Динамическая ситуация в международной торговле на протяжении ряда последних лет (вслед за глобальным финансово-экономическим кризисом 2008-2009 гг.) складывалась в достаточной степени драматично. Глубокое - на 23% - снижение стоимостных параметров мирового товарного экспорта в период кризисных потрясений сменилось почти «зеркальным» их ростом в 2010-2011 годах - на 22% и 20%, соответственно. Но уже в следующем, 2012 году международный товарооборот откровенно стагнировал при фактически нулевом его увеличении. 2013 год также принес не более 2% повышения стоимости мирового объема экспортно-импортных операций (см. Таблицу 1). Неслучайно поэтому именно 7 декабря 2013 года министерская конференция Всемирной торговой организации (ВТО) предприняла отчаянную попытку активизировать международный обмен, одобрив так называемый Балийский пакет соответствующих неотложных мероприятий в этой сфере.

Вполне вероятно, что подобные меры оказались уместными, поскольку некоторое оживление глобальной товарной торговли отмечалось уже в 2014 году, в основном за счет дальнейшего развития экспортной экспансии стран-лидеров, таких как Китай (годовой прирост вывоза по стоимости 6,1%), США (2,9%), Германия (3,6%), Нидерланды (17,6%)1.

Однако даже в группе ведущих в мире экспортеров товарной продукции проявились «неудачники» - страны, продемонстрировавшие в прошедшем году отрицательные темпы роста вывоза товаров. К ним относились прежде всего Япония (снижение ее товарного экспорта по стоимости в 2014 г. составило 23,9 млрд. долл., или –3,3%), Великобритания (утратившая за год немногим менее 42,0 млрд. долл., или –7,7%) и Российская Федерация (замыкающая список десяти крупнейших мировых поставщиков товаров на внешние рынки потеряла 35,1 млрд. долл., или –6,7%).

Дальнейший перечень стран, уступивших в глобальной конкуренции в прошлом году, включает Бельгию (товарный вывоз которой сократился в прошедшем году на 41,8 млрд. долл., или –8,2%), Индию (18,4 млрд. долл., или –5,5%), Бразилию (17,1 млрд. долл., или –7,1%), Таиланд (2,7 млрд. долл., или –1,2%), а также Швецию (3,3 млрд. долл., или –1,9%), Норвегию (11,5 млрд. долл., или –7,4%), а также занимающую 38-ю строку в рейтинге крупнейших мировых экспортеров товаров ЮАР (4,6 млрд. долл., или –4,8%).

 

Таблица 1

Динамика международной товарной торговли, крупнейшие страны - экспортеры товаров, 2010-2014 годы, в млрд. долларов, в %*

 

Страны - экспортеры товарной продукции

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

 

Мир в целом

15 050,924

18 055,465

18 003,055

17 974,395

18 355,011**

 

Изменение
за год в %

22,1

20,0

-0,3

-0,2

2,1

 

Изменение за год в %***

22,0

20,0

0,0

2,0

 

В том числе:

 

 

 

 

 

1.

Китай

1 577,764

1 898,388

2 048,782

2 209,007

2 342,808

2.

США

1 277,109

1 479,730

1 545,565

1 578,001

1 623,443

3.

Германия

1 271,096

1 482,202

1 416,184

1 458,647

1 511,132

4.

Япония

769,774

823,184

798,568

715,097

691,232

5.

Нидерланды

492,646

530,576

554,678

571,247

671,782

6.

Франция

511,651

581,542

556,576

566,879

581,545

7.

Республика Корея

466,381

555,209

547,855

559,619

573,091

8.

Италия

446,840

523,256

501,529

513,717

528,805

9.

Великобритания

422,014

517,289

481,226

548,042

506,066

10.

Россия

397,068

516,993

524,766

527,266

492,145

 

Изменение
за год в %

32,0

30,2

1,5

0,5

-6,7

 

*Исходные данные «International Trade Centre» (ITC); расчеты автора.

**Данные по кумулятивной стоимости мирового товарного экспорта, оценка автора.

***Официальная оценка ВТО, для сравнения.

Составлено и подсчитано автором по: «International Trade Centre» (ITC)
// www.intracen.org; ср.: WTO. World Trade Report 2014. Trade and development: recent trends and the role of the WTO. Geneva, 2014. Р. 32.

 

Обращает на себя внимание проявившаяся также в 2014 году негативная ситуация в динамике экспортных поставок товаров из стран, входящих в объединение БРИКС2. Интрига состоит в том, что, за исключением Китая, остальные участницы группы в прошедшем году по разным причинам все же несколько утратили занятые ими ранее позиции в мировом товарном обмене.

Очевидно, отдельного комментария заслуживает Украина, находившаяся в 2014 году на 50-й позиции в общемировом списке стран - поставщиков на зарубежные рынки товарной продукции и также серьезно ухудшившая свой экспортный потенциал.

Действительно, всего за один прошедший год стоимость украинского вывоза сократилась на 9,4 млрд. долларов, или на 14,9% (для сравнения, в 2013 г. потери страны составляли соответственно 5,4 млрд. долл., или 7,8%). Иными словами, динамическая ситуация во внешнеторговой сфере Украины стремительно ухудшилась, причем примерно вдвое.

