Лето прошло. А мы вспоминаем необыкновенно красочные мероприятия, которые прошли в этом году в Великобритании, Нидерландах и России.
История международных садовых выставок началась 150 лет назад. Самая известная и престижная из них - Chelsea Flower Show. Вот уже больше века проведению этого мероприятия покровительствуют британские монархи, а его открытие не обходится без членов королевской семьи. Chelsea Flower Show пользуется популярностью не только у британцев, но и у огромного числа туристов из разных стран. В России начиная с середины XIX века подобные садовые выставки с успехом проводились в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде.
Британцы считают, что без этого события лето не настанет. Пять майских дней в году определяют будущее в садоводстве и дизайне на десятилетия вперед. Принять участие в Королевской выставке цветов в Челси - это мечта многих экспертов садовой архитектуры, ландшафтного дизайна и растениеводства, поскольку продемонстрировать свое искусство в этом шоу допускают только лучших из лучших в своем деле.
Выставка цветов в Челси, начиная с 1913 года, каждый год проходит на территории городского Королевского госпиталя. Перерывы в этом мероприятии делались всего два раза - во время Первой и Второй мировых войн. А начиналось все в 1862 году в Кенсингтоне. Именно там, в садах Королевского садоводческого общества (КСО), состоялась первая выставка цветов, названная «Royal Horticultural Society Great Spring Show». После 26 лет выставку было решено перенести в Лондон. С 1888 и до 1912 года «Большое весеннее шоу» проходило на территории Temple Gardens. Но в 1912 году эти сады понадобились для организации другой выставки цветов, и организаторы были вынуждены перебраться в сады Королевского госпиталя в Челси. Место оказалось просто идеальным для проведения подобного рода мероприятий, и было решено в дальнейшем не возвращать выставку в Temple Gardens.
В этом году центральной темой 101-й выставки выбрали Первую мировую войну. Ведь в 2014 году исполнилось ровно 100 лет с начала этого трагического периода в истории. Жизнь на линии фронта - именно этому были посвящены работы-воспоминания о том времени. Это трагическое событие отразилось не только на жизни людей, но и на природе.
Нигде в мире не найдется столько цветов в одном месте, как в голландском королевском парке Кёкенхоф. Он поражает своим великолепием! Для туристов парк открыт всего лишь два весенних месяца в году в период цветения.
В 1949 году Ламбой, мэр городка Лисс, который находится в 20 км от Амстердама, решил организовать под открытым небом выставку цветов. Делалось это для того, чтобы селекционеры растений могли продемонстрировать свои новейшие гибриды, а покупатели - посмотреть и приобрести цветочные семена, рассаду, луковицы. Это и послужило началом ежегодной традиции…
Сейчас весенняя выставка цветов в парке Кёкенхоф является крупнейшей в своем роде и проходит примерно с конца марта по май. В это время за внимание туристов и покупателей сражаются около 600 компаний - производителей растений.
Правда, основа будущего парка закладывалась еще в середине XIX века. Над тем, что со временем превратилось в главный Сад Европы, трудились известные дизайнеры ландшафтов - Ян Давид и Луис Пауль Зохер. Название парка сохранилось с XV века. В то время на этих землях располагались охотничьи угодья и дворец графини Якоби фон Байерен. В огороде близ замка выращивали травы и пряности для кухни, потому парк и получил название Кёкенхоф, что в переводе означает «кухонный двор».
Хотя стоит заметить, что тюльпаны, которые впервые попали в Голландию в конце XVI века, начали культивировать в Кёкенхофе только спустя два столетия. Парк стал популярным местом для выставок весенних цветов, куда их привозили со всех уголков страны.
В целом парк Кёкенхоф состоит из 500 ухоженных садов, в которых выращивают не только множество видов тюльпанов, но и гиацинты, нарциссы, амариллисы, гортензии, антуриумы, бромелии, фрезии, луковичные и горшочные цветы, а также цветущие кустарники. Здесь есть сотни клумб, которые пестрят всеми цветами и оттенками радуги, но на случай плохой погоды построены также крытые помещения. Вдоль парковых аллей расставлены скульптуры, кстати среди них можно увидеть и скульптуры русского мастера Александра Таратынского.
