Сегодня Россия переживает сложные времена. Вся проамериканская рать ополчилась на нашу страну, стремящуюся к утверждению в международных отношениях принципов права, равноправия, справедливости, равной безопасности для всех государств и народов нашей планеты, доброго соседства и взаимовыгодного сотрудничества. Однако такой подход к международным делам не по нраву тем силам в США и некоторых других государствах, которые пытаются сохранить для современного мирового сообщества унизительную систему диктата, подчинения и санкций.

Россия делает все возможное, чтобы не допустить неправедные действия в отношении других стран и народов, за что подвергается шантажу и угрозам, экономическим санкциям и политическому давлению. Будучи евро-азиатской державой, Российская Федерация и политически, и экономически, и географически хочет быть равноправным партнером как Европы, так и Азии. Однако США и некоторые их европейские «друзья» пытаются если не закрыть полностью, то прикрыть окно в Европу, прорубленное три века назад Петром Великим.

Эти попытки обречены на провал. Россия была, есть и будет великой евразийской духовной и интеллектуальной державой.

В борьбе против попыток изоляции России на международной арене наша дипломатия сделала немало, но предстоит сделать еще больше. Пространства для маневра здесь у нас достаточно. Наращивая усилия по нормализации отношений со странами Европейского союза, разрешению украинского кризиса, нам следует задействовать немалые возможности на азиатском направлении, интенсивно расширять связи с Индией, Китаем, другими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. Важную роль в этих усилиях играет группа БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка). Если удастся успешно запустить механизм данной структуры (экономический, инвестиционный, политический), это нанесет мощный удар по тем силам, которые хотят сохранить политическое и экономическое доминирование в мире.

Исследования проблем Азии, международных отношений в этом обширном регионе в последние годы вышли на новые рубежи. Российское политологическое сообщество последовательно отстаивает необходимость более активной и целеустремленной политики России на восточном направлении. У нас в стране и за рубежом появилось немало работ по проблемам Азии. Заметное место среди них по праву займет недавно изданная книга видного российского ученого и общественного деятеля, одного из крупных специалистов в области международных отношений, известного китаеведа А.В.Лукина. Книга называется «Поворот к Азии»*. (*Лукин А.В. Поворот к Азии. Российская внешняя политика на рубеже веков и ее активизация на восточном направлении. М.: Весь мир, 2014. 638 с.)  В современных условиях восточное направление во внешней политике - это не только приоритетная задача нашей дипломатии. Это стратегическая цель на обозримую перспективу, достижение которой позволит укрепить международные позиции России, ослабить или вообще устранить серьезные угрозы и вызовы, с которыми мы сталкиваемся как в АТР, так и других районах мира.

Новая работа А.В.Лукина - это сборник статей, опубликованных в различных научных и периодических изданиях в основном за последнее десятилетие. Книга включает исследования общих вопросов внешней политики России, ее отношений с США, другими странами, перспектив развития Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), сложной ситуации в Центральной Азии (Киргизии, Таджикистане). Специальный раздел посвящен азиатской политике России, отношениям нашей страны с отдельными государствами АТР. В этом контексте хотелось бы особо отметить корейскую проблематику, которой уделено должное внимание в рецензируемой работе.

Как считает автор, одной из главных задач России на современном этапе является сосредоточение на том, чтобы дать достойный ответ на существующие вызовы и угрозы и «укрепить себя и свое положение в быстро меняющемся мире» (с. 75). Автор приводит эти слова Президента В.В.Путина, напоминая нам о том, что в тяжелые времена XIX века выдающийся политический деятель Российской империи А.М.Горчаков подчеркивал острую необходимость собрать все силы, чтобы достойно преодолеть трудности и препятствия. Сегодня международное положение нашей страны непростое. Спровоцированный и поддержанный США украинский кризис создал для нас, Европы, да и для всей мировой обстановки новый опасный очаг напряженности. Государственный переворот на Украине привел к власти неонацистские силы, которые развязали гражданскую войну у наших границ.

В условиях осложнения ситуации вокруг России, расширения санкционного режима в отношении нашего государства со стороны США и Евросоюза необходимо, как считает А.В.Лукин, «сосредоточиться на создании условий для прорывного внутреннего развития» (с. 86). В реализации этой масштабной задачи важную роль призвана сыграть российская дипломатия, ориентированная исключительно на последовательное продвижение национальных интересов.

Автор напоминает нам о провалах во внешней политике России, имевших место во времена Б.Н.Ельцина, когда пост министра иностранных дел занимал А.В.Козырев. Тогда у нас не было самостоятельной внешней политики. Мы следовали в фарватере американских подходов, делали то, что нам советовал «вашингтонский обком», исполняли роль младшего брата «цивилизованного» Запада (с. 122). Где это было только возможно, мы сдавали свои позиции. Все это преподносилось как «жесты доброй воли». Но ответных шагов со стороны США, Запада не было. Там продолжали требовать от нас новых уступок. Приход на пост министра иностранных дел в 1996 году академика Е.М.Примакова положил начало изменению внешнеполитического курса РФ. Евгений Максимович «разрулил» внешнюю политику России в сторону защиты национальных интересов, укрепления нашего влияния в мировых делах. Голос Москвы начал звучать твердо и принципиально. Российская Федерация активно выступала против распространения ядерного оружия, международного терроризма, в поддержку Организации Объединенных Наций как авторитетного международного объединения в борьбе за мир, стабильность, взаимовыгодное и равноправное сотрудничество. Равная безопасность для всех стала одним из краеугольных принципов внешней политики России.