Не вызывает сомнений, что в основе негативных трендов во внешней торговле вышеназванных европейских государств находится развертывание известных событий на украинском Юго-Востоке. Как известно, именно они в начале 2014 года были использованы в качестве повода для введения и последовавшего позднее расширения антироссийских санкций, цели которых представляются весьма разнообразными.

Об экономической подоплеке
санкционного процесса

Можно согласиться с теми экспертами, которые видят в развитии этого санкционного давления на Российскую Федерацию вполне конкретную экономическую составляющую. Причем одним движением руки известный дирижер пытается решить сразу несколько серьезных и перспективных задач.

Некоторые из них, наиболее явные, уже послужили объектом исследований как за рубежом, так и в России. Другие, возможно, менее очевидные цели введения и распространения санкций стоит рассмотреть.

Прежде всего, целесообразно иметь в виду, что в посткризисный период 2009-2012 годов конгломерат европейских государств, и в первую очередь страны - члены Европейского союза, оставался крупнейшим коллективным игроком в сфере международной торговли. Даже несмотря на отмечавшееся тогда в Европе «беспрецедентное и необычайно длительное замедление темпов экономического роста»3, Евросоюз контролировал в 2013 году 33,2% мирового товарного экспорта и 32,6% глобальных закупок по импорту. Для сравнения, аналогичные показатели для трех стран Северной Америки и отдельно США составляли соответственно 13,2% и 8,6% в сфере товарного вывоза, 17,4% и 12,7% - в области ввоза товаров4. Очевидно, что известному дирижеру было впору задуматься об ослаблении столь мощного конкурента в системе современных мирохозяйственных связей.

Однако у такого конкурента находилась традиционная и надежная опора в обострившейся конкурентной борьбе в виде ресурсного потенциала давнего внешнеэкономического партнера Европы - Российской Федерации. Поэтому ослабление сложившихся, накопленных веками хозяйственных контактов по линии Европа - Россия вполне отвечало бы стратегическим интересам и тактическим задачам известного дирижера.

Вполне логично в этой связи было ожидать от такого дирижера определенных усилий по нанесению урона обеим сторонам крепнувшего еще в недавнем прошлом хозяйственного тандема ЕС - РФ. Именно поэтому удар был сориентирован на участников этого довольно успешно развивавшегося диалога, особенно когда нашелся подходящий для такого вмешательства повод - события на Юго-Востоке Украины.

Скорее всего, не станет большим преувеличением предположить, что ослабление ресурсной базы Евросоюза путем отлучения от него российской экономики вряд ли будет способствовать должному обеспечению перспектив развития стран - членов группировки. Одновременно подобное же отключение РФ от финансовых и технологических возможностей Европы должно было бы, по замыслу дирижера, ограничить ее шансы5. Именно в этом и состояла экономически обоснованная подоплека его вполне реальных действий в отношении Европы и России. При этом практические шаги дирижера имели, безусловно, и другие - внеэкономические - резоны и последствия.

Если рассматривать ситуацию, использованную как повод для введения санкций, то есть развитие событий на Юго-Востоке Украины, несколько более детально, возникает весьма интересный ракурс. Следует помнить, что эволюция внутриукраинской ситуации в начале 2014 года и ранее во многом опиралась на якобы взаимный интерес Европейского союза и Украины к сближению, сотрудничеству именно в хозяйственной сфере.

Принимая такое утверждение как аксиоматичное, следует сделать ряд серьезных уточнений. Интерес Украины к более тесной привязке к Европе, Евросоюзу понятен. В первую очередь он мог основываться на ее стремлении расширить возможности собственного (прежде всего крупного) бизнеса в ведении дел на всей территории континента и за его пределами. Вероятно и намерение населения страны повысить уровень жизни, ее качество. Но все это оказалось бы малореальным, если бы пожелания Украины не находили ответного, встречного движения со стороны ЕС. Его интересы аналогичным образом базировались прежде прочего на хозяйственной составляющей. Не секрет, что природно-климатические условия Украины, как ближайшей к нему географически страны, выглядели прежде и остаются сейчас более чем привлекательными для бизнеса (прежде всего агропромышленного) Европы.

Так, специалистам в области международной товарной торговли хорошо известны перспективы эволюции таких ее сегментов, как продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. Не представляет особых сложностей выстроить парадигму дальнейшего развития (в средне- и долгосрочной перспективе) ситуации на мировых рынках продовольствия и сырья в связи с благоприятнейшей ценовой конъюнктурой.

Поэтому точные бизнес-расчеты и научное предвидение сориентировали экспертов Евросоюза на разработку стратегии его сближения с Украиной. Очевидно, что за завесой общих рассуждений на внеэкономические темы доминировать продолжат именно интересы ЕС в хозяйственной сфере. Таким образом, Украину рассматривали и продолжают рассматривать скорее в качестве перспективной территории - поставщика определенных ресурсов, дорожающей продукции агропромышленного комплекса. Известно, что в настоящее время иностранные инвесторы заняты активным приобретением в собственность участков земли (на фоне падения рыночных цен на них) в различных регионах Украины. По-настоящему равноправные партнерские отношения вряд ли вероятны в рамках сотрудничества ЕС с Украиной.

Рассмотрение вышеназванных проблем не исчерпывает, естественно, анализ всей совокупности происходящего в Восточноевропейском регионе, однако указывает на те его аспекты, которые могут остаться за пределами проводимых исследований.

