Ядерный кризис на Корейском полуострове  становится все более глубоким и трудноразрешимым. Свыше пяти лет бездействует шестисторонний переговорный механизм (РФ, КНР, США, Япония, КНДР, РК) по урегулированию ядерного вопроса. Не выполняются договоренности, зафиксированные в Совместном заявлении «шестерки» от 19 сентября 2005 года. Разладились межкорейские отношения, напряженность между Пхеньяном и Сеулом периодически принимает крайне опасный характер. Все это происходит на общем фоне осложнения обстановки в Северо-Восточной Азии. Обостряются территориальные споры (Китай - Япония, Южная Корея - Япония, Южная Корея - Китай). Новый всплеск раздражения в регионе вызвало решение Китая ввести в Восточно-Китайском море зону идентификации ПВО. 

Рост напряженности между государствами СВА отвлекает их от поиска взаимоприемлемых решений северокорейской ядерной проблемы, политическое урегулирование которой является сегодня одним из главных приоритетов не только стран региона, но и всего международного сообщества. Россия как сосед Корейского полуострова кровно заинтересована в его денуклеаризации, освобождении от всех видов оружия массового уничтожения и средств его доставки, установлении в этом районе прочной безопасности, отношений подлинного добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества.

Ядерная стратегия нового северокорейского руководства

Приоритет военного дела («сонгун») с некоторыми модификациями положен в основу военно-политической доктрины нового руководства КНДР во главе с Ким Чен Ыном, сыном покойного лидера Северной Кореи Ким Чен Ира1. Новый северокорейский руководитель и правящая группировка делают ставку на наращивание ракетно-ядерного потенциала. На состоявшемся в марте 2013 года пленуме ЦК Трудовой партии Кореи был одобрен стратегический курс на одновременное развитие экономики и укрепление ядерных сил. Как отмечал в выступлении на пленуме Ким Чен Ын, новый курс базируется на кимирсеновской политике параллельного экономического и оборонного строительства*. (*Политика параллельного экономического и оборонного строительства была обнародована Ким Ир Сеном в 1962 г. после отказа Советского Союза предоставить КНДР на безвозмездной основе оружие и боевую технику.)

Проведенное в Северной Корее в феврале 2013 года третье подземное ядерное испытание подтвердило намерение Ким Чен Ына продолжать реализацию военной ядерной стратегии. Налицо стремление Пхеньяна превратить ядерный потенциал из политико-психологического фактора в реальную военную силу. Снова заработал остановленный в 2007 году ядерный реактор  по производству оружейного плутония в Нёнбёне. Северокорейские специалисты активно продвигают программу по обогащению урана. Иностранные СМИ пестрят сообщениями о возможности испытания в КНДР термоядерного боезаряда. Руководство КНДР продолжает выделять крупные финансовые ресурсы на осуществление военных программ. По южнокорейским данным, только ядерная программа Северной Кореи поглотила более 3 млрд. долларов2.

Пхеньян заметно продвигается в развитии ракетных технологий. Успешный запуск в 2012 году искусственного спутника придал северокорейцам уверенность в возможности быстрого решения сложных вопросов ракетостроения. КНДР продолжает испытания новых ракетных двигателей, строит новые ракетные базы (в районе горы Пэктусан, на границе с Китаем), модернизирует базы Мусудан, на востоке, и Сохэ - на западе страны. Баллистические ракеты ставятся на мобильные пусковые установки. По данным южнокорейской разведки, Северная Корея имеет 200 таких установок, на которых размещены 100 ракет малой дальности «Скад» и 100 ракет средней дальности «Нодон» и «Мусудан»3.

В связи с достигнутыми международными  договоренностями о ликвидации сирийского химического оружия США и Южная Корея настойчиво ставят вопрос о необходимости уничтожения химического и биологического оружия КНДР.  Пхеньян официально отрицает наличие такого оружия. Однако Сеул и Вашингтон считают, что Северная Корея обладает запасами отравляющих веществ, проводит военно-биологические исследования в специализированных научно-исследовательских институтах4. По южнокорейским данным, в КНДР действует не менее десяти лабораторий, способных производить до 12 тыс. тонн химического оружия в год. Американцы, ссылаясь на беседы с северокорейскими перебежчиками, утверждают, что в КНДР проводят испытания химического оружия на политических заключенных5.

