Генезис Республики Кипр и Конституции 1960 года
Республика Кипр* (*Официальное название государства - Республика Кипр. Кипр - независимая суверенная республика с президентской формой правления. Согласно Конституции 1960 года, в Республике Кипр действуют исполнительная, законодательная и судебная ветви власти с независимыми полномочиями. Президент Республики является главой государства и одновременно главой правительства. Территория острова составляет 9,251 км2, а население (в декабре 2011 г.) – 952,100 человек. Столица - город Никосия.) была провозглашена 16 августа 1960 года в соответствии с Цюрихско-Лондонскими соглашениями от 11 и 19 февраля 1959 года. Как независимое государство Кипр стал членом ООН (1960 г.), ее специализированных учреждений и других международных и региональных организаций, а 1 мая 2004 года вошел полноправным членом в Европейский союз.
Цюрихско-Лондонские соглашения 1959 года составили основу для трех договоров: Договора о создании Республики Кипр, Договора о гарантиях и Договора о союзе. Цюрихско-Лондонские соглашения стали также основой для разработки проекта Конституции Республики Кипр.
Конституция Республики Кипр была принята Палатой представителей (парламентом) и вступила в силу в день провозглашения независимости - 16 августа 1960 года. Она является первой и пока единственной Конституцией Республики Кипр.
Обобщая опыт разработки и принятия Конституции, а также становления молодого кипрского государства, можно сделать следующие выводы:
- процесс становления национальной государственности на Кипре был и продолжает оставаться трудным и сложным. Завоевание политической самостоятельности поставило задачу ее конституционного оформления, которая оказалась нелегкой;
- несмотря на то что Конституция Кипра была официально принята представительным органом республики - парламентом, тем не менее народ Кипра был практически отстранен от участия в ее разработке и принятия;
- Конституция Республики Кипр представляет собой единый документ, закрепляющий по определенной системе важнейшие институты государственного строя страны;
- характерной чертой Конституции Республики Кипр является «забота» британских колонизаторов об искусственном разжигании вражды и неприятия между киприотами разных национальностей;
- отражая конкретно исторические условия, существовавшие в тот период, Конституция закрепила унитарную форму государственного устройства.
Конституция Республики Кипр - это громоздкий и детализированный документ, содержащий 13 глав-разделов и 199 статей. В качестве приложений в текст Конституции вошли Договор о гарантиях и Договор о союзе.
Согласно Конституции, важнейшими органами государства являются глава государства (президент и вице-президент), правительство (Совет министров Республики) и парламент (Палата представителей).
Анализ Конституции 1960 года позволяет высказать следующее:
- тот факт, что основные положения Конституции были разработаны и определены Великобританией, Турцией и Грецией - тремя странами - членами НАТО, предопределил и характер этой Конституции. Главный закон страны не был документом по урегулированию отношений двух основных кипрских национальностей - греко-киприотов и турко-киприотов, а источником их разногласий;
- представительство греческого и турецкого населения на острове на основе выдуманной пропорции 70:30 (в парламенте, правительстве и государственной службе) и 60:40 (в армии и силах безопасности), которая явно не соответствовала процентному соотношению населения, то есть пропорции 82:18, всегда рассматривалась греками как несправедливая и неправильная;
- предусмотренное раздельное существование муниципалитетов и судов, как и проведение в жизнь положения о представительстве общин в государственной службе, на практике оказалось практически невыполнимой задачей;
- антидемократические положения, сознательно включенные английскими колонизаторами в Конституцию, наряду, конечно, с другими факторами, способствовали отравлению атмосферы в отношениях между греками и турками острова до такой степени, что в течение десяти лет (1964-1974 гг.) они сумели вызвать два кровавых столкновения между общинами.