Что год прошедший нам готовил

2014 год, если судить по данным Федеральной таможенной службы (ФТС) России, оказался далеко не самым удачным в истории развития внешнеторговых связей Российской Федерации. Вместе с тем итоги этого года можно оценивать с различных позиций. Так, завершение его первого квартала ознаменовалось «крымской весной», а затем введением из-за обострения ситуации на украинском Юго-Востоке антироссийских санкций.

Сейчас, в начале 2015 года, уже становится очевидным, что процесс введения и расширения санкций, направленных против России в различных сферах, следует воспринимать как весьма длительный.

Активное участие в этом процессе приняли США, страны - члены Европейского союза, а также Австралия, Новая Зеландия, Канада и другие. Как известно, попытки США и их союзников определенным образом «повлиять» на отечественную экономику уже не раз предпринимались ранее, но введение подобных мер, в частности с 1949, 1962, 1974 годов и позднее, не приносило их инициаторам желаемых результатов6. Тем не менее с марта 2014 года наблюдается введение и неоднократное расширение санкционного давления на Российскую Федерацию.

Интрига состояла в подключении к данному процессу новых стран-участниц, что является поводом для анализа новых трендов в практике международного товарообмена.

Прежде всего, вполне логично предположить, что участие этих стран в программе санкций оказывается по-разному мотивированным. Так, для США наиболее важной задачей остается, судя по их modus operandi, ослабление национальных хозяйств и позиций Европейского союза и Российской Федерации в современной мировой экономике и системе мирохозяйственных связей*. (*Целесообразно учитывать, что при сложившихся ранее экономических связях между Европейским союзом и Российской Федерацией, в условиях формирования их определенной взаимозависимости, нанесение урона одной из сторон тандема неизбежно окажет влияние на экономику партнера. Однако в данной ситуации можно вести речь о том, что санкционным нажимом был нанесен удар по отношениям двух давних партнеров, задевая их одновременно. Это стало очевидно европейским странам примерно год спустя после введения санкций. Как известно, страны - члены Евросоюза уже не имеют консенсуса по поводу продления санкций, уже не отмечается их полного единодушия по этому вопросу. Пока же страны - участницы ЕС проявляют формальную солидарность, их экономики несут неизбежные потери.)  А для Австралии ее санкционная активность в определенной степени может быть обусловлена стремлением потеснить на мировом рынке опасного конкурента, располагающего, как и она, весьма значительной сырьевой базой, и, соответственно, перспективами развития своей экономики.

Подведение итогов прошедшего года показывает, что под санкционным прессом западных партнеров России произошло довольно ощутимое ухудшение ряда показателей ее внешнеторговой деятельности.

Как свидетельствуют статистические данные ФТС РФ (см. Таблицу 2), 2014 год закончился для РФ падением стоимостных объемов товарооборота (на 61,3 млрд. долл., или почти на 7,3%), товарного экспорта (на 29,5 млрд. долл., или на 5,7%), товарного импорта (на 31,8 млрд. долл., или на 10,0%)**. (**Следует обратить внимание на некоторые расхождения в официальных статистических данных по внешней торговле, которые представлены в документах ВТО и ФТС России.)  При этом сальдо внешней торговли России оставалось на уровне последних лет - 210,9 млрд. долларов. Подобная динамика продолжила тенденцию к стагнации в сфере внешнеторговых связей 2012-2013 годов, когда после полосы бурного роста в предкризисные 2003-2008 и посткризисные 2010-2011 годы в РФ среднегодовые темпы прироста стоимостных показателей товарного экспорта/импорта приближались к отметке 30% и более.

Если же рассматривать прошедший год в контексте общей эволюции российской внешней торговли в 1992-2014 годах, можно было бы отметить следующее. Развитие внешнеторговых связей России за весь новейший период складывалось в целом довольно удачно.

В эти годы абсолютное снижение стоимости российского товарооборота во внешней торговле отмечалось фактически трижды. Первый отрезок с отрицательными темпами его роста был в 1998-1999 годах, что связано с финансово-экономическим кризисом в Российской Федерации 1998 года (здесь и далее см. Таблицу 2).

Негативные моменты во внешнеторговой сфере РФ проявились в 2001 году, когда было зафиксировано заметное снижение стоимостных показателей российского товарного вывоза (при существенном росте ввоза товаров в РФ и общей вполне положительной динамике внешнеторговых операций). Спад экспортной активности России был во многом обусловлен тогда негативными сдвигами в международной товарной торговле.

Более масштабное падение стоимости российского внешнеторгового товарооборота состоялось в рамках последнего глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов, который сопровождался существенным спадом в сфере международного обмена товарами. Однако если объемы мировой товарной торговли в 2009 году сократились по стоимости на 12,2%, а особенно пострадавшими при этом среди наиболее продвинутых экономик оказались такие страны, как США (–13,9/–16,5% в сфере экспорта/импорта товаров), страны Европы (–14,4/–14,5%) и Япония (–24,9/–12,8%), то для Российской Федерации падение стоимостных параметров товарного оборота составило –36,1%, причем в сфере вывоза оно достигало –35,5%, а в импорте выглядело еще заметнее, примерно –37,3%7.

В период 2012-2013 годов также отмечалось заметное замедление темпов ежегодного роста международной и российской внешней торговли. При этом динамика отечественного вывоза/ввоза товаров демонстрировала показатели, близкие к общемировым.

