Всеобщие парламентские выборы 2014 года в Индии, одном из самых влиятельных государств не только в быстро развивающемся Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и на мировой арене, вызвали особый интерес далеко за пределами страны. Впечатляют не только количественные показатели избирательной кампании, но, главное, далекоидущие последствия ее результатов. В соответствии с Конституцией Индии, партия, завоевавшая большинство мест в нижней палате (Лок сабха, Народная палата), получает право выдвинуть своего претендента на пост премьер-министра, главу исполнительной власти, на ближайшие пять лет. Заметное оживление политической жизни в ходе подготовки к выборам, напряженная борьба основных претендентов стали отражением качественных сдвигов в обществе и расстановке политических сил, формирующих перспективы социально-экономического развития Индии.

Сложный фон избирательной кампании

Среди факторов, решивших исход выборов, прежде всего следует отметить ухудшение экономического положения страны. После рывка Индии в начале ХХI века, среднегодового роста ВВП 8-9 %, начавшийся мировой кризис привел к его резкому снижению из-за сокращения спроса на основные экспортные товары Индии. В предвыборном, 2013 году ВВП вырос на 4,9%, самый низкий показатель за последние 25 лет. По оценкам индийских экономистов, стране с быстро увеличивающимся населением необходим ежегодный рост экономики не менее 7%.

Острой социально-экономической проблемой остается массовая бедность. По данным Азиатского банка развития, к этой категории относятся почти 584 млн. человек, половина жителей Индии, по показателю бедности. По предложению Всемирного банка он был поднят с 1,25 доллара дохода в день на человека до 1,57 доллара за счет включения в перечень необходимых расходов платы за мобильный телефон, наличие которого, как подчеркивалось, имеет приоритетную социальную значимость в странах Азии1. Это типичный парадокс ХХI века - нехватка средств на продукты питания, чистую воду и другие повседневные нужды сосуществует с необходимостью владения одним из современных символов - мобильной связью. По оценке «Google», Индия принадлежит к странам с самыми высокими темпами ее распространения.

Продолжился рост цен на продовольственные товары, особенно на овощную продукцию, основу питания большинства населения, что привело к активным протестным выступлениям. Дефицит по текущим торговым операциям составил 49,2 млрд. долларов к исходу 2013/14 финансового года. Валютные запасы Резервного банка Индии не превысили 280 млрд. долларов. Курс рупии к доллару девальвирован и подвержен колебаниям: 62,1 рупии за доллар в 2012 году, 66,0 - в 2013-м, 59,8 - в марте 2014 года. Инфляция, выросшая до 8-9%, заметно ухудшила инвестиционную привлекательность Индии. Сопоставление этих показателей привело индийских экономистов к выводу, что страна находится на грани стагфляции2.

Дополнительным раздражителем стал рост коррупции, масштабы которой оцениваются от 4 до 12 млрд. долларов в год. В коррупционных скандалах были замешаны правительственные чиновники, что ухудшило репутацию партии Индийский национальный конгресс (ИНК), видный деятель которой - Манмохан Сингх возглавлял правительство с 2004 года, как и в предыдущие пять лет. В борьбе с коррупцией, наряду с уличными демонстрациями, проводились голодовки, традиционная для Индии форма протеста с времен Махатмы Ганди.

На исход выборов существенно повлияла позиция крупного национального капитала, недовольного отсутствием реформ трудового законодательства, а также сохраняющимся давлением бюрократии на бизнес. В последние годы усилился вывод активов за рубеж, снизились капитальные вложения в промышленность. Темпы роста этого сектора не превышали 2%, что существенно ограничило его роль генератора производства и занятости. Постоянная зависимость от импорта углеводородов, до 75% их потребления, также тормозит рост. Задача реиндустриализации стоит на повестке дня, причем, как подчеркивает известный индийский экономист Амартья Сен, речь идет о современных наукоемких производствах, а не о повторении пройденного с упором на тяжелые отрасли промышленности.

Основной сферой занятости в Индии остается аграрный сектор, 244 млн. человек по сравнению с 59 миллионами в промышленности. Социально-экономические трудности Индии усугублены нарастанием двух взаимосвязанных процессов - высокой рождаемости и урбанизации, что увеличивает масштабы предложения на рынке труда. Возрастная группа до 26 лет достигла 50% всего населения, но страна при количественном росте трудоспособных граждан не получает демографического дивиденда из-за невозможности обеспечить их занятость. Массовые миграционные потоки молодежи из сельских районов в поисках работы ориентированы прежде всего на крупные города. В ближайшие 25 лет примерно еще 300 млн. мигрантов покинут деревни, но спрос на их неквалифицированный труд ограничен. Города дают две трети национального дохода страны, в них концентрируется наиболее динамичное население, значительная часть которого не удовлетворена своим положением, отсутствием занятости, перспектив социального лифта, и ждет перемен.

