной безопасности - А.Ф.Добрынин и Г.Киссинджер, одно из центральных мест в книге занимают записи их бесед. На основе этих материалов читатель получает доступ к этой некогда суперсекретной форме связи между Белым домом и Политбюро ЦК КПСС, действовавшей в обход Госдепартамента и других государственных органов обеих сторон. Канал был установлен по инициативе американской стороны в феврале 1969 года, вскоре после прихода к власти Р.Никсона, и действовал до конца 1976 года, пока Г.Киссинджер оставался у руководства внешней политики США. Во многом благодаря этому каналу связи стал возможным кардинальный прорыв в советско-американских отношениях, та возросшая степень взаимопонимания и доверия, которая привела к разрядке начала 1970-х годов и связанным с ней крупным договоренностям.

Через этот канал проходили неформальный зондаж и согласование позиций обеих сторон, шел обмен наиболее конфиденциальной информацией, оперативно осуществлялся поиск решений наиболее сложных и деликатных вопросов советско-американских отношений, а также международных проблем и региональных конфликтов, включая Вьетнам, Ближний Восток, индо-пакистанский конфликт 1971 года, отношения в "треугольнике" СССР - США - КНР, ограничение стратегических вооружений, процесс европейской разрядки и многое другое. Уникальность канала "Добрынин - Киссинджер" еще и в том, что его "одушевляли" два выдающихся дипломата нашего времени, которые достойно отстаивали национальные интересы своих стран и вместе с тем умели находить взаимоприемлемые компромиссы. Ознакомление с тем, как развивались контакты между этими двумя дипломатами, помогает понять механизм обсуждения и урегулирования важнейших международных проблем тех лет.

"Оглядываясь назад, - пишет А.Ф.Добрынин в Обращении к читателям, - могу с достаточной уверенностью сказать, что без этого канала вряд ли были бы своевременно достигнуты многие ключевые соглашения, снималась бы периодически возникавшая опасная напряженность. Берлин, Куба, Ближний Восток, дебаты по ПРО и ОСВ, наконец, все дальнейшие переговоры по подготовке встреч на высшем уровне - все это шло через конфиденциальный канал". Г.Киссинджер, в свою очередь, отмечает: "Через канал прямой связи было проведено беспрецедентное число переговоров. До этого он использовался для урегулирования столь же беспрецедентного числа кризисных ситуаций". К числу очевидных достоинств канала, по отзывам его инициаторов и главных участников, относилось и то, что, действуя в обход бюрократических структур и замыкаясь на "самый верх", он позволял достаточно оперативно рассматривать вопросы, снимать возникающие озабоченности сторон, вести поиск оптимальных решений сложных проблем. "Несмотря на вызванную каналом прямой связи бюрократическую неразбериху, - пишет Г.Киссинджер, - он представлял собой новаторское средство, позволявшее преодолеть формальности дипломатической системы, бюрократизация которой все усиливалась".

Наметившийся в конце 1960-х годов позитивный поворот в отношениях СССР - США возник не на пустом месте. Он был обусловлен вескими объективными факторами, как подтверждается публикуемыми в сборнике документами.

Из них явствует, что разрядка была очень противоречивым и сложным процессом, в котором структурное и конъюнктурное, объективное и субъективное неразрывно переплетались друг с другом, образуя единое целое. Это прежде всего достижение военно-стратегического паритета и необходимость перевода гонки ядерных вооружений в более безопасное и предсказуемое русло, общая потребность в снижении уровня военно-политического противостояния между существовавшими тогда двумя блоками. В США новая республиканская администрация Р.Никсона искала выход из тупика вьетнамской войны, новые подходы к сдерживанию растущей ракетно-ядерной мощи СССР и приведению внешнеполитических обязательств Америки в соответствие с ее изменившимися возможностями. В Москве были серьезно озабочены угрозой конфликта с Китаем, стремились облегчить бремя гонки вооружений для советской экономики и стабилизировать отношения с западными странами.

Однако, чтобы своевременно и правильно оценить и в полной мере использовать эти благоприятные факторы, в тот период потребовались немалая дальновидность, смелость и политическая воля обеих сторон. Существенное значение имела и личная заинтересованность в разрядке советских и американских лидеров, связавших свой политический авторитет с преодолением крайностей холодной войны. В итоге между Москвой и Вашингтоном возникло своего рода встречное движение, нечасто встречающееся в большой политике.

При этом начавшийся поворот от конфронтации к налаживанию взаимодействия был отнюдь не простым и гладким. Обе стороны защищали свои национально-государственные интересы, вели сложную дипломатическую игру, были не только партнерами, но нередко и соперниками. Публикуемые в сборнике документы дают наглядное представление о том, как непросто развивался этот процесс, как политическая воля сторон к улучшению отношений и уменьшению взаимной опасности одерживала верх над укоренившимися стереотипами и болезненным взаимным недоверием времен холодной войны.