Но 2014 год стал особенным в истории российского внешнеторгового обмена, поскольку введение против Российской Федерации жестких внешних санкций, а впоследствии их расширение, затем симметричный ответ с ее стороны существенно повлияли на динамику внешней торговли России.

Таким образом, можно констатировать, что наиболее успешным для внешней торговли Российской Федерации за весь период ее новейшей истории стал 2013 год, когда оборот достиг 844,2 млрд. долларов. Так, в 1992-2013 годах стоимость внешнего товарооборота России возросла в 8,7 раза, причем опережающими темпами увеличивался товарный вывоз - в 9,7 раза, а импорт товаров шел медленнее и в итоге вырос всего в 7,4 раза8.

 

Таблица 2

Динамика внешней торговли товарами Российской Федерации,
1992-2014 годы, в млрд. долларов, в %*

 

Годы

Товарооборот, всего, млрд. долларов

Рост за год в %

Экспорт товаров, млрд. долларов

Рост за год в %

Импорт товаров, млрд. долларов

Рост за год в %

Сальдо, млрд. долларов

1992

97,2

54,2

43,0

11,2

1993

101,4

4,32

59,2

9,2

42,2

‒1,9

17,0

1994

118,1

16,5

67,6

14,2

50,5

19,7

17,1

1995

142,1

20,3

81,1

19,9

61,0

0,8

20,1

1996

151,4

6,5

89,1

9,9

62,3

2,1

26,8

1997

155,0

2,4

87,4

‒1,9

67,6

8,5

19,8

1998

133,4

‒13,9

73,8

‒15,6

59,6

‒11,8

14,2

1999

115,4

‒13,5

74,4

0,8

41,0

‒31,2

33,4

2000

137,0

18,7

103,1

38,6

33,9

‒17,3

69,2

2001

141,8

3,5

99,9

‒3,1

41,9

23,6

58,0

2002

152,9

7,8

106,7

6,8

46,2

10,3

60,5

2003

191,1

24,9

133,7

25,3

57,4

24,2

76,3

2004

257,2

34,6

181,6

35,8

75,6

31,7

106,0

2005

340,2

32,3

241,5

33,0

98,7

30,6

142,6

2006

439,5

29,2

302,0

25,1

137,5

39,3

164,5

2007

552,2

25,6

352,5

16,7

199,7

45,2

152,8

2008

734,7

33,1

467,6

32,7

267,1

33,8

200,5

2009

469,3

‒36,1

301,8

‒35,5

167,5

‒37,3

134,3

2010

625,4

33,3

396,4

31,4

229,0

36,8

167,5

2011

821,3

31,2

516,0

30,0

305,3

33,4

210,7

2012

837,2

1,8

524,7

1,6

312,5

2,2

212,2

2013

844,2

0,8

526,4

0,3

317,8

1,7

208,6

2014

782,9

‒7,3

496,9

‒5,7

286,0

‒10,0

210,9

 

*Составлено и подсчитано автором по данным ФТС России. См.: www.customs.ru

 

Если рассматривать только посткризисный период, то за 2010-2013 годы стоимостные параметры внешнеторгового оборота РФ повысились почти в 1,8 раза. Однако в это время лидирующим по динамике развития оказывался товарный импорт России, объемы которого по стоимости повысились в 1,9 раза, тогда как зарубежные поставки российских товаров возросли в 1,7 раза.

Все это позволило Российской Федерации заметно упрочить свои позиции в глобальном товарном обмене, подняться в мировом рейтинге крупнейших экспортеров товаров с 17 места в 2002 году до девятого места в 2013 году. При этом среди ведущих импортеров товаров из-за рубежа РФ на протяжении данного периода поднималась постепенно с 23 до 16 места.

Тем не менее в 2014 году вследствие падения стоимости отечественного товарного вывоза Россия переместилась на десятую позицию в глобальном рейтинге стран - поставщиков товарной продукции за рубеж9.

Тренды в географии российского
внешнеторгового товарооборота

Анализ сдвигов в географической структуре внешнеторговых контактов Российской Федерации позволяет сделать несколько довольно интересных наблюдений.

2014 год, несмотря на показанные отрицательные темпы динамики внешней торговли, продемонстрировал и продолжение тренда к устойчивому повышению удельного веса стран дальнего зарубежья (ДЗ) в стоимости товарного оборота (экспорта, импорта). Расчеты автора показывают, что с 1992 по 2014 год доля таких стран в совокупном товарообороте РФ увеличилась с 81,7% до 87,8% при соответствующем сокращении удельного веса государств ближнего зарубежья (БЗ - зоны СНГ) с 18,3% до 12,2%. Еще более заметным в этот период повышение доли дальнего зарубежья оказалось в стоимостных показателях российского товарного экспорта - на девять процентных пунктов - до 87,2%. В те же годы доминирование этих стран в импорте РФ также окрепло, но скромнее - всего на 2,8 процентных пункта - до 88,8% (см. Таблицу 3).

