Предпосылки евразийской интеграции стран СНГ

Устойчивое развитие стран с рыночной экономикой предполагает формирование интеграционных межгосударственных образований, основанных на взаимоприспособляемых национальных хозяйствах. Объективной предпосылкой этого является наличие Единого экономического пространства (ЕЭП), обеспечиваемого политическими, правовыми, информационными и институциональными мерами1. Как тенденция развития системы международных отношений, интеграционный процесс проходит в своей эволюции определенные этапы. Применительно к евразийской интеграции эти ступени можно рассматривать с точки зрения реализации политических договоренностей руководства стран СНГ.

Осуществление идеи региональной интеграции государств Содружества получило старт после подписания Договора от 30 апреля 1994 года о создании Единого экономического пространства с участием Казахстана, Киргизии и Узбекистана. С 26 марта 1998 года полноправным участником договора стал Таджикистан.

Стабилизационные процессы в экономических системах стран договора позволили разработать соответствующие нацпрограммы социально-экономического развития и определить оптимальный подход в согласовании направлений региональной интеграции в рамках СНГ. Наиболее актуальной стала инициатива Президента Казахстана Н.А.Назарбаева о специальной Программе для экономик Центральной Азии, участником которой являлся и Туркменистан. Исходя из программы, можно выделить две главные цели. Во-первых, дальнейшее укрепление экономических связей между государствами региона. Во-вторых, развитие экономической интеграции центральноазиатских стран с Европой и Азией. Кроме того, программа предполагала следующие приоритетные направления взаимодействия стран СНГ: развитие транспортной инфраструктуры, рациональное использование водно-энергетических ресурсов, привлечение иностранных инвестиций и обеспечение многовариантных путей доставки углеводородного сырья на внешние рынки.

На саммите Центрально-Азиатского сотрудничества (ЦАС) в Душанбе 16 октября 2004 года В.В.Путин подписал Протокол о присоединении России к этой организации. Таким образом, подтверждалось участие России в интеграционном сближении стран региона. Была обозначена ее роль в качестве инвестиционного донора, а также посредника в разрешении конфликтных ситуаций.

На очередном саммите ЦАС в Санкт-Петербурге 6 октября 2005 года уже было принято решение подготовить необходимые документы для создания объединенной организации ЦАС - ЕврАзЭС в связи с предстоящим вступлением в ЕврАзЭС Узбекистана. Это решение означало, что фактически произошло слияние двух состоящих из стран СНГ субрегиональных структур интеграционного типа в одну международную региональную организацию. Главной целью нового института было объявлено всемерное политическое взаимодействие для формирования необходимых условий эффективного внешнеэкономического сотрудничества всех стран-участниц. ЦАС де-факто прекратил свое существование, так как все члены этого объединения вошли в состав ЕврАзЭС.

Таможенный союз СНГ

Создание Таможенного союза знаменует очередной этап в развитии рассматриваемого нами интеграционного процесса. Еще 24 сентября 1993 года всеми государствами-членами был подписан Договор о создании Экономического союза стран СНГ. Данный договор мог быть реализован главным образом путем создания Таможенного союза государств на постсоветском пространстве. Так и произошло. Для развития положений Договора 1993 года был принят ряд соглашений, в том числе важнейшее Соглашение от 20 января 1995 года о Таможенном союзе между Россией и Белоруссией, к которому позже присоединился Казахстан. Именно эти три государства стали локомотивами евразийской интеграции.

Можно констатировать, что в середине 1990-х годов Таможенный союз всех стран СНГ состояться не смог. Все принятые документы, цели и задачи, отраженные в них, не были реализованы. К одной из немаловажных причин такого положения можно отнести субъективный политический фактор - небескорыстное стремление региональных элит обладать всей полнотой власти. Подписывая очередные межгосударственные документы, партнеры не всегда их реализовывали, ревностно и с опаской относясь к интересам соседних государств. Нередко это приводило к тому, что предпочтение отдавали сотрудничеству с внерегиональными игроками.