Конституционный и политический кризис декабря 1963 года
Цюрихско-Лондонские соглашения февраля 1959 года предусматривали сложнейший механизм разграничения компетенций между обеими общинами острова и предоставляли чрезвычайное право вето малочисленной турко-кипрской общине. Три государства - «гаранта» независимости Республики Кипр (Греция, Турция и Великобритания) получили нечетко определенные права вмешиваться - при определенных условиях - в дела независимого государства Кипр. Кроме того, Великобритания сохранила «суверенные военные базы на вечные времена», площадь которых достигает 2,7% территории острова, а также еще 33 важных объекта по всему острову для сбора информации, в то время как Греции и Турции разрешалось держать на острове малочисленные воинские контингенты (950 и 650 человек соответственно).
Спорность отдельных положений навязанной Конституции и суровость ее основных статей затрудняли деятельность правительства и порождали рознь между греко- и турко-киприотами. Вскоре Конституция показала всю свою несостоятельность. К 1963 году ряд тупиковых ситуаций, связанных с государственным бюджетом, налогами, муниципалитетами и другими вопросами, привел к глубокому конституционному кризису, который угрожал парализовать деятельность правительства и государства. В связи с этим первый Президент Республики Кипр архиепископ Макариос III, дабы «устранить препятствия на пути к нормально функционирующему и развивающемуся государству», был вынужден предложить для обсуждения некоторые изменения в Конституции 1960 года, что он и сделал 30 ноября 1963 года. Правительство Турции предложенные конституционные реформы сразу же отвергло с угрозами в адрес Кипра. Турко-кипрские лидеры последовали его примеру, а впоследствии согласились и с долгосрочной политикой Турции, направленной на раздел острова.
Следует отметить, что «дарованную» Конституцию Республики Кипр чрезвычайно трудно и сложно изменить и реформировать. Об этом сильно позаботились ее составители.
Статья 182 Конституции указывает, что статьи и части статей Конституции, упомянутые в Приложении III, включенные в Конституцию в соответствии с соглашением, заключенным в Цюрихе 11 февраля 1959 года, представляют собой основные статьи Конституции и не могут быть измененными каким-либо способом, например путем поправок, добавлений, отмены или сокращений.
Параграф 3 статьи 182 Конституции устанавливает, что для принятия любого закона об изменении остальных статей Конституции требуется большинство в две трети от всего числа депутатов, принадлежащих к греческой общине, и две трети от всего числа депутатов, принадлежащих к турецкой общине. К тому же в таких вопросах слово имеют также три страны - «гаранты» независимости Кипра - Великобритания, Турция и Греция.
Таким образом, создалась уникальная ситуация, равной которой нет ни в одном государстве мира: народ Кипра единственный народ планеты, который не имеет права вносить поправки и изменения в текст своей Конституции, навязанной ему колонизаторами.
Ситуация усугубилась еще больше в результате ухода турко-кипрских депутатов (1963 г.) и их отказа, по указанию Турции, участвовать в работе Палаты представителей (парламента) Республики Кипр.
В начале весны 1964 года перед лицом нависшей угрозы со стороны Турции правительство Республики Кипр обратилось в Совет Безопасности ООН, который единогласно принял свою первую резолюцию по кипрскому вопросу - резолюцию 186 от 4 марта 1964 года и спустя неделю - резолюцию 187 от 13 марта 1964 года, основные положения которых служат с тех пор руководством для международной деятельности на Кипре. Это:
- учреждение «миссии добрых услуг» Генерального Секретаря ООН для поиска мирного решения на основе согласованного урегулирования кипрской проблемы в соответствии с Уставом ООН;
- создание Вооруженных сил ООН по поддержанию мира на Кипре (UNFICYP);
- подтверждение суверенитета и продолжения существования Республики Кипр;
- подтверждение статуса правительства Республики Кипр.
Несмотря на призывы Совета Безопасности ООН уважать независимость, суверенитет и территориальную целостность Республики Кипр и воздерживаться от угрозы или использования силы против нее, в августе 1964 года турецкие военно-воздушные силы подвергли кипрские населенные пункты северо-запада острова жестокой бомбардировке с использованием запрещенных авиабомб с напалмом.
