ГЛОБАЛИЗАЦИЯ современного миропорядка предъявляет особое требование к самоидентификации государств, раскрытию их политико-экономического ресурса. Этот процесс объективен. Без эффективной реализации международной правосубъектности трудно, практически невозможно достигнуть  реальных результатов в решении актуальных вопросов, составляющих международную повестку дня, утвержденную, в частности, Организацией Объединенных Наций. Возрастание позитивного фактора государства и межгосударственного взаимодействия (сотрудничества, партнерства) особо заметно в условиях мирового кризиса, наличия и действия кризисных проявлений в сфере экономики, финансов, энергетики, экологии, в ходе поиска ответа на острые и сложные вызовы (риски) международной и региональной безопасности.

Следуя в фарватере этой тенденции, действующие суверенные и демократические государства прилагают значительные усилия для формирования такой внешней политики, в которой бы учитывались национальные интересы и интересы международного сообщества, достигалась их гармонизация, обеспечивались стабильность и прогрессивная архитектура мироустройства.

При этом государство действует в единстве всех сторон власти - законодательной, исполнительной, судебной, а также в согласии центральных и региональных органов. Подобный подход закономерен и прагматичен. Он создает необходимые предпосылки для оптимизации международного участия государств в управлении делами сообщества, сказывается на их высоком политическом и практическом имидже. И как следствие - повышение роли внешнеполитических инструментов.

Последние годы стали периодом зрелости, активности и адекватной структурированности такого феномена, как парламентская дипломатия. Будучи самостоятельным институтом, она интегрированно связана со всеми компонентами "классической" дипломатии, в которой исключительная роль принадлежит структурам исполнительной власти, и прежде всего Министерству иностранных дел. Возникновение данной ситуации - результат ряда обстоятельств, относящихся к внутреннему процессу развития государств, их внешнему позиционированию, определению своего персонального значимого места в миропорядке XXI века. Среди них - совершенствование объемов и механизмов компетенции, разделение труда между различными ветвями власти, углубление процесса демократизации государства и общества, реальное освоение принципов правового государства, повышение юридической культуры, необходимость цивилизационного лоббирования на международной арене интересов бизнеса, регионов, акцентирование работы по обеспечению международно-правовых и политических обязательств государства, легитимное использование ресурсов в целях интернациональной кооперации.

Общий и сравнительный анализ показывает, что тенденция к росту многофункциональной деятельности парламентов в рамках международных отношений носит универсальный характер. Она распространяется практически на все государства мира и созданные ими межпарламентские структуры. Неслучайно одной из актуальных проблем сегодня считается парламентское измерение ООН, расширение ее сотрудничества с Межпарламентским союзом и национальными парламентами. Этому ракурсу международной жизни посвящены многие важные резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (например, А/55 1409 от 15 октября 2000 г.; А/57 1375 от 3 сентября 2002 г.).

В Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций от 8 сентября 2000 года среди мер укрепления ООН провозглашается необходимость "укреплять сотрудничество между Организацией Объединенных Наций и национальными парламентами через их всемирную организацию - Межпарламентский союз - в различных областях, включая мир и безопасность, экономическое и социальное развитие, международное право и права человека, демократию и гендерные вопросы". Указанная тенденция в полной мере затрагивает и Российскую Федерацию. Федеральное Собрание России вкупе с представительными органами власти субъектов России наращивает свое политическое присутствие в международной области, содействуя реализации приоритетов внешней политики, исходя из этого реального и прагматичного факта.

Новая Концепция внешней политики Российской Федерации фиксирует ряд важных положений. Так, в V разделе документа, который посвящен вопросам формирования и реализации внешней политики, говорится, что Совет Федерации и Государственная Дума "в рамках своих конституционных полномочий ведут работу по законодательному обеспечению внешнеполитического курса страны и выполнению ее международных обязательств, а также способствуют повышению эффективности парламентской дипломатии". При подготовке внешнеполитических решений федеральные органы исполнительной власти взаимодействуют с палатами Федерального Собрания. Причем делают это на постоянной основе.

