Вопрос может показаться странным, поскольку о новом американском после Джоне Теффте слишком много известно. Да и фигура его в дипломатических кругах памятна по работе советником-посланником в Москве в конце 1990-х. Тем не менее политическая ситуация, в которую попал Джон Теффт, оказавшись в Москве сегодня, возможно, заставит его проявить некие иные качества дипломатии, и его личность раскроется перед нами новыми гранями. Если этого не произойдет, то его миссия может и не состояться.
Теффт - дипломат широкого «диапазона» активности. Будучи в возрасте, он тем не менее принадлежит к новой генерации работников Госдепа, к которой принадлежит и его предшественник г-н Макфол. Данная плеяда дипломатов придерживается доктрины «продвижения демократии» через интенсивную работу с оппозицией и гражданским обществом. Это максимально идеологизированное поколение дипломатов в свое время получило примечательную оценку со стороны бывшего посла США в СССР Дж.Мэтлока. «Трансформация» другой страны - писал Мэтлок, - не должна быть, не может быть задачей дипломатов. Подобная постановка задачи заставляет подозревать в американских дипломатах подрывных агентов - организаторов пятой колонны в любой стране, имеющей разногласия с США».
Другие американские критики называли новый стиль дипломатии США «вильсонизмом в сапогах». Президент США Вудро Вильсон (1913-1921 гг.), как известно, ратовал за мировую «демократическую революцию», а в наше время неоконсерваторы и целый ряд видных демократов придали доктрине Вильсона более силовой, принудительный характер - отсюда и термин.
Однако нынешняя ситуация в России не оставляет простора для «экспорта демократии»: чем сильнее оказывается давление на Россию, тем выше используется инструмент санкций, тем выше рейтинг Президента Путина и недовольство простых россиян политикой Вашингтона. Примечательно, что если на Украине Теффт заявлял, что его главная задача - это добиваться «свободных выборов и реформ», то несколько дней назад на своей странице в Фейсбуке господин посол был весьма сдержан и высказался в традиционных дипломатических рамках как раз в духе Мэтлока. «Как у посла, у меня две основные обязанности: прежде всего я здесь для того, чтобы продвигать, защищать и разъяснять интересы США. Во-вторых, я здесь для того, чтобы помочь моему государству понять цели и перспективы России», - заявил дипломат в российском МИД после вручения верительных грамот.
Неудачный опыт предыдущего посла Макфола в области публичной дипломатии, видимо, также учитывается Теффтом, но суммарно все эти факторы сужают коридор для реализации его имиджа как организатора «цветных революций».
Другой конек господина посла: широко использовать финансовые средства США для осуществления своих целей - тоже вряд ли реализуем в российских условиях, особенно после запрета на деятельность в России Агентства США по международному развитию (USAID). Таким образом, влияние на политические процессы и институты гражданского общества будут неизбежно ограничены с точки зрения финансовой поддержки.
Однако главным ограничителем свободы маневра г-на посла является нынешнее состояние российско-американских отношений - наихудшее со времен холодной войны. Больше того, создается впечатление, что во времена разрядки по крайней мере динамика отношений США и СССР была намного позитивнее: один за другим подписывались важнейшие соглашения, которые составили основу процесса разоружения, открывались новые сферы сотрудничества и диалога.
Резонно предположить, что одной из недекларируемых задач Теффта будет информирование Вашингтона об эффективности вводимых против России санкций со стороны США и ЕС. При этом особый интерес будут вызывать европейские компании, которые продолжают свою деятельность на российском рынке. На эту мысль наводит и новый характер работы американских посольств в европейских столицах.
В недавней беседе с одним из французских бизнесменов, довелось услышать о том, каким образом американские дипломаты пытаются оказать влияние на европейские компании с целью свернуть их бизнес в России. Представителей компаний вызывают в посольство под звездно-полосатым флагом и предупреждают, что в их товарах не должны быть использованы компоненты американского производства и технологий. В противном случае их ждут неприятности. Неприятности могут возникнуть и в случае, если договора заключались в долларовом эквиваленте, для которых используются трансграничные платежные системы. «Такого, - сокрушался мой собеседник, - не было и во времена Советского Союза».
Видимо, новое измерение деятельности американского посла будет состоять в роли смотрящего за поведением своих партнеров - союзников в России не только в политической, но и экономической сфере. Впрочем, новизна подобной ситуации относительна. Достаточно обратиться к некоторым материалам Викиликс, скажем в части переписки американского посла в Риме во время премьерства Берлускони, чтобы увидеть, сколько стараний предпринималось, чтобы удержать Италию от углубляющегося сотрудничества с Россией, в первую очередь в области экономики и энергетики. Кстати, шифротелеграммы самого Теффта, который работал в Италии и странах СНГ, также оставили свой впечатляющий след в расшифровках Викиликса. Лишь незначительная их часть переведена на русский, но, думаю, теперь они скоро станут достоянием российского читателя, учитывая очередное назначение Джона Теффта.
В последнее время американский дипломат запомнился российским телезрителям как активный сторонник, если не сказать - участник Майдана. В частности, в связи с печально известной стрельбой снайперов по живым мишеням. Предваряя объективное расследование, вопреки многим очевидным фактам и руководствуясь исключительно политической интуицией, г-н Теффт в категорическом тоне приписал вышеозначенные действия силовым структурам под руководством Януковича. Этот факт оставил, разумеется, неприятный осадок.
Однако не в российских традициях встречать гостя с неприветливой миной на лице. Поскольку первая часть задачи, как ее сформулировал господин Теффт, заключается в отстаивании интересов США и не вызывает сомнений, то хочется пожелать, чтобы второй пункт его программы - информирование Вашингтона о позиции России, был по усердию и качеству адекватен первому.