В тот период преобладал такой тип взаимодействия между странами СНГ, который можно было бы назвать односторонним. Осознавая положение Российской Федерации как крупнейшего государства на постсоветском пространстве, политики других стран-участниц стремились с максимальной выгодой для себя пользоваться российскими ресурсами. Одновременно они демонстрировали нежелание передавать часть своих полномочий наднациональным органам при регулировании в рамках СНГ прежде всего внешнеэкономических процессов. В результате в Содружестве независимых государств вместо развития интеграционного взаимодействия отчетливо наблюдались тенденции экономической дезинтеграции.

В мае 2000 года несостоявшийся Таможенный союз стран СНГ получил новый импульс к практической реализации. Президент России В.В.Путин выступил с инициативой преобразовать Таможенный союз образца 1995 года в новую международную экономическую организацию регионального масштаба - Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Реализация этого предложения знаменовала новый этап развития евразийской интеграции.

Евразийское экономическое сообщество

26 февраля 1999 года, когда Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписывали Договор о Таможенном союзе (ТС) и Едином экономическом пространстве (ЕЭП), эксперты воспринимали его весьма скептически. Основной целью договора было завершение формирования Таможенного союза и правил функционирования Единого экономического пространства для государств-участников. ТС и ЕЭП как последовательные этапы развития международной интеграции были направлены на устранение недоверия, более смелое использование политического и экономического потенциала стран для достижения большего экономического эффекта. Добиться этого предполагалось посредством обеспечения свободного перемещения основных производственных ресурсов, содействия структурной перестройке национальных экономик и проведения согласованной социально-экономической политики. В Договоре 1999 года, в отличие от Договора 1994 года о создании Единого экономического пространства, было больше конкретных предложений. Не устанавливая каких бы то ни было директивных сроков, документ определял этапы последующей интеграции.

На первом этапе предлагалось обеспечить в полном объеме реализацию режима свободной торговли. В частности, необходимо было отказаться от применения тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле, ввести единую систему взимания косвенных налогов, устранить административные, фискальные и иные препятствия, затрудняющие свободное передвижение товаров.

На втором этапе уже необходимо было оформить Таможенный союз, предполагающий создание единой таможенной территории, общего таможенного тарифа, отмену таможенного контроля на внутренних границах, унификацию механизмов регулирования экономики и торговли. Затем следовало перейти к третьему этапу интеграции, сформировав Единое экономическое пространство, предусматривающее проведение общей экономической политики и наличие общего рынка товаров, услуг, труда и капитала. Общая экономическая политика требовала от всех партнеров также унификации национального законодательства, проведения согласованной социальной и научно-технологической политики. Интерес к предложению Президента В.В.Путина проявили главы других государств. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества 10 октября 2000 года был подписан в Астане главами Белоруссии, Казахстана, России, Киргизии и Таджикистана*. (*Ратифицирован всеми государствами-членами и 30 мая 2001 г. вступил в силу.)

ЕврАзЭС стала международным экономическим институтом региональной направленности. Созданная для активизации процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, организация включилась в реализацию других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях. Успешная работа объединения привлекла к нему внимание других стран региона. Учитывая это, государства-участники предусмотрели кроме членства в организации также статус наблюдателя при ЕврАзЭС. Им может быть любое государство или международная (межправительственная) организация. С мая 2002 года такой статус имеют Украина и Молдова, в самом начале 2003 года наблюдателем стала Армения. Такой же статус при организации получили такие международные организации, как Межгосударственный авиационный комитет и Евразийский банк развития. Выступая в качестве влиятельной международной организации, ЕврАзЭС сама приобрела статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН в 2003 году.

Неоднородность состава участников поставила перед объединением задачу формирования внутри себя своеобразных подгрупп. Ключевые договоренности приняли уже в 2005 году на саммите в Казани. Руководствуясь принципом разноскоростной интеграции, было принято политическое решение о создании в рамках ЕврАзЭС реально действующего нового Таможенного союза трех государств (Белоруссии, Казахстана и России). Провели необходимую предварительную работу по формированию договорно-правовой базы этого ТС в рамках ЕврАзЭС. Важно было обеспечить условия, способствующие переходу от первого интеграционного этапа - уже функционирующего режима свободной торговли, ко второму - Таможенному союзу «тройки» как устойчивого ядра, движителя интеграционного процесса. Необходимо было учесть возможность последующего присоединения других участников (Киргизии и Таджикистана) по мере их собственной готовности в политическом и экономико-правовом отношениях. Таким образом, были выполнены основные задачи по созданию необходимых политических, экономических и правовых условий функционирования Единой таможенной территории. Была образована единая система таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, унифицированных нормам таможенного регулирования, а также санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля.

