В условиях современного мира вопросы обеспечения безопасности приобрели краеугольное значение. С окончанием эпохи холодной войны в мировой политике произошли глубокие трансформации, приведшие к возникновению нового качества в системе международных отношений. На смену угрозе мировой ядерной катастрофы пришли новые вызовы, такие как международный терроризм, религиозный экстремизм, организованная преступность, наркоторговля и киберпреступность.
Мир и международные отношения претерпели сильные изменения. Стало очевидным, что в борьбе с новыми угрозами неприменимы обычные, имеющиеся «на вооружении» государств методы. Всеобщая безопасность зависит от многочисленных факторов, направленных на недопущение разрастания различного рода экстремистских политических течений, использующих насилие и террор как главное орудие достижения своих целей.
События, происходящие на международной арене, лишний раз подтверждают то, что мировое сообщество не всегда способно оперативно и эффективно решать те или иные конфликты. Сегодня мы наблюдаем, что некоторые международные институты не решаются повлиять на ситуацию, угрожающую безопасности ряда стран.
Кроме того, мы являемся свидетелями обострения противоречий и роста столкновений государств, являющихся представителями различных культур. Все это происходит на фоне усиления кризиса некоторых цивилизаций.
В этих условиях деятельность Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - военно-политического союза, созданного в мае 2002 года на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года, также претерпела качественные изменения. Эти изменения главным образом нацелены на обеспечение безопасности в зоне ответственности Организации, охватывающей на сегодняшний день шесть государств: Армению, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Россию.
Сегодня в рамках ОДКБ государствами-членами создана целостная эффективная структура, предназначенная для совместного решения вопросов безопасности и продвижения коллективных интересов в мире на наднациональном уровне. Наработана обширная нормативная правовая база, заложившая фундамент для институционального развития ОДКБ.
После успешного председательства Российской Федерации в Организации в прошлом году эстафету на 2015 год приняла Республика Таджикистан.
Согласно Концепции внешней политики Республики Таджикистан в новой редакции, утвержденной 27 января 2015 года Президентом Эмомали Рахмоном, наша страна считает свое членство в ОДКБ отвечающим национальным интересам, и усилия Таджикистана в рамках этой организации нацелены на создание эффективных механизмов противодействия угрозам современного мира. Таджикистан рассматривает членство страны в Организации как один из важных факторов обеспечения безопасности страны и сохранения стабильности в регионе.
В рамках своего председательства Таджикистан придает большое значение конструктивному сотрудничеству в ОДКБ, выступает за укрепление потенциала Организации и координацию усилий государств-членов во имя достижения общих целей.
Нами подготовлен План мероприятий по реализации решений декабрьской сессии (2014 г.) Совета коллективной безопасности ОДКБ и приоритетов, предложенных Республикой Таджикистан на период председательства в Организации. План утвержден Президентом Республики Таджикистан, председателем Совета коллективной безопасности Э.Рахмоном.
Сейчас мы готовимся к проведению предстоящих заседаний уставных органов ОДКБ: Совета коллективной безопасности - в октябре, Совета министров иностранных дел - в апреле, Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности, а также различных рабочих органов.
Таджикистан вносит конструктивный вклад в разработку новых договоренностей, в развитие практических контактов по формированию и выработке общеполитических, правовых и организационных мер борьбы с возникающими перед Организацией угрозами.
Развитие многостороннего сотрудничества с государствами - членами ОДКБ является для нашей страны приоритетным направлением внешней политики. В этом контексте Таджикистан стремится развивать в рамках ОДКБ потенциал к региональной и субрегиональной интеграции и координации на евразийском пространстве.
Новый виток активизации угроз, таких как распространение терроризма, пропаганда экстремизма и насилия, злоумышленное использование Интернета для радикализации настроений, вербовка сторонников и т. д., ставит перед ОДКБ дополнительные комплексные задачи.
Среди реальных вызовов необходимо отметить возникающие угрозы, исходящие с территории Афганистана. Он до сих пор остается страной, военно-политическая ситуация которой имеет неопределенный характер. Эта многострадальная страна вступает в переходный период. Лишь недавно начали происходить процессы, направленные на создание внутреннего конструктивного межнационального диалога.