Таблица 3

Сдвиги в географической структуре российской внешней товарной торговли, 1992-2014 годы, в млрд. долларов, в %*

 

 

1992

2010

2011

2012

2013

2014

Товарооборот, всего

97,2

625,4

821,3

837,2

844,2

782,9

В том числе:

 

 

 

 

 

 

ДЗ

79,4

534,1

698,8

719,5

729,4

687,3

ДЗ, доля в общем объеме в %

81,7

85,4

85,1

85,9

86,4

87,8

БЗ

17,8

91,3

122,5

117,7

114,8

95,6

БЗ, доля в общем объеме в %

18,3

14,6

14,9

14,1

13,6

12,2

в том числе:

 

 

 

 

 

 

Экспорт

54,2

396,4

516,0

524,7

526,4

496,9

В том числе:

 

 

 

 

 

 

ДЗ

42,4

336,7

437,8

447,0

452,7

433,3

ДЗ, доля в объеме экспорта в %

78,2

84,9

84,8

85,2

86,1

87,2

БЗ

11,8

59,7

78,2

77,7

73,7

63,6

БЗ, доля в объеме экспорта в %

21,8

15,1

15,2

14,8

13,9

12,8

в том числе:

 

 

 

 

 

 

Импорт

43,0

229,0

305,3

312,5

317,8

286,0

В том числе:

 

 

 

 

 

 

ДЗ

37,0

197,4

261,0

271,9

276,5

254,0

ДЗ, доля в объеме импорта в %

86,0

86,2

85,5

87,0

87,0

88,8

БЗ

6,0

31,6

44,3

40,6

41,3

32,0

БЗ, доля в объеме импорта в %

14,0

13,8

14,5

13,0

13,0

11,2

Сальдо

11,2

67,5

10,7

12,2

08,6

210,9

 

* Составлено и подсчитано автором по данным ФТС России. См.: www.customs.ru

Еще более заметные сдвиги произошли под давлением внешних санкций в 2014 году в структуре российской внешней торговли с отдельными странами - партнерами РФ.

Как и следовало ожидать, происходило некоторое, порой значительное снижение стоимостных объемов взаимного товарооборота между Российской Федерацией и ее традиционно главными внешнеторговыми партнерами - странами - членами Европейского союза, которые активно поддерживали антироссийские санкции (здесь и далее см. Таблицу 4).

 

Таблица 4

Тренды в географической структуре внешнеторговых связей России, 2013-2014 годы, в млрд. долларов, в % *

 

Регионы, страны

2013 г.

.

2014 г.

Изменения
в 2014 г.
к 2013 г. в %

 