И еще один принципиальный момент. Нет никаких сомнений в том, что внешнеполитические приоритеты Российской Федерации в полной мере распространяются и на область российской парламентской дипломатии. К ним, как известно, относятся: формирование нового мироустройства, верховенство права в международных отношениях, укрепление международной безопасности, международное экономическое и экологическое сотрудничество, международное гуманитарное сотрудничество и права человека, информационное сопровождение внешнеполитической деятельности. Естественно, их достижение происходит в специфических условиях, с помощью приемов специализированной методологии, которые определены самой природой и функциями публичной дипломатии. Главные звенья здесь - законотворчество, парламентский мониторинг и контроль, гармонизация и сближение национальной и международно-правовой системы, формирование современного политического мышления.

"Парламентская дипломатия" как политический (внешнеполитический) термин охватывает различные аспекты международной деятельности прежде всего высших представительных органов страны. Она связана, например, с реализацией основных принципов международного права и Устава ООН, выполнением международных обязательств государства, заключением и имплементацией международных договоренностей, использованием норм дипломатического протокола, созданием и функционированием межпарламентских организаций и объединений, их сотрудничеством с межгосударственными и межправительственными структурами, продвижением в жизнь внешнеполитических инициатив государств, защитой интересов бизнес-сообщества и т.д.

У каждой современной страны (а их в мире насчитывается более 200) есть своя история парламентской дипломатии, свой своеобразный паспорт презентации в международном сообществе. Каковы основные черты этого феномена применительно к России? Почему ему уделено значительное место в Концепции внешней политики Российской Федерации и в практике ее реализации? О последнем аспекте профессионально говорил министр иностранных дел С.В.Лавров, выступая 28 января 2009 года в Совете Федерации с докладом "О приоритетах внешней политики Российской Федерации на современном этапе". Отмечая значение повседневного взаимодействия МИД с Советом Федерации, профильными комитетами обеих палат Федерального Собрания, он сказал: "Мы регулярно встречаемся, обсуждаем актуальные вопросы международной жизни, российской внешней политики, находим отвечающие интересам страны решения, которые объективно способствуют укреплению авторитета и влияния страны в международных делах. И убежден, что парламентская дипломатия продолжает оставаться очень важным ресурсом нашей внешнеполитической работы, и ее значение будет только возрастать".

Прежде всего подчеркнем, что как образец действующей модели управления общественными отношениями в международной среде парламентская дипломатия Российской Федерации имеет юридическую основу. В нее прежде всего входит положение ст. 15, п. 4 Конституции Российской Федерации о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Другая часть Основного закона - регулирование компетенции Совета Федерации и Государственной Думы в сфере внешних сношений Российской Федерации. Среди них, например, ст. 102, которая говорит о предметах ведения Совета Федерации (решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (п. 2), ст. 106, устанавливающая порядок обязательного рассмотрения в Совете Федерации принятых Государственной Думой федеральных законов, в частности о ратификации и денонсации международных договоров РФ (п. "г"), о статусе и защите государственной границы Российской Федерации (п. "д"), о войне и мире (п. "е").

В Конституции прописана процедура участия соответствующих комитетов или комиссий палат Федерального Собрания при назначении и отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (ст. 83, п. 5). Элементы правового статуса Федерального Собрания в международных отношениях отражены в других законодательных источниках, например в Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации" 1995 года.

Помимо названных признаков - наличие целеполагания, юридической базы - парламентская дипломатия Российской Федерации обладает и другими важными характеристиками. Среди них - широкая географическая (страноведческая) сеть. Наши партнеры находятся во многих регионах Земли и представляют более 100 государств. С большинством из них Совет Федерации и Государственная Дума имеют различные по форме (протоколы, заявления, соглашения, меморандумы), но политически обязательные источники взаимодействия. Они ставят общие и конкретные вопросы, предлагают организационные механизмы их решения (совместные комиссии, "круглые столы", проведение международных конференций, внесение общесогласованных инициатив в межпарламентские структуры и др.). С рядом стран Российская Федерация имеет и двусторонние межгосударственные программы сотрудничества, содержащие специальные пункты о межпарламентском взаимодействии (Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Китай, страны СНГ).

В значимые признаки парламентской дипломатии Российской Федерации попадает и широкое, интенсивное участие делегаций Федерального Собрания в современных международных организациях (ПАСЕ, ПА ОБСЕ, Ассоциация европейских сенатов, Конгресс местных и региональных властей Совета Европы, ПА НАТО, ПА ЗЕС, МПС, ПА Черноморского экономического сотрудничества, Азиатско-тихоокеанский парламентский форум, Северный совет, Парламентская конференция стран Балтийского моря), сложившееся взаимодействие с отдельными международными структурами, например Европарламентом. Нельзя не назвать в качестве позитива и такое направление, как заключение международных договоренностей на принципах равенства и взаимной выгоды со  многими парламентами иностранных государств, а также межпарламентскими организациями.