Число избирателей по сравнению с предыдущими парламентскими выборами (2009 г.) выросло почти на 100 млн. человек - с 717 миллионов до 814 с перевесом молодых возрастов. Обозреватели прогнозировали растущую политизацию этого поколения, его стремление обозначить свои интересы в ходе голосования. Высокая доля участия женщин, 48% всего электората, и молодежи стала особенностью выборов. Длинные очереди на 930 тыс. избирательных участках характерны прежде всего для городских ареалов в ходе 35-дневной кампании, с 7 апреля по 12 мая 2014 года. Такая продолжительность связана с тем, что правительству не хватало полицейских и оно было вынуждено перебрасывать их для соблюдения порядка на избирательных участках, организованных в 28 штатах и пяти союзных территориях страны (29-й штат, Теленган, с населением 30 млн. человек был выделен из штата Мадхья-Прадеш после завершения избирательной кампании).

В голосовании приняли участие 66,4% зарегистрированных избирателей, 551 млн. человек по сравнению с 417 миллионами в 2009 году. За места в парламенте боролись 464 партии, свыше 8 тыс. претендентов, в том числе 638 женщин. Впервые на этих выборах в бюллетенях появилась графа «против всех». Борьба за места в парламенте стоила кандидатам в среднем сотни тысяч долларов (например, в штате Хайдарабад, по оценкам, их расходы достигали 700-800 тыс. долл., по курсу в рупиях 40-50 млн.). Индии вся избирательная кампания обошлась в 5 млрд. долларов3.

Участвовавшие в избирательной кампании партии в силу объективных условий в стране на первый план выдвигали внутренние социально-экономические проблемы, уделяя внешнеполитическим аспектам значительно меньше внимания. Основные их позиции во многом были близки, концентрируясь на необходимости повышения темпов роста, создании новых рабочих мест, преодолении нищеты. Неспособность ИНК как правящей партии создать предпосылки для реализации таких задач сильно ударила по его имиджу.

Бхаратия джаната парти (БДП) - вторая общенациональная партия, традиционно главный соперник ИНК на выборах в парламент страны. В ходе избирательной гонки БДП и ИНК почти в одинаковых выражениях подчеркивали особую роль среднего класса, называя его новым (new middle, neo-middle class), правда без расшифровки, в чем состоит новизна и каковы его количественные оценки4. Речь шла прежде всего о горожанах со средними доходами, так называемых городских потребителях, хотя такой подход сужает влияние этой прослойки, в которой значительная роль принадлежит представителям малого бизнеса. Поскольку этот слой численно рос в годы экономического подъема и проявлял относительно высокую политическую активность, его позиция на выборах была важна для победы. Н.Моди, главного кандидата БДП, даже называли кумиром среднего класса, признавая в то же время, что ему присущи диктаторские наклонности. В избирательной кампании 2014 года активно использовались СМИ, особенно телевидение, с учетом значительного числа неграмотных избирателей в сельских районах. Его роль выросла, благодаря увеличению числа домохозяйств с доступом к телевизионным сетям с 123 миллионов в 2009 году до 153 миллионов в 2014-м. Но решающую роль играли личности главных претендентов на победу.

Почему Индийский национальный конгресс
потерпел поражение?

На выборах 2014 года заметно было влияние партий, сформировавшихся в штатах, сильной стороной которых были хорошее знание местных проблем и настроения избирателей, но основная борьба развернулась, как всегда, между ИНК и БДП. Помимо тяжелого экономического спада в стране, самой уязвимой чертой ИНК стало отсутствие сильного кандидата на пост премьер-министра в случае победы партии на выборах (глава правительства, 82-летний Манмохан Сингх, влиятельный член ИНК, еще до выборов заявил, что при любом их исходе не будет выдвигать свою кандидатуру). ИНК сделал ставку на Рахула Ганди в надежде, что он, представитель династии Неру - Ганди, правнук и внук таких прославленных лидеров страны, как Джавахарлал Неру и Индира Ганди, сохранит симпатии большинства избирателей. Расчет строился также на его поддержке молодежью, поскольку 43-летний Ганди, как считали в руководстве ИНК, выгодно контрастировал с претендентом от БДП Нарендрой Моди, приближавшимся к 64 годам (впервые за пост главы правительства от двух общенациональных партий боролись кандидаты, родившиеся после завоевания страной политической независимости).

