ГЛОБАЛЬНЫЙ финансово-экономический кризис наложил заметный отпечаток на подготовку к состоявшейся в Дохе (Катар) 29 ноября - 2 декабря 2008 года Международной конференции по финансированию развития и даже вызвал у некоторых стран сомнения в отношении своевременности и целесообразности проведения этого мероприятия. Однако в конечном итоге возобладал ответственный подход, который и позволил провести в запланированные сроки эту конференцию высокого уровня с участием делегаций 169 стран - членов ООН и Еврокомиссии, около 40 из которых возглавлялись главами государств и правительств.

Таким образом, мировое сообщество, несмотря на углубление финансово-экономического кризиса, подтвердило свою решимость добиваться достижения поставленных ему в 2000 году на Саммите ООН Целей развития тысячелетия (ЦРТ). Сделан еще один важный шаг, обеспечивающий последовательность курса, взятого в ходе проводившихся в рамках 63-й сессии ГА ООН в Нью-Йорке 22 и 25 сентября 2008 года мероприятий высокого уровня по вопросам содействия Африке и по обзору прогресса в достижении ЦРТ.

Дохийская конференция заняла в ряду этих мероприятий особое место. В мире укрепляется понимание того, что без эффективного решения вопросов финансирования развития невозможно добиться успеха и на всех других направлениях, будь то сокращение вдвое  к 2015 году числа людей, живущих в условиях крайней нищеты, снижение уровня детской и материнской смертности, борьба с опасными инфекционными болезнями, включая ВИЧ/СПИД, малярию и туберкулез, обеспечение всеобщего начального образования, доступа к питьевой воде, гендерного равенства и устойчивых экологических параметров развития.

Следует отметить, что мировому сообществу, перевалившему за середину того временного отрезка, который оно отвело себе для решения этих задач, удалось добиться значительного прогресса. Вместе с тем его уровень был разным по отдельным направлениям и в конкретных регионах. Так, в изданном в 2008 году Докладе ООН о прогрессе в достижении ЦРТ указывалось, что при условии соответствующих дополнительных усилий со стороны мирового сообщества вполне осуществимо планируемое к 2015 году сокращение вдвое числа людей, живущих в условиях абсолютной бедности. Вырисовываются неплохие перспективы и в ряде других областей. В частности, уже сейчас удалось добиться почти во всех регионах, за исключением Южной Азии и африканских стран к югу от Сахары, охвата 90% детей школьного возраста начальным образованием, втрое сократить детскую смертность от кори, существенно уменьшить смертность от СПИДа и темпы распространения этой инфекции.

Но этого явно недостаточно. Ситуация усугубляется тем, что глобальный финансово-экономический кризис не только поставил вопрос о возможности дальнейшего прогресса в достижении ЦРТ, но и усилил угрозу отката с уже достигнутых рубежей, усиления социальной напряженности, обострения существующих и возникновения новых конфликтов. Все это придало дополнительную значимость конференции в Дохе, круг задач которой до кризиса формулировался прежде всего как выявление "узких мест" в реализации положений итогового документа предыдущей Международной конференции по финансированию развития, состоявшейся в 2002 году в Монтеррее (Мексика), - Монтеррейского консенсуса и выработки мер по их преодолению. В новых условиях Дохийский форум ООН был призван не только решить эти задачи, но и повысить уровень координации усилий по борьбе с глобальным финансово-экономическим кризисом. Как отметил в своем выступлении в Дохе Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, конференция должна была перебросить своего рода мостик от решений Вашингтонского саммита "Группы 20" к усилиям, предпринимаемым остальной частью мирового сообщества. При этом нужно было купировать негативные последствия кризиса и не допустить повторения ситуации начала 1990-х годов, когда мировая рецессия привела к сокращению почти на 20% финансирования развития. По сути, речь шла о принятии политических решений, направленных среди прочего на то, чтобы развитые страны, выделяя триллионы долларов на антикризисные меры по оздоровлению собственных экономик, не сокращали бы расходы на официальную помощь развитию (ОПР), которые в общей сложности составляют порядка 100 млрд. долларов в год.

Следует отметить, что достижение этого уровня потребовало немалых усилий. Объемы ОПР, существенно сократившиеся накануне принятия Монтеррейского консенсуса, росли довольно высокими темпами и увеличились на 40% в период с 2001 по 2007 год. При этом пик, по данным Доклада ООН о выполнении ЦРТ за 2008 год, пришелся на 2005 год, когда был достигнут рубеж 106,8 млрд. долларов, правда, в значительной степени за счет списания долгов Нигерии и Ирака. Однако, когда в 2006-2007 годах объемы списания задолженности уменьшились, сократились и общие объемы ОПР - до 103,9 млрд. долларов.