Своего рода прорывом в этом поступательном движении стал визит Р.Никсона в СССР в мае 1972 года. Но его подготовке предшествовала исключительно напряженная дипломатическая работа, в которой опять же ключевая роль принадлежала конфиденциальному каналу "Добрынин - Киссинджер".

В сборнике впервые приводятся подробные отчеты обеих сторон о советско-американских переговорах в ходе этого, несомненно, исторического визита. Эти документы не только детально раскрывают конкретное содержание тех весьма сложных и порою очень напряженных переговоров, но и выразительно передают их подлинную атмосферу, в которой жесткий торг и острая полемика сочетались со взаимным уважением и даже юмором. Обращает на себя внимание и подчеркнуто уважительный тон обеих сторон, выдержанный в духе равноправия и общей ответственности двух великих ядерных держав за судьбы мира. Г.Киссинджер во время своего секретного визита в беседе с Л.И.Брежневым прямо признавал ошибочность прежнего американского подхода к СССР "с позиций превосходящей силы", а Р.Никсон на переговорах с советским руководством (23 мая 1972 г.) говорил: "...каждая сторона признает, что, независимо от своего желания, ни та ни другая из наших стран не может позволить другой получить над собой преимущество с точки зрения военной мощи. Временами то одна то другая страна выходит вперед, но оба наших народа - это сильные народы, обладающие большими производительными ресурсами, и они по велению самой судьбы должны будут в течение многих лет вести дела друг с другом на равной основе" (кн. 2, с. 162, 376). Думается, что такой подход нисколько не утратил своей актуальности и сегодня.

В подписанном по итогам московского саммита документе под названием "Основы взаимоотношений между СССР и США" подчеркивалось, что различия в идеологии и социальных системах двух стран не являются препятствием для развития между ними нормальных отношений, основанных на принципах суверенитета, равенства, невмешательства во внутренние дела и взаимной выгоды. Логическим результатом разрядки стало подписание во время этого визита Договора по противоракетной обороне (ПРО), а также позднее - ряда других значимых соглашений в области ограничения стратегических вооружений, таких как ОСВ-I и ОСВ-II. На протяжении всего нескольких лет обе страны проделали большую работу не только по стабилизации своих двусторонних отношений, но и по разработке и кодификации новых принципов международного права, соответствовавших реальностям той эпохи.

Последующий период, 1973-1976 годы, отмеченный дальнейшим прогрессом в советско-американских отношениях, углублением разрядки и началом сопротивления ей в США, должен стать предметом второго тома документального сборника в рамках согласованного в 2002 году совместного проекта. Работа над ним еще предстоит.

Возвращаясь к нынешнему изданию, хотелось бы подчеркнуть, что оно представляет большой практический и научный интерес. Работа беспрецедентна уже по своей структуре, построенной на сопоставлении параллельных документов обеих сторон (прежде всего - записей бесед А.Ф.Добрынина и Г.Киссинджера). Это не только позволяет сравнить подходы и восприятия сторон, но и проследить, как содержание доверительных контактов докладывалось на "самый верх", воссоздать общую картину напряженного дипломатического диалога, поскольку эти записи существенно дополняют друг друга. Не секрет, что в ряде случаев отчеты о переговорах в рамках канала отложились лишь с одной (как правило, советской) стороны и потому только совместная публикация документов обеих стран способна восполнить подобные пробелы.

Хотелось бы отметить, что приводимые в сборнике материалы А.Ф.Добрынина - телеграммы и записи бесед, - отличающиеся яркостью стиля и глубиной анализа, являются прекрасным образчиком дипломатического искусства, свидетельством присущего автору политического чутья, прозорливости, точности оценок, дальновидности выводов и рекомендаций, необходимых для выстраивания политической линии нашей страны в отношении своего главного партнера и соперника. Характерно, что высокий профессионализм А.Ф.Добрынина проявляется как в материалах на внешнеполитические темы, так и по внутриполитической ситуации в США, суждениях и оценках конкретных событий и личностей. В этом смысле они могут рассматриваться как самостоятельный ценный источник по новейшей американской истории. В целом добрынинские документы, являясь, без сомнения, одной из вершин отечественной дипломатической школы, могут служить и великолепным наглядным пособием для профессиональной подготовки последующих поколений российских дипломатов.

Не будет преувеличением сказать, что и весь сборник уникален с точки зрения столь масштабного раскрытия тайн дипломатического искусства, мастерства в подготовке и ведении сложных переговоров.

Главная научная ценность сборника состоит в том, что его материалы побуждают к новому прочтению ключевых событий истории международных отношений 1970-х годов. Речь идет не только о советско-американских отношениях, но и других узловых проблемах, оказавшихся в сфере взаимодействия двух сверхдержав, - региональных конфликтах, отношениях в стратегическом "треугольнике" СССР - США - КНР, процессе европейской разрядки и т.д. Публикуемые документы наглядно показывают, например, какую большую роль в советско-американских отношениях играли проблемы ближневосточного урегулирования или как начавшаяся разрядка едва не пошла под откос в результате индо-пакистанского конфликта в конце 1971 года, чего удалось избежать лишь ценой огромных усилий дипломатии обеих стран. По-новому предстает и проблема вьетнамского урегулирования, та неоднозначная роль, которую играла вьетнамская война в отношениях СССР - США.