Большой популярностью пользуются павильон Виллема-Александра, посвященный тюльпанам, павильон королевы Беатрикс, где можно насладиться разнообразием орхидей, и павильон Оранье-Нассау, используемый для выставок цветов. В парке также располагаются три оранжереи. В одной из них выращивают всевозможные тюльпаны вместе с нарциссами и сиренью, во второй - алые розы, а в третьей - орхидеи.
Сейчас в парке насчитывается восемь реконструированных цветников. Там высажены цветы из самого старого и известного ботанического сада страны в Лейдене Хортус Ботаникус, основанного Карлом Клузиусом. Согласно историческим записям, именно он первый привез тюльпаны в Нидерланды в 1590 году. Есть там и цветы родом из другого известного ботанического сада в Лиммене - Хортус Бульборум, где находится национальная тюльпановая коллекция Нидерландов.
Еще одной достопримечательностью парка цветов Кёкенхоф считаются «Сады вдохновения». На семи объектах, выполненных в разных стилях, можно больше узнать о растениях, уходе за ними, организации собственного сада и почерпнуть идеи для его оформления. «Сады вдохновения» рассчитаны на разных людей и разные интересы. «Кулинарный сад» посвящен выращиванию растений для приправ и специй, романтичный «Сад любви» призван вызвать у посетителей ностальгические чувства, «Сад, чтобы быть счастливым» выполнен в стиле палисадника в загородном доме. «Сад для поклонников рукоделия» основан на модной теме переработки ненужных вещей и придания им второй жизни в дизайне. Также есть «Сад для любителей здорового образа жизни», «Сад для всей семьи» и даже «Сад коров», посвященный голландским коровам. Кроме этого, в парке цветов Кёкенхоф встречаются и тематические сады, например «Сад невест», «Исторический» или «Музыкальный».
В Москве Третий международный фестиваль садов и цветов Moscow Flower Show познакомил посетителей с современными трендами в ландшафтной индустрии. Его еще называют Неделей высокой цветочной моды. На несколько июльских дней два гектара территории Парка культуры им. Горького превратились в райский сад. Именно там можно было найти множество архитектурных решений, ярких идей озеленения и создания цветников на дачном пространстве.
В этом году в фестивале приняли участие 28 профессионалов ландшафтной индустрии, дизайнеров и флористов, 40 архитекторов из восьми стран мира: России, Великобритании, Венгрии, Германии, Франции, Италии, Эквадора, Украины. Все они приехали для того, чтобы побороться за звание лучшего садовода и в очередной раз показать, что садово-парковое искусство является одним из важнейших.
По словам итальянского архитектора Альберто Приоло, члена международной команды архитектурной компании «Мегапарк», разрабатывающей проект фестиваля Moscow Flower Show, сама выставка выглядит как сад со всеми геометрическими формами, чтобы участники продемонстрировали свои творения во всей красе. Он также добавил, что площадка оформлена в двух преобладающих цветах - белом и зеленом. Но это вовсе не значит, что другие цвета отсутствуют.
В этом году в оргкомитет фестиваля вошла президент фонда парков и садов Франции княгиня Марисоль де ля Тур д’Овернь. «До первой мировой войны Франция была аграрной или даже крестьянской страной, но после ее окончания из-за огромного количества погибших деревни опустели. Кроме того, сразу после войны началась индустриализация. С этого времени искусство садов было позабыто и создание новых практически прекратилось. Все усилия были направлены на сохранение или возрождение зданий. К 1970 году нельзя было сказать что Франция - страна садовников. Сады перестали быть нашей визитной карточкой. Интерес к ним вновь возник только в 1970-х годах. Мне кажется, что в России сейчас происходит то же самое», - отметила княгиня. При этом она подчеркнула, что для того, чтобы наращивать обороты по восстановлению ботанических садов, дендрариев, нужно воспитывать специалистов, создавать новое поколение.