Росла в начале нового столетия и помощь развитию, предоставляемая отдельными странами. США увеличили ее в два раза. Дания, Люксембург, Голландия и Швеция довели ОПР до зафиксированного в Монтеррейском консенсусе ориентира для всего донорского сообщества - 0,7% валового национального продукта. Наращивала объемы содействия международному развитию и Россия.

Российская делегация в Дохе наряду с партнерами по "Группе восьми" и другими ведущими донорами подтвердила приверженность взятым на себя обязательствам по оказанию помощи развивающимся странам. При этом Россия достигла значительного прогресса как с точки зрения увеличения объема предоставляемой помощи, с 50-100 млн. долларов в год в 2003-2005 годах до 210 млн. долларов по итогам 2007 года (без учета списания задолженности), так и с точки зрения активизации своего участия в реализации международных инициатив и разработке новых подходов и механизмов оказания содействия развитию.

В Дохе мы объявили о мерах, предпринятых для реализации одобренной в 2007 году Президентом Российской Федерации Концепции участия Российской Федерации в содействии международному развитию (СМР) - первого программного документа, определяющего основные направления национальной политики в этой сфере. Как было подчеркнуто на конференции, Россия уже приняла на себя обязательства по оказанию в период до 2010-2011 годов помощи беднейшим странам в таких обозначенных Концепцией приоритетных областях, как борьба с распространением инфекционных заболеваний, ликвидация "энергетической бедности" и укрепление кадрового и функционального потенциала системы образования в развивающихся странах на общую сумму более 1 млрд. долларов, из которых к настоящему времени уже выделено более половины. Было также заявлено, что у нас, несмотря на глобальный финансовый кризис, нет намерений отказываться от выполнения обнародованных на прошлогоднем саммите "Группы восьми" в Тояко (Япония) планов доведения в ближайшие несколько лет объемов российского СМР до 400-500 млн. долларов в год.

Таким образом, Россия внесла свой весомый вклад в подведение необходимой материальной базы под подтвержденное в итоговом документе конференции в Дохе - Дохийской декларации - намерение донорского сообщества продолжить усилия по выполнению взятых обязательств в отношении объемов предоставляемой помощи, включая уже упоминавшийся выше показатель - 0,7% валового национального продукта, как это было предусмотрено в Монтеррейском консенсусе.

Дохийская декларация была согласована в результате длительных и напряженных переговоров, в ходе которых страны-доноры делали упор на приоритетности повышения эффективности использования оказываемой ими помощи, укреплении странами-получателями демократических институтов, отладки на должном уровне системы государственного управления, обеспечения гендерного равенства. Развивающиеся страны, в свою очередь, настаивали на увеличении объемов помощи и диверсификации ее источников. В этих условиях позиция России определялась необходимостью наращивания национального донорского потенциала и выполнения мероприятий по повышению эффективности оказываемой помощи.

Дохийская декларация актуализировала целый ряд ключевых посылок Монтеррейского консенсуса с учетом изменений, происшедших в динамике новых вызовов и угроз, с которыми приходится сталкиваться мировому сообществу, и расширения арсенала средств, которые противопоставляются им.

В частности, помимо введения антикризисной составляющей, значительно усилен акцент на необходимости активизации борьбы с терроризмом. Обстоятельнее с учетом принятия Конвенции ООН против коррупции сформулированы меры по искоренению этого явления за счет пресечения незаконных денежных потоков и отмывания денег, а также мер по недопущению перемещения средств и активов, приобретенных преступным путем, за границу и по возвращению их в страны происхождения.

Расширен за счет стран, восстанавливающихся после конфликтов и стихийных действий, круг приоритетных получателей помощи, который до сих пор ограничивался наименее развитыми странами, развивающимися странами, не имеющими выхода к морю, малыми островными развивающимися государствами, а также африканскими странами. Больше, чем в Монтеррейском консенсусе, уделено внимания вопросам помощи Африке. При этом подчеркнута необходимость установления постоянного мониторинга за выполнением всеми сторонами взятых на себя обязательств.

В число первоочередных приоритетов включены вопросы ликвидации дискриминации женщин во всех сферах, включая рынок труда, финансовые рынки, вопросы собственности и управления ею.

Дохийская декларация стала значительным шагом вперед по сравнению с Монтеррейским консенсусом в вопросах разработки темы социальной ответственности бизнеса в контексте привлечения иностранного частного капитала. Так, подчеркнута необходимость использования местной производственной базы, передачи передовых технологий, налаживания обучения производственным навыкам женщин и молодежи, а также выполнения обязательств бизнеса в правозащитной и природоохранной сферах, вопросах борьбы с коррупцией, которые были сформулированы в Глобальном соглашении  Генерального секретаря ООН и трехсторонней декларации работодателей, работников и профсоюзов Международной организации труда.