Политологи ИНК не сумели адекватно оценить накопившиеся в индийском обществе ожидания перемен, определенную психологическую усталость и разочарование политикой, которую ИНК с небольшими перерывами проводил как единолично, так и в коалиционных правительствах 54 года своего пребывания у власти из 67 лет независимой Индии. Но главное - не было в должной мере понято принципиальное отличие кандидата БДП Нарендры Дамодардаса Моди от Рахула Ганди.

Выборы стали острым противостоянием наступательной тактики, курса на экономические перемены, отражавшие характер и практический опыт Н.Моди (БДП), и позиции Р.Ганди (ИНК), во многом апеллировавшей к прошлому, отмеченному важными достижениями, но не создающей стимулов к продвижению в изменившихся условиях страны. Происхождение обоих кандидатов, их жизненный путь, манера поведения, политический опыт были совершенно разными. Н.Моди, прошедший школу партийной работы, начав с низов, а главное - успешный практик на посту губернатора, уловил настрой общества на «сильную руку», способную провести реформы, и в своей избирательной кампании сделал упор на необходимости иного стиля управления во имя «Новой Индии». Характерен один из его главных лозунгов: «У меня есть шанс посвятить себя порядку во власти Индии».

Р.Ганди не был готов к упорной политической борьбе, он и его партия не смогли представить сильную программу, а его личный авторитет был недостаточен для завоевания голосов массового избирателя. Не оправдались надежды на поддержку Р.Ганди молодым поколением, позиция которого во многих штатах оказалась решающей. Дополнительным осложнением для ИНК стала болезнь председателя партии Сони Ганди, лишившая ее возможности активно поддержать избирательную кампанию сына. Итоги выборов показали, что самая многочисленная группа населения - от 18 до 35 лет голосовала в основном за кандидатов от БДП, в то время как ИНК поддержали избиратели от 55 лет и старше.

Победа БДП на нынешних выборах была ожидаемой, но ее масштабы, тотальное поражение ИНК превзошли все прогнозы. Предполагалось, что итогом выборов станет образование очередного коалиционного правительства, как не раз бывало в политической жизни Индии. В этом сказалась определенная инерционность в оценке сдвигов в структуре индийского общества, его спроса на перемены. Не будет преувеличением видеть в успехе БДП на выборах 2014 года прежде всего победу Н.Моди. Еще до окончательных результатов выборов поражение признали и взяли на себя ответственность за него руководители ИНК Соня и Рахул Ганди, объявив о своем переходе в оппозицию.

16 мая 2014 года были опубликованы официальные итоги выборов, на которых БДП одержала самую внушительную за последние 30 лет победу, завоевав в нижней палате парламента Индии вместе с союзниками 336 мест из 545 при необходимом большинстве для формирования правительства - 272 мандата. На этом фоне 44 мандата ИНК по сравнению с 206 в предыдущем составе нижней палаты свидетельствуют о глубине его поражения. БДП обеспечила себе право выдвинуть Н.Моди на пост премьер-министра, который при формировании правительства из своих сторонников не нуждался в коалиции с другими партиями. Рынок ответил на его избрание взлетом котировок. 26 мая 2014 года в присутствии Президента Индии Пранаба Мукерджи и 4 тыс. гостей состоялась торжественная церемония приведения к присяге в качестве нового премьер-министра Индии Нарендры Дамодардаса Моди.

Путь к посту премьер-министра Индии

Н.Д.Моди родился 17 сентября 1950 года в маленьком городке Ваднагар штата Гуджарат. Наверное, в этом есть некая закономерность - Махатма Ганди родился в этом штате и жил там после возвращения из Южной Африки. Из уважения к его памяти жители штата, пользующиеся репутацией умелых торговцев, настояли на введении сухого закона, действующего до сих пор. В этом штате родился основатель богатейшей семьи современной Индии Дхирубхай Амбани. Поработав за рубежом, он вернулся в родной штат и начал строить промышленные предприятия. Семье принадлежит нефте-очистительный завод, на долю которого приходится 2% мировой переработки нефти. Глава семейного дела Мукеш Амбани - ныне самый известный предприниматель Индии с состоянием 23,5 млрд. долларов, владелец холдинга «Рилаенс» (Reliance Industries), успешно работающего на национальном и мировом рынках5.