А.В.Лукин стоял у истоков российских исследований деятельности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Возглавляемый им Центр исследований Восточной Азии и ШОС ИМИ МГИМО (У) МИД России ведет большую исследовательскую работу по тематике ШОС, изучает перспективы Организации, роль и место России в этой международной структуре. ШОС за время своего существования завоевала высокий международный авторитет. Главное достижение ШОС - борьба против терроризма (с. 213). Региональный антитеррористический центр в Ташкенте осуществляет координацию деятельности спецслужб государств - членов ШОС. Сегодня это направление требует значительного усиления, так как появляются все новые угрозы безопасности целых регионов.

По мнению автора, экономическое сотрудничество в рамках ШОС развивается пока не столь активно, как этого хотелось бы. Требуется ускорить создание эффективного механизма финансирования, запустить работу Банка развития ШОС, Энергетического клуба ШОС (с. 214). Здесь непочатый край работы.

А.В.Лукин обращается к проблемам Центральной Азии, евразийской интеграции. Рассматривая эту зону «как культурно близкий к России регион», автор отмечает, что Москва «хотела бы не только сохранить свое традиционное влияние в Центральной Азии, но и укрепить взаимовыгодные экономические и политические связи» (с. 200). Кроме того, в регионе остро стоят проблемы безопасности, терроризма, наркотрафика и др. Важнейшую роль в обеспечении независимости центральноазиатских государств, борьбе против терроризма, религиозного экстремизма играет Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), членами которой являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан.

Автор анализирует политику США в Центральной Азии. Вашингтон активно продвигает разного рода концепции, в частности «Партнерство по сотрудничеству и развитию Большой Центральной Азии» (ПБЦА). Американцы предлагают установить через Афганистан тесные связи государств Центральной Азии с Индией и Пакистаном, что диверсифицировало бы их международное сотрудничество. Реализация этой идеи на практике, по мнению А.В.Лукина, приведет к ослаблению позиций России в этом регионе (с. 206), чего, как известно, и добивается Вашингтон.

В работе исследуется также концепция «Экономический пояс Шелкового пути», предложенная руководителем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином (с. 210-212). В Москве позитивно оценивают китайский проект, так как он учитывает интересы России. Евразийский экономический союз с участием Российской Федерации, Белоруссии, Казахстана, Армении и китайский проект могут быть взаимополезными структурами в Центральной Азии, способствовать динамичному экономическому развитию всего региона. Надо признать, что сопряжение двух проектов потребует большой и кропотливой работы, учета интересов всех участников интеграционного процесса.

В разделе книги «Россия и Азия: стратегия и тактика» представлена пестрая картина обстановки в различных странах азиатского континента. Это Иран и Кампучия, Северная и Южная Кореи, Сирия, Ливия и Турция. Россия поддерживает с этими государствами дружественные отношения, развивает равноправные связи и сотрудничество.

Азиатский вектор внешней политики России набирает обороты. Об этом убедительно и строго научно изложено в рецензируемой работе. А.В.Лукин анализирует причины трудностей, с которыми сталкивается Россия на пути интеграции в азиатско-тихоокеанское пространство. Критическому разбору подвергнута деятельность некоторых международных структур, в частности АТЭС. Входящие в эту организацию государства имеют мощный экономический и людской потенциал. Они производят более 55% мирового валового продукта, имеют почти 50% мировой торговли и 40% прямых иностранных инвестиций (с. 401). Однако эффективность АТЭС, по мнению автора, невысока, что вызывает критику со стороны экспертов и политиков.

Позиции России в АТЭС, Восточноазиатских саммитах, АРФ, других азиатско-тихоокеанских объединениях и форумах медленно, но верно укрепляются. Процесс этот идет непросто, однако прогресс налицо. Сегодня, когда США и Европейский союз проводят обструкционистскую линию в отношении нашей страны, возложив на нас ответственность за кризис на Украине и введя против нашей страны санкционный режим, российская дипломатия столкнулась с новыми вызовами. В этих условиях нам необходимо совершить дипломатический маневр, развернуться на Восток, причем сделать это нужно мощно, целенаправленно, опираясь на имеющиеся экономические и политические возможности. Как справедливо замечает А.В.Лукин, чтобы добиться усиления влияния России в АТР, нужно отстаивать национальные интересы как самостоятельно, так и совместно с другими государствами (с. 419).

Особо хотелось бы остановиться на корейских сюжетах в работе А.В.Лукина. Автор с присущей ему оригинальностью и легким юмором описывает обстановку в КНДР, в которой ему довелось побывать в 1990 году (чего, например, стоят его иронические заметки о посещении квартиры «простого» корейца в Пхеньяне). В книге приводятся различные мнения и суждения о Северной Корее политиков, специалистов-корееведов, хотя некоторых из них, например Б.Е.Немцова, вряд ли можно считать авторитетным экспертом в этой области (с. 510). У России были, есть и всегда будут интересы в этом районе, хотя бы потому, что мы соседи с КНДР.