Северная Корея не подписала международную Конвенцию о запрещении химического оружия, вступившую в силу в апреле 1997 года. КНДР неоднократно обращалась к Вашингтону с предложением начать двусторонние переговоры по таким вопросам, как снижение напряженности на Корейском полуострове, замена Соглашения о перемирии 1953 года мирным договором и др. Причем эти инициативы исходили от Национального комитета по обороне. Однако в США северокорейские предложения поддержки не получили. Вашингтон со своей стороны требовал от Северной Кореи четких обещаний в отношении денуклеаризации, выполнения в полном объеме обязательств, содержащихся в Совместном заявлении «шестерки» от 19 сентября 2005 года. В октябре 2013 года госсекретарь США Дж.Керри публично выразил желание Вашингтона установить мирные отношения с Северной Кореей, подписать с ней соглашение о ненападении, если последняя примет решение о денуклеаризации6. США объявили также о своей готовности к возобновлению шестисторонних переговоров в случае твердого согласия КНДР на ликвидацию ракетно-ядерных программ.

В Пхеньяне очень осторожно относятся к предложениям и обещаниям США. У северных корейцев на этот счет есть свой резон. США не раз и не два под различными предлогами отказывались от достигнутых договоренностей, согласованных действий. Взять хотя бы Рамочное соглашение 1994 года об урегулировании ядерной проблемы КНДР. Теоретически в то время был шанс, хотя и небольшой, выйти на политическое решение ядерного кризиса на Корейском полуострове. Но этот шанс не был использован, и не потому, что в Белый дом пришел республиканский Президент Дж.Буш-младший. Априори было понятно, что Вашингтон не пойдет на сооружение в КНДР ядерных реакторов, в стране, с которой нет дипломатических отношений, политический режим которой в США не только не воспринимают, но и делают все, чтобы его устранить.

Межкорейские отношения и ядерная проблема
корейского полуострова

Межкорейские отношения постоянно испытывают опасное напряжение, которое едва не вылилось в военный конфликт после запуска Пхеньяном в декабре 2012 года искусственного спутника и подземного ядерного испытания в феврале 2013 года. Предпринимаемые с обеих сторон попытки снизить уровень конфронтации, нормализовать связи не привели к ощутимым позитивным сдвигам. Единственное, чего удалось добиться, - возобновить работу Кэсонского промышленного комплекса, причем сделано это было с большим трудом.

Пхеньян и Сеул продолжают шумную пропагандистскую войну. Северная Корея резко реагирует на военные учения, регулярно проводящиеся на Юге, в том числе совместно с американцами. Северные корейцы выступают с разоблачительными комментариями по поводу модернизации вооруженных сил РК, закупок Сеулом современных систем вооружения и боевой техники.

Южные корейцы внимательно отслеживают действия Пхеньяна по реализации ядерных программ. Американские и южнокорейские спутники постоянно «зависают» над ядерными объектами КНДР. В СМИ США и РК регулярно публикуются снимки северокорейских ядерных объектов, ракетных баз. Специалисты ведущих американских НИИ выступают с комментариями и предположениями по поводу возможных действий КНДР в ракетно-ядерной области. Ряд экспертов считают, что Пхеньян уже подготовил  очередное, четвертое испытание ядерного устройства. Эти действия властей КНДР связываются с неустойчивостью внутренней ситуации в стране, что проявилось, в частности, в устранении с политической арены и казни «серого кардинала», человека номер два в высшем северокорейском руководстве Чан Сон Тхэка, который к тому же является родственником лидера КНДР Ким Чен Ына. В Южной Корее опасаются, что Ким может попытаться использовать не раз апробированный его предшественниками метод - испытание мощного оружия, с тем чтобы отвлечь население от тяжелых внутренних проблем (нехватки продовольствия, отсутствия элементарных условий для нормальной жизни и т. п.), спровоцировав очередной виток напряженности на Корейском полуострове. 