Обзор практики международных отношений и контактов Федерального Собрания за 15-летний период его существования, ее сравнение с накопленным в мире опытом международной работы зарубежных парламентов позволяет сделать важный вывод. Российской Федерацией создана  достаточно эффективная модель парламентской дипломатии, которая функционирует, отвечая высоким критериям профессионализма, системности, полифункциональности в условиях активных процессов глобализации и регионализации современного миропорядка. Она получила международное признание и является органичной частью формирующегося всемирного и регионального межпарламентского пространства. Прикладные и политические итоги 2008 года полностью подтверждают эти выводы. Приведем несколько заметных фактов из жизни, например, Совета Федерации - верхней палаты российского парламента.

В течение прошлого года Совет Федерации одобрил принятые Государственной Думой 64 федеральных закона о ратификации международных договоров, конвенций и соглашений (двусторонних и многосторонних). Обращает на себя внимание не только количественный показатель, говорящий об эффективности договорной правоспособности России, но и многообразие ее интересов во внешних сношениях. Об этом свидетельствует тематика достигнутых договоренностей и разноплановость зафиксированных международных обязательств. Среди объектов договорного урегулирования  выделяются вопросы избежания двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (Мексика, Сингапур, ЛНДР), о передаче лиц, осужденных к лишению свободы (Марокко, Ангола), о разграничении морских пространств в районе Варангерфьорда (Норвегия), о подготовке военных кадров для государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности, о международных стандартах на гуманный отлов диких животных (Европейское сообщество, Канада), о сотрудничестве в уничтожении запасов химического оружия в Российской Федерации (Италия), а также:

- один  федеральный закон о денонсации (Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Украины о средствах систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства);

- три федеральных закона о присоединении России к международным актам (Соглашение о привилегиях и иммунитетах Комиссии по защите морской среды Балтийского моря; Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака; Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 г.);

- один федеральный закон о принятии поправки (Конвенция о физической защите ядерного материала 2005 г).

Следует отметить большую и актуальную группу федеральных законов (более десяти), которые также касались сферы международных отношений и внешней политики России. В них рассматривались вопросы: гражданство, борьба с коррупцией, иностранные инвестиции, правовое положение иностранных граждан, незаконная наркоторговля и другие. Их наличие в российском правовом поле говорит о зрелости и ответственности законодателя, о его способности к социальному прогнозированию.

Еще одно крупное направление международной деятельности Совета Федерации. Речь идет о взаимодействии с межпарламентскими структурами и объединениями, в частности европейскими. В силу достаточно сложных, острых проблем прошлого года (агрессия Грузии против народа Южной Осетии, незаконное признание Косова, неэффективность ряда институтов европейской безопасности, проблемы газового транзита на Украине, планы размещения в Европе американской ПРО, русофобские тенденции в работе Европарламента, ПАСЕ, ОБСЕ, НАТО, продолжающиеся нарушения прав русскоязычного населения Прибалтики, расширение НАТО) эта линия парламентской дипломатии России имеет особое практическое значение, став весьма существенным дополнением "большой" дипломатии нашего государства.

Чем она характеризовалась? Четкостью и ясностью внешнеполитических подходов, системностью и скоординированностью действий ответственных акторов, гибкостью и авторитетом применяемой ими аргументации, построенной на знании реальных процессов международной геополитики и, конечно, уважении основных принципов современного международного права. Такого рода подход позволил российским парламентариям стать заметной политической силой в решении многих актуальных проблем, превратиться в своего рода цивилизационный центр объединения усилий европейских партнеров, обращения к современной политической культуре и методологии в регулировании международных отношений.

Сделать это было непросто, если судить о той атмосфере, которая окружала работу делегаций Федерального Собрания России. Но результаты были (разного масштаба, но главное, что они достигнуты). Так, на площадке ПАСЕ, традиционно сложной для России с момента вступления (1996 г.) до сегодняшнего времени, удалось выстроить систему информирования о внутренней и внешней политике Российской Федерации, разъяснить ее позицию по кавказским событиям, активно позиционировать идею Президента Российской Федерации Д.А.Медведева по подготовке Соглашения о европейской безопасности. Все это позволило сорвать планы ряда антироссийски настроенных парламентариев (Польша, Эстония, Грузия, Великобритания) вызвать кризис в отношениях России с Советом Европы.