Н.Моди - выходец из бедной семьи торговца чаем, принадлежавшей к касте с низким социальным статусом. Его упрекали, что в бытность губернатором Гуджарата он провел законы, дающие определенные преимущества выходцам из каст, имеющим такой статус. C раннего детства он помогал отцу, разнося чай на железнодорожной станции. Совсем юным начал участвовать в работе местной партии националистического толка и этому направлению никогда не изменял. В зрелые годы характеризовал себя как последовательного сторонника индийского национализма. В школе отличался не столько успехами в учебе, сколько страстью к дискуссиям и публичным выступлениям. В 17 лет женился по воле родителей. Правда, в СМИ его называли закоренелым холостяком, по другим сведениям, он развелся накануне парламентских выборов и намерен следовать обету безбрачия. Действительно, во время избирательной кампании и на официальных приемах он неизменно предстает один.

Вскоре после женитьбы Моди неожиданно ушел из дома, и два года о нем не было ничего известно. В период странствий, посещения ашрамов увлекся йогой, которой остался верен (в ходе избирательной кампании 2014 г. он говорил, что спит не более трех-четырех часов и восстанавливает силы с помощью йоги)6. Получив дипломы по политологии двух ведущих индийских университетов, Делийского и Гуджаратского, вновь стал активным функционером БДП, завоевав авторитет своей работоспособностью и четкостью. Эти качества способствовали его быстрому подъему по карьерной лестнице в партии. Н.Моди настоящий трудоголик и в то же время поклонник литературы, автор двух сборников стихов на гуджарати. Он активный участник социальных сетей, на его «Твиттер» подписались свыше 2 млн. человек.

С 2001 года Н.Моди - главный министр (губернатор) штата Гуджарат с населением 50 млн. человек, одного из самых развитых в стране с дифференцированными сельским хозяйством и промышленностью, причем особое место занимает нефтепереработка. На территории штата располагаются 13 аэропортов, в том числе международные, а также морские порты, самый значительный из них - в Кандле. В Гуджарате впервые была организована Особая экономическая зона, ориентированная на экспортную продукцию, ныне их насчитывается несколько десятков. По уровню дохода на душу населения штат - один из лидеров в Индии.

На посту губернатора, важной ступени к дальнейшему продвижению, в полной мере развернулся талант Н.Моди как организатора и политика. Он начал свою деятельность, когда штат переживал глубокий спад из-за разрушительного наводнения. Репутацию Моди сильно омрачили кровавые конфессиональные столкновения в 2002 году, в ходе которых погибли около тысячи мусульман. Моди проявил свой характер, отказавшись извиниться за то, что, как считалось, не принял должных мер к прекращению конфликта, был судим, впоследствии оправдан. Этот инцидент стал предлогом для лишения его американской въездной визы, восстановленной после избрания на пост премьера.

Основой роста его популярности стали хозяйственные успехи Гуджарата в результате мер по улучшению инвестиционного климата, ограничению бюрократических процедур для открытия бизнеса. Штат стал привлекателен для крупных компаний, например холдинг «Тата» перевел туда одно из своих предприятий, канадская компания намерена возвести в Гуджарате завод, выпускающий вагоны для метрополитена. Следующим шагом, существенно укрепившим его позиции, стала финансовая и организационная помощь фермерам, а также мелким предприятиям, которые в Индии составляют основу местной промышленности.

В своей экономической политике Н.Моди стремился поддержать инициативы предпринимателей Гуджарата без оглядки на их конфессиональную принадлежность. Сдвиги в экономике штата в печати называют «гуджаратским чудом». Важным результатом 12-летнего губернаторства Н.Моди стал рост ВВП штата до 10-10,5% в год, что способствовало его высокому авторитету не только в Гуджарате, но и далеко за его пределами.

Заслуживает внимания, что по программе регионального сотрудничества Н.Моди в составе делегаций дважды посетил Астрахань, был в Москве. В сентябре 2014 года делегация нынешних руководителей Гуджарата, а также представители науки и образования вели переговоры в Горном университете (Санкт-Петербург) о сотрудничестве в подготовке национальных кадров для Индии.