В Афганистане, ставшем жертвой международного терроризма и экстремизма, берут начало маршруты наркотрафика, существует перманентная угроза просачивания на территорию соседних государств незаконных вооруженных формирований различного толка, наблюдается незаконная миграция и экспансия фундаменталистской идеологии. Нестабильность в стране неизбежно может привести к активизации деятельности радикальных религиозных и националистических структур в государствах - членах Организации.
По нашим данным, в северо-восточных провинциях этой страны, а именно в Бадахшане, Тахаре, Кундузе и Баглане, наблюдается серьезная концентрация талибов и других террористических групп, что создает реальные предпосылки перетока этих незаконных формирований на сопредельную территорию.
Таджикистан на национальном уровне реализует программы, направленные на раскрытие, предотвращение и ликвидацию террористических действий, недопущение финансирования террористической деятельности и пропаганды терроризма, обеспечение безопасности граждан от угроз терроризма и экстремизма. Примером может служить успешно реализованная Государственная программа по борьбе против терроризма и других проявлений экстремизма на 2006-2010 годы. Эта практика продолжается и по сей день.
В этой связи продолжение выполнения обязательств, взятых на себя международным сообществом в отношении Афганистана, является, на наш взгляд, ключевым фактором в сохранении и приумножении относительных результатов в социальной, политической и экономической сферах, достигнутых в этой стране за последние несколько лет.
Отдельного упоминания заслуживает угроза наркотрафика, которая оказывает значительное влияние на принятие мер по обеспечению безопасности в зоне ответственности ОДКБ.
За последние годы практически во всех странах региона наблюдается рост числа наркозависимых, что связано с «заразной» сущностью этой чумы современности. Не стоит забывать, что в настоящее время наркотики - это оружие избирательного действия, которое может разрушать изнутри целые страны.
На современном этапе международные наркосиндикаты осваивают все новые и новые территории для расширения рынка сбыта и получения сверхприбыли от торговли наркотиками, являющейся одним из основных источников финансирования терроризма. Незаконный оборот наркотиков, по сути, являясь катализатором развития конфликтогенных ситуаций в Центрально-Азиатском регионе, представляет собой финансовый стержень деятельности международного терроризма и экстремизма.
Наиболее успешным проектом ОДКБ в этом направлении, по всеобщему признанию государств-членов, можно считать оперативно-профилактическую операцию «Канал» по перехвату афганского наркотрафика. На протяжении более десятка лет проведения операция доказала свою высокую продуктивность по выявлению и нейтрализации каналов потока наркотиков, обнаружению и нейтрализации структур наркобизнеса.
Особенно важным моментом является накопленный за эти годы уникальный опыт взаимодействия, который охватывает не только правоохранительный аспект, но и включает в себя целый комплекс направлений аналитического, логистического и профилактического характера, которые, в свою очередь, помогают соответствующим органам государств-членов более эффективно работать на национальном уровне, а также позволяют им наладить взаимодействие с соответствующими структурами других стран, не входящих в ОДКБ.
Уникальность операции «Канал» состоит еще и в том, что до этого наши страны не имели практического опыта противодействия в данном формате. «Канал» с каждым годом набирает обороты и привлекает все больше наблюдателей, включая значительное число таковых от государств - членов НАТО.
Исходящие из Афганистана угрозы влияют на мир и спокойствие на территории всех государств - членов ОДКБ. Поэтому граница с Афганистаном является передовым и важнейшим препятствием для недопущения их расползания. Таджикистан в ближайшей перспективе считает своим внешнеполитическим долгом выработку необходимых мер по объединению усилий международного сообщества для противостояния террористическим группам и незаконному распространению наркотических средств в Афганистане.
По нашему убеждению, одной из действенных мер для оперативного реагирования на эти угрозы является постоянное наблюдение за развитием ситуации в сопредельных с Афганистаном регионах. С этой целью в рамках ОДКБ в соответствии с ее уставом проводятся постоянные встречи, консультации, мониторинг обстановки в зонах ответственности ОДКБ.
Принимая во внимание частое изменение международной ситуации, в формате Организации существует механизм выработки общей позиции и происходит поиск согласованных путей решения возникающих проблем. Этому способствуют встречи на уровне министров иностранных дел, членов Постоянного совета и экспертов, которые проходят на регулярной основе. Кроме того, для решения первостепенных задач и согласования совместных действий государств - членов ОДКБ проводятся периодические встречи полномочных представителей при ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и других международных организациях. Отдельного упоминания заслуживает существующая практика проведения неформальных встреч министров иностранных дел государств - членов ОДКБ накануне заседаний СМИД ОБСЕ и в рамках общих дебатов Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке.