1 октября 2008 года ПАСЕ в ходе пленарного заседания вновь подтвердила полномочия российской делегации. По инициативе ее отдельных членов были представлены актуальные проекты резолюций "Перспективы сотрудничества между Советом Европы и Государством Израиль", "Ислам, исламизм, исламофобия в Европе"; доклад "Видеонаблюдение в общественных местах"; предложения о проведении в мае 2009 года в Москве международного симпозиума "Образование в Европе для гармоничного развития учащихся".

В творческом, инициативном ключе прошла работа в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ), который играет заметную роль в концептном моделировании и практике парламентской дипломатии. На сессиях Конгресса в 2008 году были одобрены доклады российских сенаторов по вопросам адаптации в связи с изменением климата, об участии молодежи в общественной жизни, о развитии экологически рационального потребления в целях обеспечения устойчивого развития. По ним были приняты соответствующие рекомендации и резолюции, направленные всем 47 государствам - членам ЕС.

На осенней сессии КМРВСЕ (Страсбург, 1-3 декабря 2008 г.) российская делегация добилась принятия резолюции 272 (2008) "Последствия на местном уровне в зоне конфликта на Южном Кавказе" в реалистической редакции. В нее удалось включить термин "власти де-факто Южной Осетии", что придало документу прецедентный характер для актов других международных организаций (до сих пор этот термин не фигурировал). Тем самым он может стать эффективным инструментом практической политической помощи Южной Осетии со стороны региональных и местных властей европейских стран, а также одним из первых реальных актов содействия международному признанию независимости Южной Осетии.

С учетом этого факта хочется обратить внимание на следующий принципиальный аспект. Поведение российской делегации в полной мере отвечало Договору о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия 2008 года, а также Соглашению между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Парламентом Республики Южная Осетия о межпарламентском сотрудничестве 2008 года - одними из первых международных документов, которые на деле способствуют раскрытию правосубъектности Южной Осетии.

Полезным было участие делегации Совета Федерации в ПА ОБСЕ. Она выступила в поддержку реформирования организации, за повышение ее роли на контртеррористическом, антинаркотическом и антикриминальном направлениях сотрудничества. Российская группа обратила внимание на системный кризис в ОБСЕ, необходимость повышения вклада Парламентской ассамблеи в экономическое и экологическое сотрудничество. Она активно разъясняла наши позиции о непредсказуемых последствиях нарушения принципов международного права в связи с поддержкой США и их союзниками провозглашения независимости Косова, о дискриминации наших соотечественников в Латвии и Эстонии, по актуальным военно-политическим вопросам, в том числе о приостановке Российской Федерацией действия ДОВСЕ.

Самое серьезное значение для международной обстановки имела работа делегации Совета Федерации  в Парламентской ассамблее НАТО. В ходе ее сессий были высказаны критические замечания о перспективах трансформации Североатлантического блока, подчеркнута необходимость поиска нового места НАТО в соответствии с основополагающими принципами международного права и Устава ООН. Парламентарии Российской Федерации аргументированно разъясняли наши озабоченности приближением военной инфраструктуры к границам России, нарушением стратегического баланса в области ПРО. Заявили, что контрпродуктивно решать проблемы защиты критической инфраструктуры и информационных систем без России или тем более против нас. Особое значение имели российские резоны о рисках и последствиях ускоренного втягивания Украины и Грузии в НАТО. Парламентский голос России становится все более значимым в сотрудничестве по тематике военно-политической безопасности. Это подтверждает и деятельность нашей делегации в качестве постоянно приглашенной стороны в сессиях Парламентской ассамблеи Западноевропейского союза, центральное место в работе которого занимает формирование и развитие европейской политики в области безопасности и обороны.

В соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации Совет Федерации активно и системно занимался расширением сотрудничества с Европарламентом. Известно, что эта структура отличается жесткостью подходов и оценок ко многим странам, осваивающим демократические ценности. Подчас мнения европарламентариев, особенно в отношении России, страдают двойными стандартами, субъективизмом, стимулируют различного рода фобии. Отличаются таким поведением прежде всего представители политических партий и движений из числа европейских новобранцев. Поэтому российской делегации приходится активно работать над разъяснением официальных подходов нашей страны, формировать атмосферу взаимопонимания, опираясь на здравомыслящие силы Европейского парламента.