Трагедия июля 1974 года и оккупация части Кипра Турцией - 40 лет спустя
21 апреля 1967 года власть в Греции захватила военная хунта «черных полковников». С самого начала в отношениях между тогдашним военным режимом Греции и Президентом Республики Кипр архиепископом Макариосом возникла напряженность, накал которой возрастал с каждым днем.
15 июля 1974 года правящая военная хунта Греции и ее греко-кипрские коллаборационисты и пособники - члены ультраправой профашистской организации «ЭОКА-2» совершили на Кипре реакционный государственный переворот, направленный против его законного и демократически избранного президента и против левой партии АКЭЛ.
Используя этот переворот в качестве предлога, Турция в нарушение международного права и кодекса цивилизованного поведения, зафиксированного в международных договорах, под которыми стояла и ее подпись, пятью днями позже, 20 июля 1974 года, высадила на острове свои войска. Турция совершила военную интервенцию в июле и августе, направив 40-тысячный контингент, якобы для восстановления нарушенного там конституционного порядка.
Вместо этого Турция, грубо нарушив Устав ООН и основополагающие принципы международного права, оккупировала северную часть Республики Кипр, составляющую 36,2% суверенной территории страны. И несмотря на многочисленные резолюции Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН, требующие незамедлительного вывода иностранных войск с острова и прекращения военной оккупации, военное присутствие Турции на оккупированной территории Кипра продолжается более четырех десятилетий.
Турецкая интервенция и оккупация части острова имели разрушительные последствия. Тысячи мирных жителей были хладнокровно убиты турецкими военными, а около 180 тыс. греков-киприотов, проживавших на севере острова (свыше трети общего населения страны), изгнали из мест своего обитания. Оставшиеся в оккупации 20 тыс. греков-киприотов, не выдержав угроз и попрания элементарных прав человека, были вынуждены один за другим покинуть родные места и искать убежища на территории, контролируемой законным правительством Республики Кипр.
В настоящее время в анклавах, на оккупированной территории, осталось менее 440 греков-киприотов, в основном пожилых людей. А турки-киприоты в соответствии с политикой этнической сегрегации, проводимой Турцией, и под давлением своих лидеров и «помощи» военнослужащих Великобритании были вынуждены перебраться со всего острова на северную оккупированную часть территории Республики Кипр.
Турецкая оккупация вызвала страшный экономический упадок в той части острова, которая до 1974 года была самой богатой и развитой. В настоящее время количество колонистов, привезенных из Турции, почти вдвое превышает число коренных турко-киприотов. На оккупированных Турцией территориях острова по-прежнему находятся свыше 43 тыс. турецких военнослужащих, оснащенных тяжелым вооружением*. (*Начиная с резолюции Совета Безопасности ООН 353 от 20 июля 1974 г. ООН требовала «немедленного прекращения военной агрессии против Республики Кипр» и требовала «безотлагательно вывести из Республики Кипр присутствующий там иностранный военный персонал, помимо персонала, находящегося там, в соответствии с международными соглашениями».)
В нарушение международного права и резолюций ООН Турция и турко-кипрские лидеры систематически пытаются уничтожать греческое культурное наследие в оккупированной зоне. Городам и деревням были даны турецкие названия, а места археологических раскопок, храмы и кладбища разграблены, повреждены или использованы для других целей.
15 ноября 1983 года Турция инициировала и поддержала «одностороннее провозглашение» турко-кипрскими лидерами «независимости» оккупированной части Республики Кипр. Так называемая Турецкая Республика Северного Кипра не признана до сих пор ни одним государством мира, за исключением Турции, которая и создала ТРСК и осуществляет фактическое управление и финансовое содержание этой «республики». Резолюции 541/1983 и 550/1984 Совета Безопасности ООН осудили однозначно эту одностороннюю акцию, объявили ее не имеющей юридической силы и призвали все государства - члены ООН «не признавать это незаконное образование и не поддерживать с ним никаких отношений».