Южные корейцы со своей стороны не прочь устроить провокации в отношении КНДР и ее руководства. С территории РК в Северную Корею регулярно запускаются воздушные шары с листовками антисеверокорейского содержания. В связи со второй годовщиной смерти Ким Чен Ира (17 декабря 2013 г.) в Сеуле была организована акция по сожжению портретов покойных вождей и здравствующего лидера КНДР. Она вызвала бурную реакцию на Севере. От имени Национального комитета обороны в Сеул направили телеграмму с угрозами «нанести удар без предупреждения». Южнокорейские генералы не заставили себя долго ждать и пригрозили «беспощадным ответным ударом»7. Агрессивная риторика с обеих сторон сразу же повысила градус напряжения на полуострове. Китай и другие страны призвали Пхеньян и Сеул к сдержанности.

В то же время обе Кореи продолжают декларировать стремление к разрядке напряженности, миру и стабильности на полуострове, улучшению двусторонних отношений, созданию там зоны, свободной от оружия массового уничтожения. Президент РК выступила с инициативой установления доверия на Корейском полуострове как важного условия движения к диалогу и примирению и в дальнейшем к мирному объединению Кореи.

Сеул активно пропагандирует «дрезденскую речь» Пак Кын Хе, с которой она выступила в марте 2014 года во время визита в Германию. Президент РК предложила возобновить встречи разлученных родственников, развивать контакты и обмены между Югом и Севером, создавать совместные предприятия и т. д., что, по словам южнокорейского лидера, должно приблизить воссоединение корейской нации. В Сеуле создан специальный комитет по объединению Кореи во главе с Президентом РК. Все это, как известно, уже не раз и не два предлагалось и той и другой стороной, создавались разного рода комиссии и комитеты, однако результаты подобных инициатив  были, мягко говоря, весьма и весьма скромными.

Правительство РК одобрило второй план развития межкорейских отношений на ближайшую перспективу (первый план был принят Президентом Но Му Хёном). В своих основных направлениях план Пак Кын Хе несильно отличается от плана Но Му Хёна. Основная идея нового документа - «идти от малого объединения к большому»8. Сеул призывает Северную Корею укреплять межкорейское доверие, строить экономическое сообщество Юга и Севера и т. д.  В двух важных аспектах нынешний документ слабее плана Но Му Хёна. В частности, бывший глава государства предлагал постепенно двигаться к формированию «зоны мира и сотрудничества» в спорном районе Желтого моря, где часто возникает острое военное противостояние между корейскими сторонами  из-за так называемой Северной разграничительной линии (СРЛ), введенной США и РК в одностороннем порядке после окончания Корейской войны. Второй важный момент плана Но Му Хёна - переговоры о замене Соглашения о перемирии мирным договором. Ранее КНДР категорически возражала против участия РК в переговорах о мирном договоре под предлогом того, что Южная Корея отказалась от подписания Соглашения о перемирии 1953 года.

По вопросу отношений с Югом Пхеньян продолжает настаивать на необходимости возвращения к реализации ранее принятых межкорейских документов (Соглашение о примирении, ненападении, сотрудничестве и обменах 1991 г., Декларация о безъядерном статусе Корейского полуострова 1992 г., декларации по итогам двух саммитов 2000 и 2007 гг. и др.). Подписанные Пхеньяном и Сеулом соглашения и другие документы в настоящее время не действуют, так как КНДР объявила о выходе из них в период резкого обострения обстановки на полуострове в 2010-2013 годах. К большому сожалению, ситуация, складывающаяся в отношениях КНДР - РК, не позволяет вести речь о возвращении к выполнению ранее достигнутых межкорейских договоренностей, в том числе и по вопросу о придании Корейскому полуострову безъядерного статуса.

За десятилетия межкорейского соперничества со стороны Пхеньяна и Сеула прозвучало большое количество идей и предложений, в том числе и конструктивных, заключено немало разного рода соглашений. Лидеры двух стран подписали серьезные документы, однако все это быстро забывалось и начинался очередной виток жесткой военно-политической конфронтации. Вот один из последних примеров. 6 октября 2014 года КНДР и Республика Корея  договорились о проведении переговоров на высшем уровне, а на следующий день в районе Северной разделительной линии в Желтом море произошел очередной  инцидент с обстрелом военных кораблей.