Вызывает вопросы «деление» А.В.Лукиным российских экспертов по Корее на категории (с. 511-513) в зависимости от их оценок обстановки в государствах Корейского полуострова, политики Пхеньяна и Сеула, роли сопредельных государств в корейском вопросе и т. д. Убежден, что именно политика США в корейских делах создала и продолжает создавать нестабильную ситуацию на полуострове, загоняет в тупик политическое урегулирование ядерного кризиса. Корейский полуостров для США практически то же самое, что Ирак, Сирия, Ливия, а теперь и Украина.

Стратегическим интересам России всегда отвечало и будет отвечать впредь поддержание ровных, добрососедских отношений с КНДР и РК. Перекос, который произошел в корейской политике РФ в начале 1990-х годов (резкий крен в сторону Сеула), лежит на совести, а если сказать точнее, стал закономерным результатом политики Б.Н.Ельцина в интересах США. Этот перекос, как известно, привел к ухудшению российско-северокорейских отношений и присоединению Москвы к американскому давлению на Пхеньян. Это противоречило национальным интересам России в регионе.

Проамерикано-сеульский крен не принес дивидендов России. Нам перестали доверять в Пхеньяне. Сеул не спешил с обещанными инвестициями и технологиями. А в политическом плане в Сеуле продолжают действовать, оглядываясь на Вашингтон, который при первом же удобном случае своим окриком напоминает южнокорейским властям о союзническом характере двусторонних отношений. В результате Южная Корея была одной из первых, кто осудил присоединение Крыма и Севастополя к России.

Возвращение России к сбалансированной политике на Корейском полуострове, наша конструктивная линия в разрешении ядерного кризиса, созыв шестистороннего форума (РФ, КНР, США, Япония, КНДР, РК) позволили нам занять подобающее место в корейском урегулировании. Сегодня Москва готова к развитию широких экономических, научно-технических, культурных и иных связей с обоими корейскими государствами на основе взаимной выгоды и добрососедства. Президент РФ В.В.Путин подчеркивал нашу заинтересованность «сыграть определенную посредническую роль при разрешении конфликтов между двумя странами Корейского полуострова»1. Российская сторона настаивает на возобновлении шестистороннего мирного процесса по ядерной проблеме Корейского полуострова (ЯПКП). Министр иностранных дел РФ С.В.Лавров в ходе московских переговоров со своим северокорейским партнером Ли Су Ёном отметил важность в нынешних условиях «воздерживаться от резких шагов и не нагнетать конфронтационные тенденции»2, что будет содействовать формированию соответствующей атмосферы для реанимации шестисторонних переговоров.

Поворот к Азии - это естественная реакция России на недружественную, агрессивную политику США и их союзников. Не отказываясь от продолжения усилий по нормализации связей с Евросоюзом, Москва активно разворачивает восточный вектор своей политики. Понятно, что и в Азии нас ждут немалые трудности. Вашингтон и здесь будет пытаться сдерживать продвижение России. Нам нужно более эффективно использовать имеющиеся преимущества на азиатском направлении, чтобы, как подчеркивал В.В.Путин, обеспечить «серьезный стимул для нашего внутреннего развития»3. Эти преимущества связаны прежде всего с нашим географическим положением и экономическими возможностями. Для продвижения в Азию важно активно задействовать Северный морской путь, который обеспечит значительную экономию при перевозке товаров из Европы в Азию, а это, несомненно, заинтересует бизнес, как европейский, так и азиатский.

Следующий фактор, способствующий целям укрепления позиций РФ в АТР, - расширение поставок энергоносителей странам региона, что, безусловно, привлечет необходимые инвестиции и технологии. Военно-промышленный комплекс России способен успешно конкурировать на азиатских рынках (Индия, Китай, Вьетнам, Пакистан и др.).

Важно продолжать усилия по разработке концептуальных подходов к поиску путей укрепления безопасности, усиления борьбы с международным терроризмом, наркобизнесом, пиратством. Следует также активно продвигать российско-китайскую инициативу о формировании новой структуры безопасности и сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Работа, представленная А.В.Лукиным, выполнена талантливо, содержит интересные и глубокие, хотя и небесспорные идеи, требующие дальнейших разработок и анализа. Новая книга А.В.Лукина, безусловно, заслуживает серьезного внимания не только политологического сообщества, но и всех, кто проявляет интерес к внешней политике Российской Федерации.

 

 

 1Путин В.В. Ответы на вопросы журналистов по итогам визита в Италию. 17 октября 2014 г. Милан// http://news.kremlin.ru/news/46827

 2С.Лавров: участники диалога по ядерной программе КНДР должны воздержаться от резких шагов. 1 октября 2014 г. //http://itar-tass.com/politika/1478923

 3Остановить глобальный хаос //http://www.rg.ru/2014/10/24/putin.html