На протяжении 2008 года в ходе консультаций в центре внимания были вопросы реализации четырех "дорожных карт", энергодиалога, политики соседства, "Северного измерения", укрепления юридических основ европейской системы безопасности, особенно с учетом последних инициатив политического руководства Российской Федерации. Во время заседаний Комитета парламентского сотрудничества "Россия - Евросоюз" началось предметное обсуждение тематики переговоров по подготовке нового Соглашения о стратегическом партнерстве взамен действующего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве от 24 июня 1994 года. Активно дебатировалась по нашей инициативе идея создания специального документа, регулирующего межпарламентское сотрудничество Российской Федерации и Евросоюза.

Много позитивного было внесено в развитие парламентской дипломатии Европы и через участие членов Совета Федерации в других европейских структурах.

Особым направлением парламентской дипломатии России, в соответствии с директивным выбором приоритетности международных отношений со странами СНГ, стало активное сотрудничество Совета Федерации и Государственной Думы с международными организациями парламентской ориентации на постсоветском пространстве. Одну из ведущих ролей здесь играла и будет играть Межпарламентская ассамблея государств - участников Содружества независимых государств, которая стала заметным политическим актором. Набирают силу парламентские составляющие ЕврАзЭС, ОДКБ. В их прогрессивное развитие в прошлом году российская дипломатия внесла существенный вклад, опираясь на общепризнанные принципы уважения государственного суверенитета, равенства и взаимной выгоды между странами-членами. Имеет смысл также подчеркнуть значение участия российских парламентариев в универсальных (Межпарламентский союз) и иных региональных организациях, например в Азиатско-тихоокеанском парламентском форуме. Вне всякого сомнения, эта сфера весьма перспективна и она будет развиваться.

Еще одна линия парламентской дипломатии Российской Федерации, которая активно осваивалась в 2008 году. Речь идет о такой важной форме международного общения, как визиты, личные контакты парламентариев в двустороннем и многостороннем режиме. Известно, что институт переговоров, консультаций - неотъемлемое звено дипломатии и международного правопорядка. Он позволяет согласовывать политические позиции, даже диаметрально противоположные порой, находить приемлемые решения, компромиссы, регулировать международные споры. В то же время его задействование позволяет создавать реальную атмосферу взаимопонимания, предотвращать кризисы и международные риски. Если посмотреть на существующую практику Совета Федерации, то можно прийти к логичному выводу: парламентарии эффективно пользуются этими механизмами для обеспечения национальных интересов Российской Федерации. За прошедший период подготовлено 242 поездки сенаторов в 66 стран мира. Из них 131 поездка в рамках двустороннего сотрудничества и 111 - по линии международных парламентских организаций.

Наибольшее количество визитов приходится на европейские государства - 129. В страны СНГ - 48. В государства Азии - 22, Северную Америку - 14, Латинскую Америку - 7, на Ближний Восток - 15, в Африку - 7 визитов. В Совете Федерации проведено более
156 встреч с представителями иностранных государств. По приглашениям Совета Федерации Российскую Федерацию с официальными визитами посетили зарубежные парламентские делегации Верховной Рады Украины, Стортинга Королевства Норвегии, Сената Парламента Королевства Бельгия, Консультативного Совета Йеменской Республики, Сената Конгресса Республики Филиппины, Палаты лордов Парламента Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Верховного народного собрания КНДР, Сената Национального конгресса Республики Чили.      

В последние годы зримо повышается роль дипломатии "первых лиц". Это относится в первую очередь к профессиональной международной деятельности Президента России Д.А.Медведева, председателя правительства Российской Федерации В.В.Путина, министра иностранных дел С.В.Лаврова. В этом же ключе действуют и лидеры Федерального Собрания С.М.Миронов и Б.В.Грызлов. Так, в течение 2008 года председатель верхней палаты совершил официальные и рабочие визиты в такие страны, как Новая Зеландия, Филиппины, Болгария, Молдова, Польша, Киргизская Республика, Йемен, Таджикистан, Султанат Оман, Чили, Израиль, Швеция, Казахстан и др.

Значительный объем работы был проделан в области достижения согласованных договоренностей с зарубежными партнерами по широкому кругу вопросов взаимовыгодного взаимодействия. Так, были заключены соглашения между Советом Федерации и Сенатом Конгресса Республики Филиппины, Протокол о сотрудничестве Совета Федерации с Консультативным советом Йеменской Республики.