Напряженность между двумя Кореями - имманентный фактор обстановки на Корейском полуострове. Периодически там происходит резкий всплеск напряженности, который ставит ситуацию на грань военного конфликта  (гибель южнокорейского корвета и обстрел острова Ёнпхёндо в 2010 г., а также ядерное испытание, произведенное в КНДР в 2013 г.). Нельзя дать гарантий, что в какой-то момент ситуация не выйдет из-под контроля, а это может иметь катастрофические последствия. Сегодня особенно важно найти возможности воздействия на Пхеньян и Сеул, с тем чтобы они встали на путь восстановления продуктивного диалога. Сохранение напряженности между корейскими сторонами препятствует усилиям заинтересованных государств по политическому  урегулированию ядерной проблемы Корейского полуострова. С другой стороны, дальнейший тупик в шестисторонних переговорах негативно отражается на межкорейских отношениях, закрепляет нестабильность на полуострове, усиливает противостояние корейских государств.

Американо-южнокорейский ответ на ядерные амбиции КНДР

Администрации РК и США на словах заявляют о стремлении к денуклеаризации Корейского полуострова, политическому разрешению ядерного кризиса, выражают согласие на возобновление шестисторонних переговоров, но при условии, что КНДР выполнит все обязательства, возложенные на  нее  резолюциями Совета Безопасности ООН и Совместным заявлением «шестерки» от 19 сентября 2005 года. Пхеньян возражает против такой постановки вопроса и настаивает на переговорах без каких-либо предварительных условий. В северокорейской позиции есть определенная логика. Известно, что не только Пхеньян, но и США, Южная Корея и Япония также игнорируют выполнение своих обязательств по Совместному заявлению. Именно невыполнение этой «тройкой» документа 2005 года подтолкнуло Северную Корею к возобновлению ядерной деятельности.

РК и США осуществляют тесную координацию действий в отношении КНДР, усиливают давление на нее, с тем чтобы последняя пошла на уступки. Но это дает обратный эффект. Северные корейцы активизируют усилия в ракетно-ядерной области.

Сложившаяся на переговорном треке тупиковая ситуация способствовала расширению южнокорейско-американского военно-политического взаимодействия. Подписан и реализуется «План совместных действий на случай военных провокаций со стороны Северной Кореи», предусматривающий превентивный удар по КНДР, если будет достоверная информация о готовящейся северокорейской атаке на РК. Таким образом, может быть создан весьма опасный прецедент. Ведь  «достоверную информацию» можно выдумать. Вспомним, например, «достоверные данные» об иракском ядерном и химическом оружии. Сеул увеличивает закупки в США новых видов вооружения и боевой техники. Проводятся многочисленные совместные военные  учения вооруженных сил РК и США.

Сильно настораживает сотрудничество Сеула и Вашингтона в области противоракетной обороны. И хотя Сеул пытается словесно откреститься от участия в американской ПРО, заявляет, что создает независимую противоракетную оборону, предназначенную для отражения ракетных атак Северной Кореи, однако это, мягко говоря, блеф, который не раз развеивали сами американцы, да и южные корейцы не скрывают, что приобретаемые ими американские системы вооружения являются элементами глобальной ПРО.

Вызывают озабоченность часто раздающиеся призывы представителей националистических кругов РК приступить к созданию собственного ядерного оружия. На правительственном уровне Сеул добивается от США согласия на производство низкообогащенного урана и утилизацию ядерных отходов на южнокорейской территории. Вашингтон пока не соглашается на это.

Южнокорейское правительство неоднократно и настойчиво требует от американского союзника права на обладание ракетами дальнего радиуса действия. США пошли на уступки и согласились на то, чтобы Сеул имел ракеты дальностью полета 800 км.

Южная Корея продолжает настаивать на том, чтобы отложить передачу оперативного командования Вооруженными силами РК в военное время от США южнокорейским генералам. Передача намечена на конец 2015 года. Однако южные корейцы под предлогом нарастающей угрозы военного вторжения Северной Кореи пытаются перенести сроки передачи после 2015 года.

В январе 2014 года в Вашингтоне состоялась встреча министра иностранных дел РК и госсекретаря США, на которой обсуждалась обстановка на Корейском полуострове. Сразу же после переговоров Пентагон объявил о решении усилить свою военную группировку в Южной Корее, направив туда дополнительно 900 военнослужащих, танки и бронемашины. Сделано это было под предлогом «обеспечения безопасности на Корейском полуострове». Этот американо-южнокорейский шаг, естественно, не добавляет стабильности в регионе.