Сегодня мировые процессы наглядно демонстрируют существование тонкой грани, отделяющей стабильность и мир от войны и хаоса. Принимая во внимание данное обстоятельство, военный компонент ОДБК играет ключевую роль в функционировании нашей организации. Данный компонент включает в себя сформированные на широкой коалиционной основе Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) и Миротворческие силы, в Таджикистане, а также региональные группировки сил и средств коллективной безопасности, в том числе и Коллективные силы быстрого развертывания в Центрально-Азиатском регионе (КСБР ЦАР).
Как показало время, данные формирования в состоянии внести весомый вклад в разрешение конфликтов различной степени сложности, проведение специальных операций, уничтожение террористических группировок, транснациональных бандформирований, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и т. д.
Можно с уверенностью сказать, что в случае необходимости для решения задач по укреплению мира и предотвращения вооруженных конфликтов ОДКБ обладает потенциалом для участия в урегулировании кризисных ситуаций в мировом масштабе. В этом контексте можно вспомнить, что еще в 2010 году главы государств - членов ОДКБ выразили готовность взаимодействовать с ООН в данном направлении.
Укрепляя свой потенциал и инструментарий, ОДКБ постепенно становится важным звеном международной системы безопасности. В условиях нарастания угроз со стороны транснациональных террористических организаций считаем крайне важным укреплять механизмы многостороннего сотрудничества, прежде всего путем консолидации усилий различных международных организаций, в том числе военно-политических блоков.
В этом контексте необходимо налаживание всестороннего взаимодействия между ОДКБ и НАТО. Принимая во внимание тот факт, что проблема афганского урегулирования остается одним из главных вопросов на повестке дня НАТО, взаимодействие с ОДКБ может вывести региональное сотрудничество на новый уровень.
Наглядным примером может служить предметное сотрудничество ОДКБ с ООН. Продолжается поступательное развитие взаимосвязей между ОДКБ и ОБСЕ, у которых сложился конструктивный диалог по вопросам оказания содействия в постконфликтном обустройстве Афганистана, борьбе с терроризмом, экстремизмом и наркотрафиком, а также по военно-политическим аспектам.
В целях углубления контактов с ООН и ОБСЕ в этом году государства - члены ОДКБ пригласили на Душанбинское заседание Совета министров иностранных дел Организации специального представителя Генерального секретаря ООН, главу Регионального центра ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии Мирослава Енча, действующего председателя ОБСЕ, главу МИД Сербии Ивицу Дачич и генерального секретаря ОБСЕ Ламберто Заньера.
Схожесть решаемых задач позволяет конкретизировать направления взаимодействия с Шанхайской организацией сотрудничества, участниками которой являются четыре из шести членов ОДКБ.
Таким образом, общая и конкретная ситуация в мире, характеризующаяся расширением сотрудничества в различных сферах человеческой деятельности, настойчиво призывает к упорядочению межгосударственных и иных международных отношений в сфере контроля и борьбы с терроризмом, экстремизмом и фундаментализмом, наркотрафиком и торговлей людьми.
Убеждены, что возможность противодействия им во многом зависит от консолидации усилий различных государств, международных организаций и всего мирового сообщества. Исходя из этого, для сохранения стабильности и обеспечения общественной безопасности представляется крайне важным выработка унифицированных методов противодействия угрозам в глобальном мире. Это веление времени.
Мир в целом становится все более уязвимым перед лицом новых вызовов и угроз. Это требует от нас, государств - членов ОДКБ, выработку новых подходов, методов и форм взаимодействия, с тем чтобы наша организация могла эффективно выполнять поставленные перед ней задачи по обеспечению мирной и спокойной жизни наших народов.
Председательство Республики Таджикистан в ОДКБ в нынешнем году нацелено на решение этих задач, и мы уверены, что в тесном взаимодействии со своими партнерами мы сможем поднять потенциал Организации на тот уровень, который сегодня необходим нашим странам для адекватного реагирования на непростые вызовы и угрозы.