Как сказала президент фестиваля Moscow Flower Show Карина Лазарева, спокойствие и сдержанность - вот основные тренды ландшафтной моды. Сад образца 2014 года задуман как натуральный, с луговыми растениями и злаками, чтобы казаться даже немного заброшенным. Красоту творят из банальных многолетников: все должно быть просто, но получается очень красиво, а главное - можно брать на вооружение.
Основное событие фестиваля - международный конкурс ландшафтного дизайна и садово-паркового искусства. В течение недели гости оценивали представленные проекты в номинациях: «Сады наследия», «Сады России», «Сад в городе», «Детский сад», «Городская вертикаль», «Шоу-сад», «Ленд-арт», «Искусство в саду». Карина Лазарева также отметила, что «2014 год - знаковый для фестиваля. Это определенный рубеж - нам три года, и в этот год, объявленный Президентом России Годом культуры, мы хотели бы обратить особое внимание на то, что сады и парки несут дух своей эпохи и передаются из поколения в поколение, являясь культурным и духовным наследием своей страны. И поэтому неслучайно специалисты наибольшее количество проектов представили в номинацию «Сады наследия». Новый социально-культурный проект - «Сады России».
В жюри конкурса вошли аккредитованный судья Королевского общества садоводов и популярный телеведущий BBC Джеймс Александер-Синклер, президент Европейской ассоциации ландшафтной индустрии ELCA Эммануэль Мони, вице-президент Фонда парков и садов Франции княгиня Марисоль де ля Тур д’Овернь и другие.
В этом году на фестивале можно было встретить и розовые сады во французском стиле с идеально подстриженными кустами правильной геометрической формы, и современные террасы, и русские сады с традиционными березками, и даже деревенские огороды.
Молодой, но уже достаточно известный британский ландшафтный дизайнер Каспиан Робертсон создал для фестиваля два сада: традиционный и очень спокойный сад в эдвардианском стиле, окруженный прозрачными панелями со стихами и об английских розах, и о Первой мировой войне, а второй - яркий и необычный сад Королевы Червей из «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла (серебряная медаль).
А участник из России, директор студии «Архитектура живой формы» Елена Дубнова представила гораздо более спокойный русский сад, где наши родные березки соседствуют с шалашом, увитым виноградом, и где можно спрятаться в летний зной и отдохнуть.
Мастер ландшафтно-паркового дизайна Сильвия Чирелли из Италии показала сад размышлений и духовности. Каждый элемент наполнен глубоким символизмом. «Мы хотели представить московской публике цветы, кустарники и декоративные элементы, которые символизируют чистоту, добродетельность, безмятежность, вечную преданность, любовь и трудолюбие. Арки олицетворяют связь неба и земли, а дельфины в фонтане - души людей», - рассказала автор (серебряная медаль).
Виктория Рудик решила показать москвичам типичную воронежскую деревню - это картинка размеренной сельской жизни, где все находится в гармонии с природой: и реальный человек (женщина, что называется «кровь с молоком»), и животные. «Например, лошадка, - пояснила автор, - весит полтонны, а на ее выращивание ушло около пяти сезонов». В композиции «Ямская слобода» кусты культивированы в образы домашнего скота и садовника, встречаются и садовые артефакты, собранные по настоящим деревням (золотая медаль).
Татьяна Губская, Метью Гонтье и Юлия Емельянова представили сад «Русская роща». Концепция сада выросла из общего франко-русского наследия. Историчность и парадоксальность проявляются в оригинальной трактовке форм и в символическом наполнении сада растениями из русского леса, в то же время находясь в геометрии версальского боскета. Получился эффект двойного растворения (золотая медаль).