В ходе избирательной кампании Н.Моди в полной мере проявил свои лидерские качества. Он провел 457 встреч с избирателями, не раз в форме массовых чаепитий, используя их для общения и напоминания о своем тяжелом детстве, продвижении из низов, акцентируя имидж «премьера из трущоб». В предвыборных выступлениях он позиционировал себя как сторонник модернизации экономики, ограниченного по составу правительства, высказывался за поддержку фермерства. Особое внимание бизнеса и политиков привлекли его заявления в пользу приватизации части государственных предприятий, роста инвестиций в оборонную промышленность.

На встречах с избирателями Н.Моди подчеркивал свое намерение проводить «хорошее управление» (good governance), стимулировать развитие, противопоставляя то и другое политике уходящего правительства, что отвечало настроению большинства избирателей. Значительное место в его выступлениях занимала проблема бедности и методы ее преодоления - первоочередной для большинства избирателей. Моди не скрывал своих националистических симпатий, перенося акцент на культурные и исторические корни индуизма. Как только стали известны результаты выборов, он, с присущим ему острым политическим чутьем, написал в своем «Твиттере»: «Победила Индия», подчеркивая тем самым, что он представляет всю страну.

Нарендра Моди и его команда: первые шаги

Опыт Индии подтверждает общее правило - к экономическим реформам приступают, когда заметно ухудшается положение страны. Реформы стали ключевым словом в лексиконе премьер-министра Н.Моди и его правительства, сокращенного, как и обещал Н.Моди, до 45 человек вместо 76 в прежнем составе. Было уменьшено также число комитетов с целью упростить бюрократические процедуры. Для нового правительства характерны жесткая централизация и концентрация принятия решений в офисе премьера. Экономическое положение Индии не из легких. Эксперты считают, что страна переживает структурный спад, а не циклическое замедление7. Членами нового кабинета министров стали в основном выходцы из Гуджарата, чиновники, которых, как правило, он хорошо знал, с опытом практической работы, в возрастной категории, близкой Н.Моди. 17 сентября 2014 года ему исполнилось 64 года, что для официальных лиц в Индии время расцвета сил и карьеры. В его родном штате прошел торжественный вегетарианский обед. Президентом БДП стал его последовательный сторонник Анит Шах, тоже гуджаратец.

Первые выступления Н.Моди в парламенте были в духе продвижения и реформ, «Новой Индии», о которой он говорил в ходе предвыборной борьбы. Свою программную речь в парламенте 11 июня 2014 года он посвятил преодолению бедности, заявив, что в 2022 году, когда Индия будет отмечать 75 лет независимости, ни один человек в стране не будет страдать от отсутствия своего дома, электричества, туалета и воды. В других его выступлениях говорилось о модернизации железных дорог с упором на скоростные магистрали и улучшение дорожного покрытия в стране - заявка на коренное улучшение инфраструктуры, которая находится в тяжелейшем состоянии и нуждается в гигантских инвестициях, учитывая территориальные масштабы Индии.

Поскольку высока вероятность, что в 2022 году Н.Моди будет занимать пост премьера второй срок, то ему придется объяснять причины неудач в случае невыполнения этих обещаний, реализовать которые крайне сложно. Но в присущей ему наступательной манере Моди идет на риск. В День независимости Индии, 15 августа 2014 года, выступая в Красном форте, он говорил далеко не празднично о плохом состоянии санитарии в городах и деревнях, об участившихся случаях изнасилования женщин, низкой трудовой этике. Он подверг критике Плановую комиссию Индии за увлеченность централизованным планированием, традиционную для ИНК, подчеркнув важную роль бизнеса в экономическом развитии страны, которому не следует мешать излишними ограничениями. В соответствии с политикой модернизации оборонной промышленности правительство приняло решение об увеличении доли частного капитала в этой отрасли с 26 до 49%.

Надо заметить, что фортуна благосклонна к Н.Моди - в стране обозначился рост ВВП, оценки колеблются от 5,8 до 6% в 2014 году, хотя говорить о том, что это результат новой политики, преждевременно. Экономика способна реагировать на настроения в обществе - Sensex, основной биржевой индекс страны, вырос, как только стали известны итоги выборов, и последние месяцы показывает повышательную тенденцию. Курс рупии к доллару к сентябрю 2014 года снизился незначительно по сравнению с началом года - 60,5 рупии. Немного подросли валютные резервы Индии. Большое воодушевление вызвал успех индийских ученых и инженеров - в конце сентября 2014 года они с первой попытки вывели космический аппарат на орбиту Марса.