Европейский союз и другие международные и региональные организации заняли такую же позицию. Во всех случаях, связанных с международным правом и политикой, мировое сообщество признает только Республику Кипр, образованную 16 августа 1960 года, ее законное правительство и все ее органы власти, даже если эти органы власти временно не имеют возможности осуществлять управление и контроль на оккупированной Турцией территории острова.
Поиски решения путем переговоров
С 1974 года кипрский вопрос - это проблема военного вторжения и продолжающейся оккупации части территории Республики Кипр в нарушение единогласно принятых резолюций Совета Безопасности ООН.
Поиски взаимоприемлемого решения кипрской проблемы насчитывают почти четыре десятилетия. В 1977 и 1979 годах лидеры двух общин острова подписали соглашения, зафиксировавшие принципы и основы преобразования унитарного государства в двухобщинную, двухзональную федеративную республику. Для греческих киприотов, которые решительно защищали концепцию унитарного государства, согласие на образование федерации явилось последней уступкой и историческим компромиссом.
Референдумы 24 апреля 2004 года
24 апреля 2004 года на раздельных референдумах, одновременно проводимых в обеих общинах острова, киприотам предоставили возможность выразить свое отношение к плану всестороннего урегулирования кипрской проблемы, подготовленному Генеральным секретарем ООН и известному как «план Аннана-5». Подавляющее большинство греков-киприотов (75,8%) предложенный вариант отвергло, почувствовав, что он не был сбалансирован и не решал вопросов безопасности, нормальной функциональности и жизнеспособности урегулирования кипрской проблемы.
Своим вотумом греки-киприоты не отвергли решение кипрской проблемы, а отклонили именно этот конкретный план, отличавшийся серьезными недоработками, как не обеспечивающий подлинное воссоединение страны и реинтеграцию ее народа, государственных институтов и экономики. Большинство же турецкой общины (64,9%, в том числе голоса нелегальных колонистов из Турции - неграждан Республики Кипр) проголосовали за план.
Киприоты продолжают надеяться на воссоединение страны и бороться за это. Правительство Республики Кипр решительно настроено продолжать поиски функционального способа жизнеспособного урегулирования согласно резолюциям ООН, с тем чтобы защищать права всех киприотов независимо от национальной принадлежности.
Российско-кипрские отношения
Российская Федерация, продолжая политику Советского Союза, всегда твердо и последовательно отстаивала независимость, суверенитет и территориальную целостность кипрского государства, особенно в те годы, когда его жизнеспособность подвергалась суровым испытаниям. В качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН Россия оказывала и продолжает оказывать всяческое содействие предпринимающимся под эгидой ООН усилиям по достижению прочного, справедливого и всеобъемлющего решения кипрской проблемы.
Современная Россия поддерживает и развивает традиционно дружественные отношения с Республикой Кипр во всех областях. Наглядным и действенным подтверждением высокого уровня и многостороннего характера российско-кипрских отношений является солидный комплекс межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений, заключенных со времени образования кипрского государства. Договорно-правовая база двусторонних отношений продолжает постоянно обогащаться и совершенствоваться, несмотря на мировой финансово-экономический кризис и на сложность международной и европейской ситуации. Сотрудничество между Россией и Кипром основывается на принципах дружбы и взаимовыгоды и не зависит от временных и конъюнктурных сложностей. Корни связей между двумя странами и народами очень глубокие, проверены и испытаны веками.
Актуальными являются слова министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова: «Потенциал дальнейшего углубления и расширения российско-кипрских отношений значителен. Сегодня перед нами стоит задача максимально эффективно использовать возможности для наращивания многопланового партнерства, вместе открыть новые горизонты сотрудничества на благо наших стран и народов»1.
1Лавров С.В. Взаимопомощь и доверительное сотрудничество // Родина. 2010. С. 4.