После длительных переговоров Южная Корея и США достигли наконец компромисса в вопросе финансирования Сеулом расквартированных на Юге американских войск на следующие пять лет (до 2018 г.). Вашингтон оказал сильное давление на правительство РК, и оно «не устояло», согласившись ежегодно выделять на эти цели около 900 млн. долларов (увеличение на 9,2%).

Ответные действия Сеула и Вашингтона на ядерную стратегию Пхеньяна лежат, как очевидно, в русле наращивания военного потенциала. Все это усиливает и без того напряженную ситуацию на Корейском полуострове, затрудняет поиск политических решений северокорейской ядерной проблемы.

Роль Китая в поиске политического решения ЯПКП

Китайская Народная Республика, будучи единственным союзником Северной Кореи, проявляет большую активность в разрешении ядерного кризиса на Корейском полуострове. Пекин ведет интенсивную дипломатическую работу в целях реанимации шестисторонних переговоров по урегулированию ядерной проблемы КНДР. Китай серьезно озабочен поведением Пхеньяна в ядерной области, позицией США и Японии по этому вопросу. Складывается впечатление, что Пекин «просмотрел» тот момент, когда северокорейская ядерная проблема превратилась в реальную угрозу национальной безопасности Китая, китайским интересам на Корейском полуострове, во всей Северо-Восточной Азии. Не очень активные попытки КНР «с ходу» урегулировать ситуацию в 1990-х годах были неудачными. Тогда Пекин, судя по всему, переоценил свое влияние на руководство и политическую элиту КНДР, которые предпочли договариваться с американцами, подписав с ними в 1994 году Рамочное соглашение. В КНДР, по всей видимости, не только «сильно устали» от китайского «социалистического» сюзеренитета, но и вообще не доверяют Пекину. Это недоверие имеет глубокую историческую подоплеку, оно не раз проявлялось и в более ранний период отношений между КНДР и Китаем. Новое поколение северокорейских руководителей, воспитанное в националистическом духе «чучхе», не может, да и не хочет жить  по подсказкам из Пекина.

Позиция Пхеньяна по ядерному вопросу, его попытки действовать без учета китайских интересов вызывают открытое недовольство в Поднебесной. Ядерные испытания, запуски баллистических ракет настолько взбесили Пекин, что он был вынужден устами высших руководителей «поставить на место» северных корейцев. «Ни одной стране в мире, - заявил Председатель КНР Си Цзиньпин, - не должно быть позволено сбросить регион или даже всю планету в пучину хаоса из-за чьих-либо эгоистических интересов». А министр иностранных дел Ван И весьма жестко предупредил северных корейцев о том, что Пекин «не позволит устраивать неразбериху и беспорядок у порога Китая»9. Правда, спустя некоторое время китайцы смягчили свою позицию, призвав все стороны, заинтересованные в разрешении ситуации вокруг Северной Кореи, действовать в рамках политического поля, воздерживаться от акций, которые могут осложнить и без того напряженную обстановку на Корейском полуострове. Эти китайские заявления прозвучали во время резкого обострения положения вокруг КНДР в первой половине 2013 года, когда северокорейские власти потребовали, чтобы  иностранные дипломаты покинули Пхеньян, так как обстановка на полуострове, по их словам, находится «на грани войны».

Напряженность, возникшая между Северной Кореей и Китаем после проведенного Пхеньяном третьего ядерного испытания в феврале 2013 года и усилившаяся в результате введенных Пекином ограничений финансово-экономического характера, вызвала озабоченность северокорейского руководства. Кроме того, Пхеньян серьезно занервничал по поводу активизации китайско-американских контактов по северокорейской тематике, опасаясь нежелательных для себя договоренностей между сверхдержавами. В мае 2013 года в Пекин был срочно направлен спецпредставитель Ким Чен Ына вице-маршал Корейской народной армии (КНА) Цой Рен Хэ, который попытался снять остроту напряжения в отношениях КНДР - КНР, заявив, в частности, о готовности Пхеньяна к возобновлению шестисторонних переговоров.

В июле 2013 года, когда в Северной Корее отмечалось 60-летие победы в Корейской войне, в торжествах принимала участие высокопоставленная китайская делегация во главе с заместителем Председателя КНР Ли Юаньчао. Во время состоявшихся бесед с руководством КНДР, включая Ким Чен Ына, с китайской стороны было подтверждено намерение Пекина добиваться денуклеаризации Корейского полуострова политическими средствами через шестисторонние переговоры.