Вне всякого сомнения особое историческое и существенно политическое значение имело подписание соглашений между Советом Федерации и Парламентом Республики Южная Осетия, Советом Федерации и Народным Собранием - Парламентом Республики Абхазия о межпарламентском сотрудничестве. Они играют самую серьезную роль в процессе реализации суверенитета новых субъектов международного права, наполнении их международного статуса конкретным смыслом.

Сегодня общее число соглашений Совета Федерации, заключенных с иностранными контрагентами, превысило цифру 100.

В Совете Федерации, так же как и в Государственной Думе, идет поиск новых форм парламентского сотрудничества. За прошлый год получили апробацию экономические сессии форумов парламентариев России с коллегами из Италии, Бельгии, Нидерландов. В них приняли участие представители законодательных органов субъектов Российской Федерации (Республика Ингушетия, Мурманская область, Тюменская область, Нижегородская область, Республика Башкортостан, Республика Татарстан), российского бизнес-сообщества. Успешно прошла в Люксембурге международная энергетическая конференция, участниками которой выступили Совет Федерации, правительство Люксембурга, Торгово-промышленная палата Люксембурга, Европейская комиссия, ведущие энергетические компании из России, Германии, Австрии, стран Бенилюкса.

Новый импульс российско-бельгийскому взаимопониманию дало проведение "круглого стола" по проблемам двусторонних отношений в условиях мирового кризиса с участием членов Парламента Королевства Бельгия и их российских партнеров, активно поддержанное посольством Российской Федерации в Брюсселе и МИД этой страны. Итог встречи - выработка своего рода "дорожной карты" по двустороннему межпарламентскому сотрудничеству. Интересные результаты были сформулированы также в рамках очередной Международной парламентской конференции по вопросам законодательного обеспечения противодействия  терроризму (Санкт-Петербург, 12-13 мая 2008 г.), формат которой - совместная инициатива Сената Бельгии и Совета Федерации России. Заметным событием стало проведение встречи председателя Совета Федерации, членов Комитета Совета Федерации по международным делам с послами 27 государств - членов Европейского союза.

Таким образом, в 2008 году получили творческое развитие как традиционные формы, так и новые конфигурации парламентской дипломатии Российской Федерации. Накопленный опыт, в том числе проблемного свойства, сыграет свою роль в деле постановки и решения сложных, многоаспектных задач российской внешней политики.

Каковы должны быть приоритеты парламентской дипломатии России на 2009 год? В чем их специфика? Каковы механизмы их достижения? Совершенно очевидно, что доминирующее место в международных отношениях будет занимать антикризисная тематика, имеющая долгосрочный характер действия. Она распространяется на все формы сотрудничества без исключения - двусторонние и многосторонние, достаточно разветвлена (энергетика, финансы, экономика, инвестиции, перестройка международных институтов, социальная проблематика, обеспечение общепризнанных прав человека в условиях кризиса и т.д.).

Но при этом нельзя забывать о других векторах существования миропорядка, о проблемах, которые четко обозначены в качестве стратегических и тактических ориентиров в международной Повестке дня, выработанной ООН. Парламентская дипломатия Российской Федерации учитывает эту политическую и прикладную методологию управления международными делами в целом. Она также принимает во внимание задачи и цели Российского государства, обозначенные в Конституции и Концепции внешней политики Российской Федерации. В то же время в международной деятельности Федерального Собрания не могут не присутствовать и специфические подходы, связанные с задачами и природой парламентской дипломатии, накопленным ею современным опытом позиционирования в международном сообществе.

Программа парламентской деятельности Российской Федерации в новом политическом сезоне с географической и функциональной точек зрения могла бы включать следующие векторы:

- подготовка концепции парламентской дипломатии Российской Федерации;

- законодательное обеспечение внешней политики России. Речь идет о таких процессах, как своевременное принятие законов по ратификации и денонсации международных договоров, мониторинг их имплементации, информирование российского общества о правовом массиве, связанном с внешней политикой государства, гармонизация современных правовых систем и сближение законодательств, в частности в процессе практического партнерства с Евросоюзом;