Преодоление бедности, прямо связанной с массовой незанятостью, требует дальнейших кардинальных мер. Индийские исследователи считают, что в стране в следующее десятилетие должно быть создано 115 млн. новых рабочих мест вне аграрного сектора. Даже частичное решение этой задачи зависит не только от развития инфраструктуры, но и обновления систем обучения, в том числе подготовки квалифицированной рабочей силы8.

Ригидность рынка труда отрицательно сказывается на инвестиционном климате Индии с точки зрения иностранного частного капитала и крупного местного предпринимательства. Без особого согласования можно уволить не более 100 работников. Предлагается повысить этот показатель до 300 человек, что не решит проблемы. Предприниматели стремятся ограничивать численность персонала, чтобы не выполнять законы о труде, которые не распространяются на предприятия с ограниченной занятостью. Иностранные инвесторы, недовольные уровнем подготовки местных работников, на ряде современных предприятий предпочитают использовать роботов. 94% малых предприятий с занятостью пять-десять человек, составляющих подавляющее большинство в промышленности, относятся к нецензовому сектору, в котором невелико привлечение новых работников. Растущая техноемкость снижает возможности занятости. Экономический обозреватель Винай Рандей, комментируя заявление Н.Моди о необходимости существенного роста занятости в промышленности, назвал задачу иллюзорной9.

Хотя БДП победила в борьбе за нижнюю палату парламента, в ближайшие два года в верхней палате большинство принадлежит ИНК, имеющему 68 мест против 46 у БДП, что теоретически позволяет ему ветировать законы, предлагаемые нижней палатой. Это до известной степени может ограничить активность Н.Моди в таких чувствительных для правительства областях, как изменение налоговой системы, трудовое законодательство, земельные отношения. Тем не менее он заявил, что предыдущее правительство слишком полагалось на государственный сектор в ущерб частному предпринимательству.

Его давний соратник, министр финансов Арун Джетли, заметив, что предыдущий кабинет оставил непогашенные долги, призвал правительства штатов к фискальной сдержанности, осторожности в расходах, избегая популизма. Он сослался на существенное превышение расходов над доходами за последние несколько месяцев и критически оценил сохраняющиеся субсидии на топливо, которые разворовываются, достаются богатым хозяйствам, не принося облегчения большинству нуждающихся в них крестьян. Особого внимания заслуживает предложение Джетли выставить на продажу часть государственных фирм и с помощью бюджетных мер «ободрить производительную работу частного капитала»10.

При обсуждении в парламенте бюджета на остающиеся восемь месяцев (до 1 апреля 2015 г., когда начнется новый финансовый год) в числе особых трудностей были названы нехватка финансовых ресурсов, рост цен на продовольствие из-за слабого муссона, неопределенность нефтяных котировок, особенно в связи с кризисом в Ираке (возможно, что снижение мировых цен на нефть даст Индии временный выигрыш). Ситуацию на продовольственном рынке страны несколько облегчили государственные резервы зерновых, благодаря высокому урожаю в предыдущем году. Правительство поставило задачу сократить текущий дефицит бюджета к ВВП с нынешних 4,1 до 3,6% в 2015/16 году и 3% - в 2016/17-м.

Намеченный в бюджете объем капиталовложений, 301 млрд. долларов, на 29% выше предыдущего, отвечает основам экономической политики правительства Н.Моди. Первое место заняли инвестиции в инфраструктуру (дорожное строительство, а также воздушные и морские порты), создание 100 «умных городов» (smart cities), которые в совокупности образуют «алмазный четырехугольник», связывающий скоростными магистралями крупнейшие города Индии. Это попытка правительства с помощью концентрации инвестиций на строительстве увеличить спрос на рабочие руки, улучшить/удешевить логистику перевозок, способствуя, как было опробовано в Гуджарате, росту предпринимательства.

В бюджете заложено выполнение еще одного принципиального обещания Н.Моди - повышены расходы на оборону до 37,5 млрд. долларов с целью модернизации этой отрасли. Не менее важно разрешение увеличить долю иностранного частного капитала в отрасли с нынешних 26 до 49%, что заметно активизировало интерес зарубежных компаний. Вслед за принятием бюджета в Дели стали съезжаться представители стран - экспортеров вооружений. Правительство Моди делает упор на расширении и диверсификации национального производства вооружений, не ограничиваясь их закупками.