Оборот

Экспорт

Импорт

Удельный вес в %

Оборот

Экспорт

Импорт

Удельный вес в %

Оборот

Экспорт

Импорт

Мир в целом

844,2

526,4

317,8

100,0

782,9

496,9

286,0

100,0

93,0

94,2

90,8

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕС (28),

417,7

283,4

134,2

49,6

377,3

258,8

118,5

48,2

90,3

91,3

88,3

включая:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нидерланды

76,0

70,1

5,9

9,0

73,2

67,9

5,3

9,4

96,4

96,9

89,9

Германия

74,9

37,0

37,9

8,9

70,1

37,1

33,0

9,0

93,5

100,3

86,9

Италия

53,9

39,3

14,6

6,4

48,5

35,8

12,7

6,2

90,0

90,9

87,4

Польша

27,9

19,6

8,3

3,3

23,0

15,9

7,1

2,9

82,4

81,4

85,0

Великобритания

24,6

16,5

8,1

2,9

19,3

11,5

7,8

2,5

78,7

69,9

96,3

Франция

22,2

9,2

13,0

2,6

18,3

7,6

10,7

2,3

82,5

82,3

82,6

Финляндия

18,7

13,3

5,4

2,2

15,9

11,4

4,5

2,0

85,3

85,5

84,7

Латвия

11,2

10,4

0,8

1,3

13,3

12,6

0,7

1,7

118,2

121,0

81,1

Бельгия

11,8

7,7

4,1

1,4

12,8

9,2

3,6

1,6

108,8

119,4

88,6

Швеция

8,4

4,5

3,9

1,0

8,0

4,8

3,2

1,0

95,7

107,1

82,7

Венгрия

9,4

6,4

3,0

1,1

7, 9

5,1

2,8

1,0

84,2

80,9

91,1

Литва

7,3

6,1

1,2

0,9

5,8

4,8

1,0

0,7

79,5

77,5

90,0

Эстония

4,8

4,0

0,8

0,6

5,3

3,7

1,6

0,7

110,6

92,2

204,8

Дания

3,7

1,5

2,2

0,4

4,5

2,9

1,6

0,6

123,2

196,1

73,7

АТЭС,

208,5

9,3

109,2

24,8

211,2

107,2

104,0

27,0

101,3

108,0

95,2

включая:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Китай

88,8

35,6

53,2

10,5

88,4

37,5

50,9

11,3

99,5

105,3

95,7

Япония

33,2

9,7

13,5

3,9

30,8

19,9

10,9

3,9

92,7

101,0

80,5

США

27,6

11,1

16,5

3,3

29,1

10,7

18,4

3,7

105,6

95,9

112,1

Республика Корея

25,2

4,9

10,3

3,0

27,3

18,3

9,0

3,5

108,5

123,0

87,6

Сингапур

2,4

1,9

0,5

0,3

6,2

5,5

0,6

0,8

252,5

294,4

109,3

Таиланд

3,4

1,3

2,1

0,4

3,9

1,7

2,2

0,5

118,8

137,9

107,1

Малайзия

2,7

1,3

1,4

0,3

3,3

1,8

1,5

0,4

122,7

143,5

103,8

Канада

2,3

0,47

1,8

0,3

2,2

0,7

1,5

0,3

97,0

148,4

83,5

Мексика

1,9

0,9

1,0

0,2

2,2

1,4

0,8

0,3

113,7

161,4

74,8

Чили

0,7

0,05

0,69

0,1

0,9

0,07

0,8

0,1

119,1

132,2

118,2

Австралия

0,9

0,07

0,83

0,1

0,8

0,13

0,67

0,1

90,1

176,0

82,6

Новая Зеландия

0,6

0,33

0,24

0,1

0,7

0,4

0,3

0,1

116,5

127,6

101,0

Зона СНГ,

112,5

73,9

38,6

13,4

95,6

63,6

32,0

12,2

85,0

86,0

83,0

включая:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беларусь

34,2

0,2

14,0

4,1

31,5

19,7

11,8

4,0

92,2

97,5

84,4

Украина

39,6

3,8

15,8

4,7

27,9

17,1

10,8

3,6

70,4

71,9

68,1

Казахстан

23,5

7,6

5,9

2,8

21,1

13,9

7,2

2,7

89,5

78,8

121,6

Азербай-джан

3,6

3,0

0,6

0,4

4,0

3,4

0,6

0,5

112,0

114,6

99,8

Армения

1,4

1,0

0,4

0,2

1,4

1,1

0,3

0,2

103,8

109,0

89,0

Прочие страны,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

включая:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Турция

32,8

5,5

7,3

3,9

31,1

24,5

6,6

4,0

95,0

96,0

91,5

Индия

10,1

6,9

3,2

1,2

9,5

6,3

3,2

1,2

94,4

90,8

102,6

Египет

2,9

2,5

0,4

0,3

5,5

4,9

0,53

0,7

186,0

197,3

122,1

 

* Составлено и подсчитано автором по данным ФТС России. См.: www.customs.ru

 

При этом отмечалось повышение стоимости внешнеторговых операций России с инициатором санкций - США, а также с входившими в группу поддержки - Австралией, Новой Зеландией и (отчасти) Канадой.

Приведенные в Таблице 4 официальные данные ФТС России показывают сохранение в целом лидирующих позиций во внешней торговле РФ стран - членов ЕС, среди которых на первых позициях оставались Нидерланды (роттердамский эффект)10, Германия и Италия, абсорбировавшие в совокупности 51% всего взаимного товарооборота Европейского союза - Российской Федерации.

Как коллективный партнер России, Евросоюз потерял за 2014 год всего 1,4 процентных пункта, но по отдельным странам ситуация различалась весьма заметно. Так, можно выделить группу членов ЕС, которые в торговле с РФ даже увеличили стоимостные объемы торговли (Дания, Латвия, Эстония*, (*Эстония также оказалась среди стран - членов Европейского союза, которым в 2014 г. удалось несколько увеличить общие стоимостные параметры взаимных товаропотоков. Но она стала рекорд-сменкой среди всех внешнеторговых партнеров России по повышению своей экспортной активности в направлении РФ. Товарные поставки из Эстонии в Российскую Федерацию только за один прошедший год возросли по стоимости более чем вдвое.)  Бельгия, Хорватия, Словения, отчасти Швеция). Но при средних потерях до 10-18 процентных пунктов в товарообороте с Россией среди отдельных стран - участниц Евросоюза были и заметно отставшие за прошедший год - Великобритания, Венгрия, Австрия, Испания, Литва.

Однако наибольшее сокращение объемов взаимной торговли с Россией по стоимости показали Греция (60,8% от уровня 2013 г.), Португалия (58,8%) и особенно Кипр (33,2%). Таким образом, становится более понятным расхождение мнений стран - членов Евросоюза в марте 2015 года при решении вопроса о продлении ЕС санкций в отношении Российской Федерации. Проявление еврореалистов в обсуждении этого вопроса дает шанс на взвешенный подход и позитивное разрешение непростой ситуации в торговых связях Евросоюза с Россией.

Следующей по значимости во внешней торговле РФ в 2014 году оставалась территория форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Ее удельный вес за прошедший год повысился на 2,2 процентных пункта - до 27%. В 2014 году возросло долевое участие в российском внешнеторговом товарообороте Китая (до 11,5%), упрочившего свои лидирующие позиции как ведущего партнера России среди отдельных зарубежных стран.

Кроме этого, имеющие пока более скромные показатели во взаимной торговле с РФ Сингапур, Таиланд, Малайзия воспользовались моментом для значительного увеличения стоимостных параметров экспортно-импортных операций с Россией. В прошедшем году заметно повысилась экспортная активность в РФ и США, тогда как Япония и особенно Республика Корея увеличили свои товарные закупки в РФ (см. Таблицу 4).

Что касается третьего по значимости среди регионов внешнеторгового партнера Российской Федерации - зоны СНГ, стоит отметить заметное сокращение взаимных поставок товаров, которое составило в 2014 году 15%. Это привело к дальнейшему снижению удельного веса ближнего зарубежья в российских внешнеторговых связях. Так, на фоне резкого сокращения стоимостных объемов товарной торговли РФ с Украиной (в 2014 г. - всего 70,4% от уровня 2013 г.) отмечалось наращивание взаимного товарооборота России с такими партнерами, как Азербайджан (на 12%) и Армения (на 3,8%). Увеличение общей стоимости поставок в двух случаях происходило в основном за счет повышения обеими странами закупок товарной продукции в России. Предполагается, что основой дальнейшего поступательного развития торговых связей РФ с соседними странами может и должно стать совпадение их экономических интересов.