В Китае, конечно, не в восторге от последних внутренних потрясений в Северной Корее, связанных с устранением и казнью одного из влиятельных руководителей страны, родственника Ким Чен Ына Чан Сон Тхэка. Несмотря на то, что это событие получило резко негативную реакцию во многих странах, Пекин довольно осторожно комментировал казнь Чана, сославшись на то, что это внутреннее дело КНДР. Представитель МИД КНР, в частности, сказал, что в Китае «надеются видеть в КНДР национальную стабильность, экономическое развитие и счастливую жизнь народа»10. Китайцы со всей серьезностью воспринимают все, что происходит в Северной Корее и вокруг нее. В январе 2014 года на границе с КНДР были проведены крупные военные учения Народно-освободительной армии Китая, в которых участвовало около 100 тыс. военнослужащих, большое количество боевой техники11. Хотя учения носили регулярный характер, но их масштабы были весьма внушительными. Эксперты связывают прошедшие маневры с нестабильностью в Северной Корее в связи с казнью Чан Сон Тхэка и последовавшими за ней широкими политическими чистками в партийно-государственном аппарате КНДР.

Весьма неприятным для северных корейцев фактом стал изданный в Китае доклад Академии общественных наук КНР, в котором Пекин советует своему союзнику «избавиться от неверной мысли о том, что Китай ни при каких условиях не откажется от Северной Кореи». По мнению китайских ученых, «через 10-15 лет главным вопросом на Корейском полуострове будет тема объединения». Это серьезный сигнал Пхеньяну со стороны Китая12.

Тем не менее, по мнению специалистов, Пекин, несмотря на свое недовольство и даже негодование северокорейскими действиями в ядерной и других областях, не собирается менять фундаментального подхода к КНДР, по-прежнему рассматривая ее важным стратегическим партнером в Восточной Азии, своего рода геополитическим  буфером в борьбе против попыток США противодействовать укреплению влияния Китая в регионе. Китай не ослабляет усилий по реанимации шестисторонних переговоров.

В связи с этим обращают на себя внимание достаточно активные контакты Пекина с Вашингтоном по северокорейской тематике, включая, естественно, ядерную. В конце 2013 года Китай представил американцам новый план возобновления шестисторонних переговоров, включающий выполнение Пхеньяном положений Совместного заявления 2005 года, осуществление им конкретных мер по денуклеаризации Корейского полуострова, улучшение отношений КНДР с США, РК и Японией, письменное соглашение  между Пхеньяном и Вашингтоном «о сохранении политической системы КНДР» и др.13. Американцы  не согласились с новым китайским планом, так как он, по их словам, не предусматривает главного - выполнения Пхеньяном требования о сворачивании ядерных и ракетных программ.

Для китайцев вопрос о возобновлении шестисторонних переговоров весьма важен не только с точки зрения безопасности, но и международного престижа. Пекин стремится укрепить лидирующую роль в корейских делах, подчеркнуть, что он сохраняет влияние на Северную Корею, заметно ослабленное в последние годы. В этом контексте показательно высказывание Председателя КНР Си Цзиньпина о том, что Китай «будет играть конструктивную и ответственную роль в разрешении вопросов на Корейском полуострове, включая вопрос о ядерном оружии»14.

Россия и ядерная проблема  Корейского полуострова

Россия стремится вывести из тупика шестисторонние переговоры по урегулированию ядерной проблемы Корейского полуострова, добиться реализации в полном объеме и всеми участниками Совместного заявления от 19 сентября 2005 года Москва проводит интенсивные консультации с партнерами по переговорам, по-прежнему рассматривая их наиболее оптимальным в настоящее время форматом урегулирования ядерного кризиса на полуострове.

Российская Федерация выступает как против курса КНДР на обретение ракетно-ядерного потенциала, так и за строгое и безусловное выполнение Пхеньяном резолюций СБ. ООН по северокорейскому ядерному вопросу. В начале декабря 2013 года Президент РФ подписал Указ «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 2094 от 7 марта 2013 г.». Резолюция Совбеза ООН, как известно, была принята в ответ на проведение КНДР ядерного испытания в феврале 2013 года. Предусмотренные в указе меры строго увязаны с необходимостью прекращения Пхеньяном программ создания ядерного оружия и ракетных средств его доставки. Вместе с тем санкции не распространяются на российские юридические и физические лица, которые имеют связи с представителями КНДР в торгово-экономической, научной, культурной и других областях, не связанных с ракетно-ядерной деятельностью Северной Кореи.