Частью экономической политики правительства Моди стали меры по привлечению прямых иностранных инвестиций, что дало определенные результаты. В число первоочередных для инвестиций включены сталелитейная, машиностроительная, энергетическая, цементная отрасли, инфраструктурное строительство. В сфере мобильной cвязи поступило предложение от норвежской «Uninor», индийский конгломерат «Махиндра» ведет переговоры с шведским автопроизводителем о приобретении «Сааба», повысилась активность на индийском рынке японской «Хитачи» и компаний из стран Персидского залива. Правительство надеется на приток «длинных денег» от зарубежных пенсионных и суверенных фондов, свой первый офис открыл в Индии Сингапурский суверенный фонд.

Бюджет, принятый в атмосфере определенной эйфории, призван усилить государственно-частное партнерство, заложенное и в пятилетних планах Индии. Оно необходимо для реализации инфраструктурных проектов, поскольку масштабы и длительность окупаемости таких капиталовложений требуют объединения усилий. Это отвечает интересам обеих сторон, так как реализация бюджета позволит оживить гигантский внутренний рынок Индии.

Внешнеполитические ориентиры

В ходе избирательной кампании Н.Моди сравнительно мало внимания уделял внешней политике, но, заняв пост премьера, проявил присущую ему высокую активность и в этой области. Первые визиты он нанес ближайшим соседям, начав с Бутана, явно стремясь оживить взаимосвязи в рамках Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК, 23% мирового населения), в которой Индии принадлежит ведущая экономическая и политическая роль. Руководители всех стран - членов СААРК, за исключением лидера Бангладеш, занятого ранее назначенным визитом, присутствовали на церемонии принесения присяги Нарендрой Моди в качестве премьер-министра. Наблюдатели отметили, что во время пребывания в Шри Ланке он не пользовался английским языком, который хорошо знает, говорил только на хинди. Его восторженно принимали в Непале, за последние 17 лет это был первый визит руководителя такого ранга в страну, политически и особенно экономически тесно связанную с Индией.

Не оправдались ожидания на улучшение отношений с Пакистаном, вызванные присутствием на церемонии инаугурации Нарендры Моди премьер-министра Пакистана Наваза Шарифа и его обращением к новому руководителю Индии с предложением о встрече. В октябре 2014 года вязкий индийско-пакистанский конфликт в очередной раз обострился из-за перестрелки на границе штатов Джамму и Кашмир. С обеих сторон были жертвы. Урегулирование отношений с Пакистаном едва ли возможно в краткосрочном периоде. Но как справедливо отметила российский исследователь Н.Галищева, «приоритетность южноазиатского вектора во внешнеэкономической политике Индии, очевидно, сохранится и в обозримой перспективе»11.

Новый министр иностранных дел Индии Сушма Сварай посетила Мьянму, Сингапур и Гонконг. Привлекли внимание визит индийских военных кораблей на Филиппины, совместные учения с вьетнамскими подводными лодками и продажа этой стране патрульных кораблей. В число внешнеполитических интересов были включены прежде почти забытые Андаманские острова в Бенгальском заливе, что связано с курсом на укрепление морского флота Индии. В июле 2014 года были проведены российско-индийские маневры в акватории вблизи Владивостока.

Отношения с Китаем - неизменная сфера особого внимания правительства Индии. Визит в Дели Председателя КНР Си Цзиньпина в сентябре 2014 года имел место после посещения им ряда стран Южной Азии, в том числе Шри Ланки, Непала, Мальдив, что прямо отвечает принципам предложенной им доктрины «Морской шелковый путь XXI века». Индийско-китайские переговоры касались роста взаимного торгового товарооборота - ныне порядка 70 млрд. долларов в год. Здесь Н.Моди проявляет определенную сдержанность, поскольку в ходе недавних опросов 56% индийцев посчитали КНР главной угрозой их стране.

Большое внимание привлек пятидневный визит Н.Моди в Японию в сопровождении группы крупнейших бизнесменов Индии, начавшийся 30 августа и ставший важным шагом в развитии взаимных связей. Индийские газеты отмечали дружественный характер отношений Н.Моди и премьера Японии. Н.Моди посещал эту страну и встречался с премьером Японии Синдзо Абэ, когда был губернатором. Последние годы отмечены участием японских капиталов в крупном инфраструктурном строительстве в Индии и оживлением активности японских бизнесменов. На этом направлении тесно смыкаются экономические и политические интересы обеих стран в их стремлении создать противовес влиянию Китая, особенно в Южной и Юго-Восточной Азии. Устойчивым отражением внешнеполитической позиции Индии остается доктрина «Взгляд на Восток», сближение со странами Юго-Восточной Азии, с самой влиятельной интеграционной группировкой в регионе - АСЕАН. Визит премьера Австралии Тони Эббота в Индию отмечен возобновлением переговоров о поставках в Индию урана.