Сравнительно успешно развивали внешнеторговые связи с Россией в прошлом году также некоторые государства Ближнего и Среднего Востока. В их числе выделяется Египет, которому удалось за год увеличить стоимость взаимных товарных поставок с РФ в 1,9 раза. При этом экспорт из России возрос фактически вдвое при повышении объемов российских закупок в Египте в 1,2 раза, но абсолютные объемы взаимной торговли еще довольно скромны - 5,5 млрд. долларов.

Что нового в текущем году?

2015 год пока демонстрирует тренды, заложенные весной 2014 года. В первые месяцы текущего года во внешнеторговых связях России продолжается сокращение стоимостных объемов товарооборота (–28,7% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.), вывоза (–23,8%) и особенно закупок по импорту (–37,6%) при традиционно положительном сальдо баланса (31,9 млрд. долл.)11.

В наступившем году нарастают негативные тенденции в географическом распределении внешнеторговых товаропотоков РФ.

Под воздействием санкций против России сокращается ее товарооборот с ведущим партнером - Европейским союзом. Если в начале прошедшего года на ЕС приходилось 49,8% совокупной его стоимости, то в текущем году удельный вес стран - членов Евросоюза понизился до 45,9% при общих потерях в стоимостном объеме чуть менее 20 млрд. долларов.

Среди основных стран ЕС - крупнейших контрагентов РФ во внешней торговле по-прежнему доминируют Нидерланды (8,6% общей стоимости товарообмена России), Германия (7,9%), Италия (7,0%). Во внешнеторговых связях России с прочими участниками Евросоюза отмечаются, помимо ряда серьезных спадов, также небольшие сбои (Болгария, Литва, Румыния, которые сохраняют - соответственно - от 90,0% до 80,6% прежнего уровня товарообмена). Происходит это чаще за счет удержания объемов товарных поставок России в эти страны в пределах девять десятых от показателей 2014 г.).

Среди стран - членов ЕС выделилась также группа стран, которым удалось в первые месяцы 2015 года не только сохранить, но даже существенно увеличить объемы взаимных с РФ поставок товарной продукции. Наиболее удачно товарообмен России складывается с Мальтой, Кипром, Хорватией и отчасти с Португалией. Так, при небольших размерах взаимной торговли Мальта увеличила объемы своего товарооборота с РФ на 82,5%, Кипр - на 25,8%, Хорватия - на 5,9%. Рост обеспечивался прежде всего увеличением товарных поставок России в эти страны - примерно на величину от 83,5% (Португалия, Мальта) до 24,0% (Хорватия). Однако Кипр и Мальта оказались единственными в Евросоюзе странами, увеличившими объемы своего товарного экспорта в РФ: Кипр - на 254,1%, а Мальта - на 37,9%.

Вторым по значимости для внешней торговли России регионом в начале 2015 года остается зона АТЭС. Также при сокращении стоимостных объемов товарооборота (пока почти на 6,0 млрд. долл.) его удельный вес во взаимном обмене товарами повысился с 25,3 до 28,3%.

Китай сохраняет пока абсолютное лидерство среди всех государств - партнеров в товарной торговле с РФ, имея удельный вес 11,8%, хотя стоимостные показатели взаимного товарооборота КНР и РФ снизились в начале 2015 года пока примерно на одну четверть. Наибольшую активность среди стран АТЭС в повышении импортных закупок товаров в России сейчас проявляют Филиппины (рост на 294,2% при общем увеличении оборота на 50,5%), Япония (57,6% и 16,7%), США (25,8%), Чили (19,2%), Индонезия (15,4%), Таиланд (13,4%) и Тайвань (6,6%). Свои поставки в РФ наращивают пока только Гонконг (на 69,5%) и Австралия (на 13,0%). Кстати, несмотря на активное подключение к санкциям против России, Австралия сохраняет пока 98,5% от уровня товарооборота с РФ первых месяцев 2014 года.

Ведущими партнерами России в регионе АТЭС по их активности в расширении внешнеторговых контактов с РФ являются сейчас Филиппины, Япония, Австралия и Таиланд, а по объему взаимного с ней товарооборота - после Китая - Япония (4,8%), США (3,8%) и Республика Корея (3,3%, но ее товарный обмен с Россией сократился в текущем году пока на одну треть). В целом на четыре страны приходится пять шестых российского внешнеторгового обмена с АТЭС.

На третьей позиции среди партнеров России в этой сфере остается регион СНГ, но и абсолютные показатели (сокращение стоимости операций на 5,8 млрд. долл.), и относительные (удельный вес СНГ в обороте РФ снизился с 13,2% до 11,6%) демонстрировали отрицательный рост.

Среди прочих стран - контрагентов РФ можно выделить Турцию (в начале 2015 г. фактически сохраняет уровень взаимного товарного обмена с Россией первых месяцев 2014 г. - 91,2%, а ее доля в общем объеме внешней торговли России возросла с 4,3% до 5,5%). Наращивают торговые связи с РФ и Исламская Республика Иран (импорт из России вырос на 46,5% при ее доле в общем товарообороте РФ около 0,3%), и Южная Африка (рост закупок в России на 138,2%, хотя пока ее удельный вес в российской торговле - 0,1%).