Россия постоянно подчеркивает наличие возможностей для снятия санкций с КНДР, если последняя официально откажется от ядерного оружия и всех ракетно-ядерных программ, возвратится в Договор о нераспространении ядерного оружия и режим МАГАТЭ, а также присоединится к Договору о всеобщем запрещении ядерных испытаний15. Естественно, за отказом  Пхеньяна от ядерных амбиций должны последовать  адекватные шаги  со стороны США, РК, Японии - гарантии сохранения северокорейской государственности, оказание Северной Корее экономической помощи, нормализация отношений Пхеньяна с США, Японией и Южной Кореей, право КНДР на использование атомной энергии в мирных целях,  мирное освоение космоса и др. Все это, как очевидно, необходимо решать в рамках шестистороннего механизма. Урегулирование ядерной проблемы Корейского полуострова открывало бы хорошие перспективы для расширения экономического сотрудничества между Россией и Северной Кореей, а также в трехстороннем формате РФ - КНДР - РК.

В ходе московских переговоров министров иностранных дел России и КНДР (октябрь 2014 г.) С.В.Лавров подчеркнул безальтернативность шестистороннего механизма по разрешению корейского ядерного кризиса и призвал все заинтересованные стороны «воздерживаться от резких шагов и не нагнетать конфронтационные тенденции в регионе»16.

Российская сторона последовательно поддерживает усилия всех заинтересованных государств, направленные на установление доверия на Корейском полуострове, нормализацию отношений между Пхеньяном и Сеулом и их примирение. Сегодня ядерная проблема Корейского полуострова все больше приобретает характер очень сложного клубка, состоящего из взаимоисключающих сегментов. С одной стороны, есть договоренности «шестерки» по ликвидации плутониевой программы КНДР, содержащиеся в Совместном заявлении 2005 года. Имеется также «Дорожная карта» - план действий по поэтапной ликвидации этой программы. С другой стороны, невыполнение договоренностей «шестерки» привело к серьезному усложнению ядерной проблемы КНДР. Пхеньян объявил о наличии у него еще одной программы - по обогащению урана. Сложилась весьма серьезная ситуация. Не выполнены договоренности по ликвидации плутониевой программы и одновременно начата разработка программы обогащения урана.

Руководство КНДР приняло решение закрепить в Конституции страны статус Северной Кореи в качестве ядерной державы. Это крайне усугубляет ситуацию, создает дополнительные препятствия на пути разрешения ядерной проблемы Корейского полуострова. Тем не менее даже в этих условиях  шансы на достижение компромисса по вопросу возобновления шестисторонних переговоров сохраняются.

Выводы и предложения

Сложная обстановка вокруг северокорейской ядерной проблемы требует принятия срочных мер по разблокированию шестистороннего переговорного механизма, выполнению всеми его участниками обязательств, зафиксированных в Совместном заявлении 2005 года. Этим целям могли бы способствовать следующие шаги.

1. Участники шестисторонних переговоров официально подтверждают свою приверженность всем положениям Совместного заявления от 19 сентября 2005 года и готовность в полном объеме выполнить содержащиеся в документе обязательства.

2. КНДР объявляет бессрочный мораторий на все виды ракетно-ядерной деятельности.

3. США и КНДР начинают диалог с целью нормализации двусторонних отношений и устранения препятствий для развития взаимовыгодного сотрудничества в различных областях.

4. Япония и КНДР налаживают переговорный процесс по оздоровлению двусторонних отношений.

5. КНДР  предпринимает конкретные меры по выполнению своих обязательств в рамках Совместного заявления от 19 сентября 2005 года.

6. Совет Безопасности ООН  постепенно смягчает, а затем полностью отменяет санкционный режим в отношении Северной Кореи.

7. КНДР и РК возобновляют межкорейский диалог, объявляют о приверженности всем соглашениям и договоренностям,  достигнутым ранее.

8. КНДР и РК  осуществляют согласованные меры по разрядке напряженности  на Корейском полуострове, развитию экономических, культурных, гуманитарных и иных связей.