- содействие укреплению и развитию современного международного права. Делегации Федерального Собрания Российской Федерации в межпарламентских организациях и двустороннем сотрудничестве могли бы презентовать российскую инициативу о подготовке национальных и международных стратегий совершенствования международного правопорядка. Они призваны охватить, в частности, следующие аспекты: повышение ответственности за соблюдение основных принципов международного права и Устава ООН, эффективность режима нераспространения ядерного оружия, демилитаризация космического пространства, разработка мер доверия, оптимизация регионального кризисоурегулирования, борьба с голодом, нищетой, инфекционными заболеваниями и др. В них можно сформулировать идею проведения сетевой системы международных конференций, посвященных проблемам международного права. Координационный центр работы - Межпарламентский союз, который в сотрудничестве со структурами ООН длительное время занимается проблемой верховенства права на национальном и международном уровнях;

- продвижение идеи Президента Д.А.Медведева о новой европейской архитектуре, заключении Договора о европейской безопасности;

- развитие и реформирование отношений с парламентами стран СНГ, включая совершенствование созданных межпарламентских структур, усиление согласованности в деятельности государств постсоветского пространства (например, в выработке совместных международных инициатив) в международных парламентских организациях, укрепление правовой базы взаимодействия;

- интенсификация и реформирование сотрудничества с Конгрессом США, парламентами стран "восьмерки", Китая, Бразилии, Индии, Японии; запуск пилотных парламентских диалогов РФ - ЕС - США, РФ - США - Китай;

- формирование общерегиональных и субрегиональных парламентских пространств (трансъевропейское, со странами Бенилюкса, в частности), развитие согласованного (единого) правового поля на базе совета Европы; обеспечение общепризнанных гуманитарных стандартов и ответственности за их соблюдение;

- содействие международным связям и контактам (экономика, культура, туризм, библиотечное дело, информатика, экология, образование) российских регионов; использование потенциала Консультативного совета глав субъектов Российской Федерации при МИД РФ;

- обеспечение и легитимное лоббирование интересов и запросов российского бизнес-сообщества, в том числе посредством ресурсов Европейских сообществ, Европарламента, региональных лоббистских структур;

- оказание всесторонней помощи российским соотечественникам, проживающим за рубежом в социальной, культурной и иных сферах;

- создание эффективной структуры информирования партнеров России о ее внутренней и внешней политике; использование в этих целях возможностей российских СМИ, агентств ИТАР-ТАСС, Интерфакс, РИА "Новости", "Russia Today" и др.;

- задействование парламентского ресурса при реализации мер антикризисного реагирования, выработанных странами "восьмерки", "двадцатки", представляющих ведущие экономики мира;

- подключение представителей Федерального Собрания России к переговорам по разработке нового Соглашения о стратегическом партнерстве с Евросоюзом и странами - членами ЕС; внесение идеи о заключении Декларации о межпарламентском сотрудничестве между Российской Федерации и Евросоюзом.

Представленный перечень векторов, тем, географии международного взаимодействия может реально дополниться предложениями организационного и нормативного плана, адресованными органам исполнительной власти, в частности МИД России, а также зарубежным контрагентам Российской Федерации. Например, по разработке дипломатической инициативы России и ее последующего внесения в ООН о Кодексе поведения цивилизованных государств перед вызовами и угрозами XXI века, о Декларации основных прав и обязанностей современных государств. Интерес представляют идеи проведения международного парламентского антикризисного саммита, международного конгресса "Судьба международного права в новом столетии", международной Интернет-конференции "Проблемы и риски международной безопасности в современном мире". Представляются целесообразными и организационные новеллы в структуре самого российского парламента, связанные с совершенствованием его международной деятельности. Таковыми могут быть предложения о создании в его составе комиссий по вопросам публичной и энергетической дипломатии. Весьма перспективно открытие в России международного парламентского центра.

Таким образом, перед парламентской дипломатией России, которая обладает современным и эффективным опытом сотрудничества с иностранными партнерами - государствами и международным организациями, в политическом сезоне 2009 года и на среднесрочную перспективу стоят важные стратегические задачи. Они разнообразны по своей конкретике, но взаимосвязаны друг с другом логически и практически. Их главная и фундаментальная цель - построение безопасного, правового и справедливого мира на базе уважения и всестороннего применения основных принципов современного международного права. Дипломатия Российской Федерации, включая международную деятельность Федерального Собрания Российской Федерации, обладает солидным ресурсом для обеспечения устойчивого и прогрессивного развития миропорядка в условиях XXI века.