Ландшафтный архитектор, планировщик городов и этноботаник Тьерри Хоу воплощает свою любовь к растениям в разнообразных городских и туристических проектах. По его мнению, ландшафтный дизайн развивается естественным образом из процесса отражения, который сочетает в себе все факторы, заключенные на одной территории. Бережно относящийся к истории и культуре городов, он ставит вопрос о ценностях наследия их сохранности во главе своих проектов. На московском фестивале - его работа «Силуэты Франции». «Сажать сады - это не хобби, а жизненный путь. И светел путь идущего! Тот, кто сажает деревья, хранит свою божественную суть, хранит жизнь на планете Земля. Тот, кто идет по этому пути с открытой душой, постигает законы Вселенной, законы Космоса», - сказал автор проекта (золотая медаль).
Диана Сабирова на своей площадке «Воспоминание о будущем, или Лестница в небо» хотела передать москвичам свое видение сада как утраченного Эдема. «Мой сад - мой ответ-размышление о том, что есть наследие для меня. Это осмысленное формирование идеи, а затем переход полученного образа на язык форм ландшафтной архитектуры в рамках доступного мне формата - в пространстве малого выставочного сада, - отметила автор. - Наследие - это то, что мы получаем из прошлого, с чем живем в настоящем и что передаем будущему... Это то, что составляет основу или стержень, на который нанизывается каждый последующий виток спирали нашего развития, каждого из нас в отдельности и человечества в целом. И этот путь - движение, которым мы идем, имеет не горизонтальную, а вертикальную направленность, по вертикальной оси внутри нас самих. Цель этого движения не только поиски и изобретение нового, его суть - заново обрести изначально заложенную в нас Творцом красоту и гармонию... На протяжении всей истории садово-паркового искусства сад представлялся человеку воплощением земного рая на Земле, своеобразным напоминанием об утраченном Эдеме» (золотая медаль).
Концепция сада «Возвращаясь к истокам» Ренаты Яковлевой и Марии Кочетковой такова: «Мы часто не знаем и не помним своего прошлого. Всегда думаем, что мы самые умные… Что до нас так не могли и не умели… А что если новый мир построить на основе старого и только чуть вдохнуть новой энергии?» (Бронзовая медаль.)
Француз Оливье Дамэ привез в Москву маленькую копию сада, окружающего Дворец Ольденбургских в поселке Рамонь. Именно Оливье разработал проект реставрации этого замка в Воронежской области. «Глядя на сад через разные цветовые фильтры, можно увидеть сам замок, парк и грот, - рассказал он. - А в центре сада - огромная клумба с воронежскими розами. Там можно гулять и находить как солнечную сторону, так и тенек. Надеюсь, москвичам понравился этот садик и, возможно, появилось желание отправиться в Рамонь по-настоящему» (золотая медаль).
Сад «Древо жизни» Натальи Пудовой метафорический. «Он выражает все доброе, разумное, вечное, что есть в человеческой жизни, - объяснила идею своей композиции автор. - «Древо жизни» вырезано в одной из сторон деревянной арки и как идея незримо присутствует. Все остальные элементы сада - деревянные настилы, скамейки, цветники, газон, инертные материалы - являются логическим продолжением этого центрального дерева» (золотая медаль).
Компания «ГринПаркМастер» подготовила зрителям сад «Современный взгляд на русский стиль». В нем сочетаются русский стиль и современность. Основу композиции составляет связь упорядоченности геометрических форм и гармонии растительного покрова. Одним их художественных элементов сада стали русские березы, которые олицетворяют образ русской души (серебряная медаль).
Российская школа дизайна «Детали» представила свою концепцию «Сада в деталях»: «Смеем утверждать, что создать красивый сад - задача не менее сложная, чем построить дом и сделать в нем интерьер. Дом и сад существуют как единый ансамбль. Дом открыт природе, а природа становится частью дома - вот наш девиз».
Сад Александра и Екатерины Жуковых «Севастопольский дух» был признан лучшим. Он посвящен стойкости жителей города-героя Севастополя. Весной 2014 года они в очередной раз отстаивали свой город с мужеством и непреклонностью, как и их предки. Севастополец, где бы он ни жил, всегда остается патриотом. Сад выполнен в бело-серой гамме, архитектурные элементы (чайки, валуны) символизируют горы Крыма, вода - Черное море, злаки - степь.
