Дипломатам среднего и старшего поколения нет необходимости специально представлять заслуженного деятеля науки РФ профессора Константина Михайловича Долгова. Его работа на протяжении многих лет в качестве заведующего кафедрой философии, политологии и культуры Дипломатической академии МИД России оставила заметный след в сознании и формировании профессиональных навыков выпускников этого учебного заведения. Преподаватели, студенты и аспиранты МГИМО (У), философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова и ряда других российских и зарубежных вузов неоднократно имели возможность слушать содержательные лекции и страстные полемические выступления Константина Михайловича - как в учебное, так и во внеучебное время. Он регулярный участник научных конференций, оппонент на защитах диссертаций.
Выученные еще в студенческие годы древнегреческий и латинский, а также польский языки облегчили ему не только работу над классической философской литературой, но и дали возможность систематически следить за острыми идеолого-культурологическими ситуациями второй половины 1950-х - начала 1960-х годов. Константин Михайлович свободно выступает и дискутирует на итальянском, французском, английском языках в самых разнообразных научных аудиториях. Вопросы политики, истории философии, религии и культуры анализируются им и в многочисленных научных публикациях. Он автор 20 монографий и около 500 статей и брошюр.
Закономерным результатом этой напряженной и плодотворной теоретической деятельности стало издание курса лекций «В поисках Бога и Человека»*, (*Долгов К.М. В поисках Бога и Человека. М.: МГИМО-Университет, 2014. 360 с., илл.) опубликованного под грифами МГИМО (У) и Института философии РАН издательством «МГИМО-Университет» в 2014 году.
Курс лекций имеет четкую структуру. Автор задается вопросом: является ли шумерская культура истоком всех последующих религий, культур и цивилизаций? И, похоже, отвечает на этот вопрос утвердительно, ссылаясь на древность и многообразие религиозно-философских нравственно-правовых памятников этой цивилизации, дошедших до ученых нашего времени. Затем следует обстоятельный разбор «Авесты» как Откровения Заратуштры, в котором профессор К.М.Долгов строго придерживается текста научных изданий этого произведения и тем самым вступает в имплицитную дискуссию с широко известным трудом Ф.Ницше.
Выделены особенности древнеиндийских религий и культур, представленных в Ригведе и Упанишадах. На основе стихов древнеиндийского эпоса рассматривается система ключевых идей индуизма как исторически обусловленного этапа организации социума и системы его требований к нормативным принципам регуляции повседневной жизни.
На примере египетской «Книги мертвых» предложено конспективное рассмотрение древнеегипетской религии и культуры, обобщающее смысловые конструкции сложных верований древних египтян в их логическом и нравственно-культурном содержании. Затем следует обзор учений великих восточных мыслителей человечества - Будды, Конфуция, Лао-Цзы, - опирающийся на тщательное воспроизводство их положений по текстам, имеющимся в распоряжении современных ученых.
Строгое текстологическое изложение материала в сочетании с теоретическими обобщениями отличает раздел «Легизм», посвященный в основном представлениям о государстве в древнекитайской цивилизации. Как известно, это учение, наряду с конфуцианством и даосизмом, пережило испытания многих «эпох перемен» и является важной составной частью современных воззрений китайской политической элиты относительно задач, функций и стилей деятельности государственного управления в условиях современного глобализирующегося мира. Здесь, как и в ранее упомянутых разделах книги, проводится основная мысль авторского курса лекций: классика всегда актуальна. Не только в философии, но и при рассмотрении вопросов государства, политики, нравственности и религии.
В разделе «Учение о логосе» (с. 146-301) объединены эллинистические, иудаистские и христианские концепции рационального познания природы, общества и человека в их нераздельной целостности, внутреннем единстве, проявляющемся в динамичных взаимосвязанных феноменах, имеющих общие корни и требующих логического системного исследования. В какой-то мере этот раздел нарушает стройность курса, поскольку особенности отечественного православного богословия от патриарха Никона до Константина Леонтьева своей обстоятельностью затенили ряд противоречивых явлений религиозной культуры России второй половины XX века - от Ф.М.Достоевского и Вл.Соловьева до религиозных исканий Н.А.Бердяева и участников петербургских и московских Религиозно-философских собраний, продолжавшихся с начала XX века (с известными перерывами) до начала Первой мировой войны.
Констатирующую часть курса лекций завершает раздел «Ислам» (с. 302-325), основанный на интерпретации положений Корана и некоторых научных комментариях к ним. По-видимому, требования редакции вписаться в жестко ограниченные рамки авторского листажа заставили публикатора лекций опустить интереснейший материал, относящийся к неомусульманским духовным исканиям и их философско-мировоззренческим основаниям. Впрочем, огромный массив современной отечественной и зарубежной литературы, посвященный ревитализации ислама, позволяет пытливому читателю самостоятельно компенсировать этот досадный пробел.
Для профессионального дипломата курс лекций профессора К.М.Долгова является портативным справочным пособием, дающим возможность оперативно обращаться к ключевым положениям религиозно-философских и нравственно-философских идей, сложившихся и вызревших начиная с древности в русле религиозного сознания. Обильная система точных ссылок на первоисточники открывает возможность вести содержательную полемику, проявляя академическую эрудицию и сохраняя в ней значение остроты и актуальности утверждений, переживших столетия, а то и тысячелетия. В этом качестве лекционный курс профессора К.М.Долгова заслуженно входит в золотой фонд публикаций серии «Культура и религии народов мира» издательства «МГИМО-Университет».
Книга снабжена иллюстрациями ключевых артефактов мировой истории культуры. Помещены также портреты некоторых ее выдающихся деятелей.