Взаимодействие руководителей Индии и США после прихода к власти Н.Моди началось в сложных условиях после ряда визовых скандалов, касающихся самого Моди и индийского консула в США. Но похоже, что обе стороны оставили их за кулисами и на встрече 30 сентября обсуждали проблемы, традиционно интересующие обе страны - взаимная торговля, поставки технологий. Обама назвал Индию другом и партнером, поддержал ее стремление занять место постоянного члена Совета Безопасности. Оба лидера признали необходимость увеличения взаимного товарооборота в шесть раз с нынешних 100 млрд. долларов. Учитывая планы Н.Моди модернизировать оборонную отрасль, видимо, будут предприняты дальнейшие шаги в сфере высокотехнологичного сотрудничества. На данном этапе эту встречу можно рассматривать как стабилизацию отношений с прицелом на будущее12.

Россия - Индия: что дальше?

19 мая 2014 года Президент России В.В.Путин поздравил Нарендру Моди с победой БДП на выборах и высоко оценил традиционно дружественные отношения России и Индии. Была выражена уверенность, что сообща удастся приумножить достижения предыдущего периода. Первая встреча лидеров двух стран имела место в июле 2014 года на очередном саммите БРИКС в городе Форталезе (Бразилия). В.В.Путин поздравил Н.Моди с избранием на пост премьер-министра и выразил уверенность в дальнейшем развитии взаимного сотрудничества между странами. Н.Моди упомянул, что его первая поездка после назначения на пост премьера была на авианосец Викрамадитья, переданного Россией Индии, и пригласил Президента России во время очередного саммита Россия - Индия в конце 2014 года посетить совместное строительство АЭС в Куданкуламе. Оба руководителя выразили уверенность в дальнейшем расширении взаимного сотрудничества.

Объективные условия этому способствуют: нет пограничных конфликтов, многолетние дружественные связи, регулярные взаимные визиты руководителей обеих стран, устойчивый интерес к культурному и историческому наследию. Но, видимо, c новым премьером изменится тип этих отношений, уйдет некий налет идеализма, отличавший их в минувшие годы, они станут более практичными.

Экономическое и торговое взаимодействие России и Индии явно не соответствует их потенциальным возможностям. Медленно растет взаимный товарооборот (порядка 10 млрд. долл.), годами не меняется его структура. Видимо, недостаточно взаимной информации о новых экспортных возможностях и направлениях сотрудничества. Перспективными представляются переговоры между руководством Центрального банка России и Резервным банком Индии о переходе в торговле на расчеты в национальных валютах. Правительство Моди наметило расширить национальное производство вооружений. В этом сегменте индийского рынка усиливается конкуренция ведущих мировых торговцев вооружением. Это не только США, но и Франция, и Израиль. На сегодняшний день РФ остается основным поставщиком вооружений Индии, однако борьба за рынок ведет к постепенному снижению ее доли в общих поставках вооружений, по оценкам, - до 37% в 2015 году. В то же время имеют место определенные сбои с российской стороны по срокам поставок и их качеству. Вряд ли правительство Н.Моди отнесется к этому снисходительно. Определенную напряженность в Индии вызвали российские переговоры о поставках вооружений Пакистану. Эти сложности не подорвут сложившихся доброжелательных отношений между Индией и Россией, но, если не принять мер к их устранению, долгосрочные перспективы могут стать не столь ясными.

 

 

 1The Economist. 30.08.2014. P. 69.

 2Global Asia. Vol. 9. №2. September 2014. P. 14-15.

 3Associate South Asia Program at the Carnegie Endowment for International Peace. 10 June. 2014.

 4Подробно см.: Брагина Е. Индия - иной средний класс?// Международная жизнь. 2014.
№2. С. 132-142.

 5The Economist. 02.08.2014. P. 8, 47.

 6The Economist. 30.08.2014. P. 40.

 7Global Asia. Vol. 9. №2. September 2014. P. 105.

 8http.//www.mckinsey.com/insghts/asia-pacific/indias …

 9The Times of India. 8 October. 2014.

10The Economist. 19.07.2014. P. 48.

11Галищева Н.В. Индия в мировом хозяйстве на рубеже веков: внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая политика. М., 2013. С. 378.

12Russian News. 30.09.2014.