Скульптор из Киева Виктория Чичинадзе как бы не живет в реальном мире: эльфы, гномы, персонажи ирландского фольклора, традиционно изображаемые в виде небольших коренастых человечков. На одну такую скульптуру уходит до месяца работы. Создание формы, отливка, затем шлифовка и покрытие патиной. Пересечь две таможни со своей сказочной армией было не просто. «Я участвую в Moscow Flower Show второй год. Несмотря на все политические перипетии между нашими странами, я посчитала необходимым принять участие в этом замечательном фестивале», - отметила В.Чичинадзе.
В рамках праздника цветов состоялась закрытая вечеринка, изюминкой которой было шоу знаменитого французского парфюмера Франсиса Кюркджяна - «Фонтан запахов».
Еще одна изюминка фестиваля - «Сад ароматов и звуков» с программой «Как пах Бах». В XIX веке парфюмер Пиесс опубликовал свою теорию, в которой сравнивал летучесть природных ароматов и амплитуды звуковых колебаний. Француз проводил аналогию между восприятием запахов и звуков. Пиесс расположил все ароматические вещества по хроматической гамме, в которой хроматические аккорды образовывали приятные букеты. На Moscow Flower Show представлено ароматическое пианино, каждая клавиша которого издает не только звук, но и... определенный запах. Посетители смогли не только насладиться музыкальными творениями эпохи барокко и классицизма, но и в прямом смысле понюхать их. Особую радость и удовольствие получали дети.
Особым мероприятием стала презентация нового сорта розы «Олимпийская». Супруга посла Франции в России мадам Яэль Блик-Рипер сказала: «Создание «Олимпийской» розы - это пример постоянного созидания. Понадобилось 13 лет работы, чтобы создать эту розу. Этот труд был доверен фирме «Мейян» (Meilland International), а двукратная олимпийская чемпионка и обладательница 28 мировых рекордов Елена Исинбаева стала «крестной мамой» розы. Все средства от продаж цветка пойдут в ее фонд. Так же как Олимпийские игры в Сочи восхитили весь мир красотой и великолепием, так и роза «Олимпийская» будет долгое время являться символом сотрудничества между Россией и Францией. Как лотос в Азии, роза - символ любви и красоты».
Программа мероприятий была очень разнообразной: благотворительные лотереи, конкурсы и бизнес-классы, фотовыставки, презентации, церемонии награждения и чаепития, концертная программа и музыкальный вечер в саду, а для маленьких посетителей активно работала детская площадка. Пока мамы наслаждались прекрасными садами, дети учились росписи по дереву, делали открытки из цветов и цветы оригами своими руками, лепили цветы из пластилина, участвовали в шоу с мыльными пузырями и даже приготовили для мам марципановый пирог в форме цветка.
В рамках сессии «Процветающие города» был сделан акцент на целесообразность вовлечения горожан в процесс благоустройства и озеленения города, социальную ответственность каждого за заботу об экологии и эстетике окружающего мира. На примере реализуемой в Англии программы «City in Bloom» участники форума узнали об успешном примере сотрудничества представителей городской власти и рядовых граждан, которые на добровольной основе участвуют в творческом созидании и облагораживании городских территорий.
Арбористика заслуженно заняла особое место в программе. Эта наука, связанная с заботой о деревьях и обслуживанием зеленых насаждений, только зарождается в России. На форуме состоялись обсуждения по развитию арбористики в нашей стране. Почетным спикером стал Марек Сиевняк - Президент европейской ассоциации арбористов (EAC), профессор ландшафтной архитектуры.
Во время фестиваля впервые прошел Международный парковый форум «Зеленые стратегии». Его цель - обмен мнениями между представителями ландшафтной индустрии, построение диалога между профессиональным сообществом, администрацией города и общественностью. Одна из основных задач: обобщение международного опыта ландшафтной индустрии и поиск путей применения и адаптации его в России, выделение основных направлений развития зеленых стратегий в ландшафтной отрасли.