9. Участники шестисторонних переговоров по мере необходимости  проводят встречи на уровне министров иностранных дел в целях мониторинга за реализацией Совместного заявления 2005 года и устранения преград на пути разрешения ядерного кризиса на полуострове.

В процессе переговоров по денуклеаризации Корейского полуострова важно использовать (с учетом северокорейской специфики) иранский прецедент, если, конечно, он завершится приемлемым для международного режима ядерного нераспространения результатом.

Урегулирование северокорейской ядерной проблемы неразрывно связано с осуществлением российской инициативы о создании механизма мира и безопасности в Северо-Восточной Азии. Очевидно, без продвижения на северокорейском ядерном треке создание мирного механизма в СВА вряд ли возможно. Тем не менее важно не только напоминать нашим партнерам по шестисторонним переговорам о российской идее, согласованном проекте руководящих принципов мира и безопасности в регионе, но и добиваться активизации деятельности рабочей группы, созданной в рамках шестистороннего механизма.

Весьма перспективной с точки зрения формирования в Азиатско-Тихоокеанском регионе новой системы безопасности и сотрудничества является и российско-китайская инициатива, одобренная  на Восточноазиатском саммите.

 

 

 1Политика «сонгун» будет проводиться вечно. Она имеет целью не угрожать другим странам, а защищать независимость Республики, нацию и мир от империалистической агрессии» // Нодон синмун. 18 января 2013.

 2Кирьянов О. Пхеньян потратил три миллиарда долларов на ядерную программу // Российская газета. 21.02.2013 // http://www.rg.ru/2013/02/21/rashodi-site.html  

 3KBS. 17.05.2013.

 4Новый вызов после холодной войны: распространение оружия массового уничтожения. Открытый доклад СВР за 1993 г. // Служба внешней разведки Российской Федерации. М., 1993. С. 93-94 // http://svr.gov.ru/material/2-1.htm

 5KBS.12.10.2013.

 6Джон Керри: США готовы заключить соглашение о ненападении с СК в случае ее согласия на денуклеаризацию // Единая Корея. 05.10.2013 // http://onekorea.ru/2013/10/05/dzhon-kerri-ssha-gotovy-zaklyuchit-soglashenie-o-nenapadenii-s-sk-v-sluchae-ee-soglasiya-na-denuklearizaciyu/ 

 7Кирьянов О. Лидеры двух Корей призвали своих солдат к бдительности // Российская газета. 25.12.2013 // http://www.rg.ru/2013/12/25/bditelnost-site.html

 8Кирьянов О. Южная Корея делает шаги навстречу КНДР // Российская газета. 27.09.2013 // http://www.rg.ru/2013/09/27/plan-site.html

 9Кирьянов О., Шестаков Е. Пхеньян дал на сборы 3 дня. Власти КНДР предложили российским дипломатам секретное убежище // Российская газета. 08.04.2013 // http://www.rg.ru/2013/04/07/kndr-diplomati.html

10Очередная пресс-конференция 9 декабря 2013 г. официального представителя МИД КНР Хун Лэя. 13.09.2013 // http://ua.china-embassy.org/rus/fyrth/t1107476.htm

11Кирьянов О. Китай готовится к чрезвычайной ситуации в КНДР // Российская газета. 13.01.2014 // http://www.rg.ru/2014/01/13/uchenia-site.html

12Кирьянов О. Китай пригрозил кулаком Ким Чен Ыну // Российская газета. 06.02.2014 //http://www.rg.ru/2014/02/06/doklad-site.html

13KBS. 22.11.2013.

14Президент Китая выразил поддержку политике Пак Кын Хе по Северной Корее // Российско-корейское информационное агентство. 10.12.2013 // http://www.ruskorinfo.ru/data/politics/11141/  

15Сообщение для СМИ: О подписании Указа Президента Российской Федерации «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 2094 от 7 марта 2013 года» // Официальный сайт МИД России. 03.12.2013 // http://www.mid.ru/bdomp/ns-dmo.nsf/8f29680344080938432569ea00361529/44257b100055f7e644257c36005ad738!OpenDocument 

16Выступление и ответы на вопросы СМИ министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе пресс-конференции по итогам переговоров с министром иностранных дел КНДР Ли Су Ёном. Москва, 1 октября 2014 г. // Официальный сайт МИД России. 01.10.2014 //http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/28E4DCEDC5B9CB3344257D6400457EFF