Еще один важный вопрос, требующий переосмысления в свете новых документов, - сложная взаимосвязь советско-американской и европейской разрядки. Материалы сборника подтверждают настороженное отношение правительства США к "восточной политике" В.Брандта и идее общеевропейского процесса. Вместе с тем Вашингтон не мог отдать на откуп европейским союзникам процесс нормализации между Востоком и Западом и на определенных условиях был готов к нему подключиться. В итоге, как свидетельствуют публикуемые документы, возникла сложная система увязок: советская дипломатия "мягко" увязывала американскую поддержку ратификации германских договоров (СССР - ФРГ, ФРГ - Польша) с московской встречей в верхах, тогда как США увязывали эту свою поддержку с советским давлением на Ханой, а свое согласие на Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе - с началом венских переговоров о сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе. В целом можно считать, что советской дипломатии удалось тогда не без помощи западноевропейцев вовлечь США в процесс европейской разрядки.

Документы сборника в сочетании с последними публикациями в серии "Foreign Relations of the United States", а также соответствующими публикациями в ФРГ и Франции вводят в научный оборот богатый и интереснейший массив документов из российских и американских архивов, который позволяет по-новому осмыслить историю советско-американских и международных отношений 1970-х годов на подлинно научной, строго документированной основе. Думается, в освоении этого нового материала призваны сказать свое слово российские ученые, особенно с учетом того, что политика разрядки составляет одно из главных внешнеполитических достижений нашей страны.

И еще. Ознакомление с содержанием сборника оставляет ощущение реального соприкосновения с политическим пульсом планеты тех лет. В этом одно из его несомненных достоинств.

В то же время, держа в руках эту книгу, невольно задумываешься, насколько изменился мир за последние три десятилетия. Об этом красноречиво пишет Г.Киссинджер в Обращении к читателям: "25 марта 1971 года, как указано в записи моего телефонного разговора с советским послом Анатолием Добрыниным, я сказал ему: "Когда мы оставим государственную службу, а я оставлю ее раньше, чем ты, то надеюсь, у меня будет возможность ознакомиться с теми донесениями, касающимися меня, которые ты направлял в Москву". Это замечание было сделано в шутливом тоне, которого мы с Добрыниным всегда придерживались, чтобы несколько компенсировать крайнюю серьезность обсуждавшихся вопросов. Учитывая хорошо известную склонность советской стороны к строгому соблюдению секретности, я не питал каких-либо иллюзий относительно того, что мы сможем когда-нибудь, еще при моей жизни, получить доступ к советским архивам. Однако благодаря инициативе Исторической службы Государственного департамента США и в результате ее совместной работы с соответствующим подразделением Министерства иностранных дел в Москве стало возможным опубликовать уникальную подборку материалов, отражающих общение помощника американского президента по вопросам национальной безопасности с советским послом. Это явилось знаковым свидетельством того, насколько изменился мир с тех пор, как мы, встречаясь с Добрыниным - чаще всего в Картографическом кабинете Белого дома, - пытались найти пути к выходу из кризисов, грозивших поставить мир на грань ядерной катастрофы, и размышляли о том, сможет ли мир измениться в лучшую сторону, и если да, то каким образом наш диалог может этому способствовать".

Да, со времени рассматриваемых в сборнике событий утекло много воды и в Потомаке, и в Москве-реке. Сейчас иная ситуация в мире, другие США и Россия и отношения между ними. Ушли в прошлое идеологическая конфронтация и глобальное соперничество периода холодной войны, сменившись пусть не простым, но все же партнерством. Казалось бы, обе страны пришли к тому, к чему они так стремились в 1970-х годах прошлого века. И тем не менее жаль, что та модель разрядки, которая начиналась в тот период и строилась на паритете, признании законных интересов друг друга и центральной роли советско-американских отношений в мире, не получила своего дальнейшего развития.

В любом случае, это был уникальный опыт, и его внимательное изучение и исследование, думается, весьма полезны и востребованы и в наши дни, причем как с научной, так и с практической точек зрения. В этом контексте сборник служит важным подспорьем, убедительным подтверждением преимуществ диалога, фактической безальтернативности переговорного поиска решений сложных двусторонних и международных проблем.

Хотелось бы выразить уверенность, что данное издание привлечет внимание самого широкого круга читателей. Оно, безусловно, того заслуживает.

 

1 Советско-американские отношения. Годы разрядки. 1969-1976. Сборник документов, т.1: 1969 - май 1972. В 2-х кн. М., Международные отношения, 2007.

2 Soviet-American Relations. The Détente Years, 1969-1972. Washington, U.S. Government Printing Office, 2007.

3 Soviet Union, October 1971 - May 1972.//Foreign Relations of the United States, 1969-1976, Vol. XIV. Washington, 2006.