Первые месяцы текущего года не позволяют, естественно, выстроить серьезные прогнозы относительно дальнейшего, хотя заметно негативное воздействие антироссийских санкций на внешнеторговые контакты России, просматриваемое на всем отрезке времени после их введения в марте 2014 года. В этой связи стоит отметить ряд существенных моментов.

Во-первых, среди стран - членов ЕС не существует полного единства по вопросу продления санкций. По недавней оценке главы представительства России при Евросоюзе, «лакмусовой бумажкой» станет середина лета, когда подойдет к концу годичный срок действия экономических санкций, введенных ЕС в отношении России. Есть предположение, что «сторонники отмены санкций консенсуса не наберут», поэтому внимание стоит акцентировать на том, сможет ли руководство ЕС собрать консенсус в пользу продления санкций»12.

Во-вторых, министры иностранных дел стран - членов Евросоюза пока договорились о продлении с марта по сентябрь 2015 года персональных санкций, введенных против ряда лиц в РФ из-за событий на Украине.

В-третьих, по случаю годовщины присоединения Крыма к России ЕС стал призывать и страны - члены ООН поддержать введенные им санкции13.

Понятно, что подобная практика ЕС и их союзников не создает условий для устранения препятствий к нормализации отношений между ЕС и Россией как давних и традиционных партнеров во внешнеторговой сфере.

 

 

 1Здесь и далее подсчитано автором по данным «International Trade Centre» (ITC)// www.intracen.org; см. также Таблицу 1.

 2БРИКС (англ. BRICS - принятое в настоящее время сокращение от названий стран-участниц: Brazil, Russia, India, China, South Africa) - объединение пяти государств: Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Кумулятивный вклад группы БРИКС в мировой экспорт оценивается примерно как 1/6, их взаимный товарооборот превышает сейчас 0,6 трлн. долл.

 3По оценке известного итальянского экономиста Дж.Туллио, изложенной в его статье «Что же не так в экономике Западной Европы?» // Международная жизнь. 2014. №1. С. 22.

 4См.: WTO. World Trade Report. 2014. Trade and development: recent trends and the role of the WTO. Geneva, 2014. Р. 32. См. также: Гладков И.С. Международная товарная торговля в 2001-2013 гг.: тренды в группе лидеров // Власть. 2014. №5. С. 15-18.

 5См.: Гладков И.С. К новому этапу во взаимной торговле Европейского союза и Российской Федерации // Власть. 2013. №5. С. 14-18.

 6Прежде всего, речь идет о создании Координационного комитета западных стран по экспортному контролю (Coordinating Committee for Multilateral Export Controls - CoCom) и его регулирующей в области экспорта деятельности (1949-1994 гг.). В его работе как международной структуры принимали участие страны НАТО, а также Япония и Австралия. Директивы КОКОМ касались запрещения экспорта в СССР таких товаров, как оружие, промышленные товары двойного назначения, высокотехнологичное оборудование и технологии, связанные с ядерной программой.

  Позднее, в 1962 году, странами - членами НАТО была осуществлена попытка нанесения урона отечественному нефтегазовому комплексу посредством введения эмбарго на поставку труб, необходимых для обеспечения поставок советского газа в Европу, которое было преодолено реализацией предложенной Советским Союзом широко известной сделки «газ - трубы» (по обмену труб на газ), участниками которой выступили Великобритания, Италия, а затем ФРГ.

  Затем, в 1974 году, состоялось принятие американским Конгрессом известной ограничительной поправки Джексона - Вэника к Закону о торговле США, действие которой в отношении уже России продолжалось вплоть до ноября 2012 г.

  Последующие меры санкционного характера были инициированы США 18 марта 1980 г. и были связаны с полным запретом на продажу СССР технологий, что обусловливалось вводом советских войск в Афганистан.

  В начале 1980-х гг. США попытались осложнить для европейских компаний финансирование и снабжение необходимым оборудованием строительства газопровода Уренгой - Помары - Ужгород, протянувшегося от Западной Сибири до Европы. Тем не менее создание газопровода удалось завершить в 1984 г., чему способствовали длительные контакты на высшем уровне между Великобританией и США. Подробнее см.: www.gazeta.ru/science/2015/03/18

 7WTO. World Trade Report 2010. Trade in natural resources. Geneva, 2010. Р. 24, 30. См. также: Гладков И.С. Посткризисная эволюция международной торговли // Международная экономика. 2014. №7. С. 31-38.

 8Здесь и далее: расчеты автора по официальным данным ФТС России // www.customs.ru

 9WTO. World Trade Report 2003. Geneva, 2003. Р. 68; World Trade Report 2014. Trade and development: recent trends and the role of the WTO. Geneva, 2014. Р. 34 / International Trade Centre// www.intracen.org

10См.: Гладков И.С. К новому этапу во взаимной торговле Европейского союза и Российской Федерации // Власть. 2013. №5. С. 14-18.

11Здесь и далее используются последние официальные данные ФТС России, характеризующие динамику внешней торговли за январь-февраль 2014 и 2015 гг. Экспортные поступления в РФ ежегодно существенно превышают совокупные расходы на импорт товаров// www.customs.ru

12Здесь и далее см.: www.forbes.ru/news/285527

13Заявление верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф.Могерини //www.forbes.ru/news/282755