В Дохе была подтверждена линия мирового сообщества на продолжение усилий, направленных на устранение препятствий для развития торговли, и в частности торговых барьеров, субсидий и других искажающих условия равноправной торговли тарифных и нетарифных мер, особенно в тех областях, которые представляют первостепенный интерес для экспорта развивающихся стран.

Отмечено значительное улучшение ключевых показателей приемлемости задолженности развивающихся стран, несмотря на увеличение в целом ее объемов. По приводимым в Дохийской декларации данным, 41 стране в рамках Инициативы в отношении долга бедных стран с крупной задолженностью было предоставлено в общей сложности 71 млрд. долларов. Кроме того, в рамках Инициативы по облегчению бремени задолженности на многосторонней основе предполагается предоставить еще 28 млрд. долларов.  При этом признается, что нынешний глобальный финансово-экономический кризис может перечеркнуть результаты усилий последних лет в этой области. Подчеркивается, что ситуация требует осуществления уже реализуемых и любых новых смелых и всеобъемлющих инициатив по эффективному урегулированию на справедливой основе нынешних долговых проблем развивающихся стран и особенно наименее развитых из них, в первую очередь в Африке, в том числе путем списания долга. При этом странам-донорам рекомендуется принять меры к тому, чтобы ресурсы на цели облегчения долгового бремени не выделялись в ущерб средствам, предназначенным для ОПР.

Дохийская декларация закрепляет за ООН и, в частности, Форумом ЭКОСОС по сотрудничеству в целях развития центральное место в обновляющейся глобальной архитектуре СМР. При этом в ней подкрепляются авторитетом ООН рекомендации созывавшихся на платформе ОЭСР форумов высокого уровня по повышению эффективности помощи, принявших Парижскую декларацию (2005 г.) и Аккрский план действий (2008 г.). Выражена поддержка таким принципам оказания помощи, как национальная ответственность стран-получателей, согласованность направленности помощи с их национальными приоритетами, гармонизация и ориентированность на достижение результатов. Ставится задача повышения качества помощи за счет широкого использования программного подхода, задействования органов страны-получателя в сферах ответственности государственного сектора, сокращения накладных расходов, повышения уровня обоюдной подотчетности доноров и получателей, а также максимального увеличения доли несвязанной помощи.

Особо подчеркивается значение сотрудничества по линии "Юг - Юг" и говорится о том, что оно должно рассматриваться не как замена сотрудничества по линии "Север - Юг", а как его дополнение. Среди других инновационных источников финансирования фигурирует ряд находящихся на разных этапах реализации инициатив Технической группы, учрежденной Глобальной группой действий против голода и нищеты и Инициативной группой по налогам солидарности для финансирования развития, и в частности Международный механизм финансирования иммунизации, экспериментальная инициатива авансовых рыночных обязательств, налог солидарности на авиабилеты, который взимается для финансирования программ здравоохранения в ряде развивающихся стран, и т.д.

Дохийская декларация возлагает на ООН выработку более систематического и всеобъемлющего способа отслеживания объемов, качества и эффективности помощи при должном учете уже существующих схем и механизмов. Генеральному секретарю ООН предлагается совместно с соответствующими организациями системы ООН, Всемирным банком, региональными и субрегиональными банками развития, Комитетом содействия развитию ОЭСР и другими заинтересованными организациями подготовить доклад по этому вопросу для Форума ЭКОСОС по сотрудничеству в целях развития.

Важным шагом вперед, сделанным в Дохе в отношении системных вопросов, стала поддержка курса на расширение представительства развивающихся стран в бреттон-вудских учреждениях, а также  основных органах, определяющих стандарты и нормы в области финансирования. В этом контексте выделен, в частности, Форум по вопросам финансовой стабильности, созданный в 1999 году по решению министров финансов и управляющих центральными банками стран "Большой семерки" для улучшения координации и обмена информацией между национальными и международными органами, занимающимися вопросами обеспечения финансовой стабильности.

Подводя итоги этого краткого обзора Дохийской декларации, следует отметить, что в ней предусмотрено проведение в нынешнем году Конференции ООН на высшем уровне по проблеме мирового финансово-экономического кризиса и его влияния на развитие, которая, по сути, сможет подвести первые итоги выполнения принятых решений и при необходимости скорректировать их. Работа на этом направлении уже переходит в практическую плоскость.

Россия с самого начала поддержала эту инициативу, поскольку считает необходимым максимально эффективно использовать уникальный потенциал ООН как универсальной международной организации для придания дополнительных политических импульсов усилиям по преодолению кризисных явлений и сведения к минимуму их последствий для развития. Порядок проведения предстоящей конференции будет определен в  ближайшее время. Вместе с тем уже на нынешнем этапе ее организатор - председатель Генеральной Ассамблеи ООН М.Д