Создание Таможенного союза как основы Единого экономического пространства тремя ведущими государствами СНГ придало мощный импульс для активизации интеграционных процессов на всем постсоветском пространстве, прежде всего в странах СНГ. Одним из актуальных вопросов для ТС стало налаживание торгово-экономических связей с крупными международными игроками. Совместные действия на внешних рынках, проведение экспортно-импортной деятельности по общим правилам были призваны сплотить страны-участницы, способствовать осознанию их элитами выгод совместных действий на мировом рынке. Это побудило государства - члены ТС проявить заинтересованность в расширении географии преференциальных торговых отношений и зон свободной торговли.

Тогда же появились маловероятные прежде проекты долгосрочного межрегионального сотрудничества. Предложение о возможном создании Зоны свободной торговли (ЗСТ) с Новой Зеландией приобрело для «таможенной тройки» важное экономическое и политическое значение. С одной стороны, такой шаг мог укрепить авторитет нового интеграционного объединения на международной арене, а с другой - позволял получить немалую выгоду, дав возможность подключиться к интеграционным процессам в динамично развивающемся Азиатско-Тихоокеанском регионе. В той или иной степени интерес к участию в ЗСТ и ТС проявили также Вьетнам и Мексика. Стали обсуждаться перспективы экономического сотрудничества с государствами - участниками Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР).

Единое экономическое пространство

После завершения формирования единой таможенной территории - основы Таможенного союза - страны ЕврАзЭС (Белоруссия, Россия и Казахстан) приступили к созданию Единого экономического пространства - следующей интеграционной ступени.

О его формировании было объявлено 23 февраля 2003 года в совместном заявлении президентов России, Белоруссии, Казахстана и Украины. Подготовку Соглашения о формировании ЕЭП поручили специально созданному органу ЕЭП - Группе высокого уровня (ГВУ). В задачу этой группы была поставлена разработка организационно-правовых основ формирования ЕЭП и определение перечня дальнейших действий по интеграции экономик вышеперечисленных стран.

На очередном саммите в Ялте 19 сентября 2003 года главы России, Белоруссии, Казахстана и Украины подписали Соглашение о формировании ЕЭП*, (*В апреле 2004 г. Соглашение о формировании ЕЭП было ратифицировано Государственной Думой РФ и парламентами Белоруссии, Казахстана и Украины.) предусматривавшее разработку комплекса основных мер по формированию Единого экономического пространства. В документе было заявлено о поддержке идеи многоуровневой (разноскоростной) интеграции. Каждая из стран получала право самостоятельно определять степень своего участия.

Участники соглашения поставили перед собой конкретные цели. Первоочередная состояла в формировании зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, гармонизации макроэкономической политики, создании условий для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Далее важно было отказаться от применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер. Вместо этого должна была проводиться единая политика в области тарифного и нетарифного регулирования. Были предусмотрены единые правила конкуренции на рынке, унифицированы правила применения субсидий и иных форм государственной поддержки. Остро стоял вопрос о формировании единых принципов регулирования деятельности естественных монополий (в сфере железнодорожного транспорта, магистральных телекоммуникаций, транспортировки электроэнергии, нефти, газа и др.), единой конкурентной политики, обеспечения недискриминационного доступа и равного уровня тарифов на услуги субъектов естественных монополий. Унификации подлежали также принципы разработки и применения технических регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм. Это требовало соответствующей оптимизации национальных законодательств каждой из стран. Довольно сложно шло формирование единой политики в рамках количественных параметров. На втором этапе (с 1 января 2013 г.) предполагалось не допускать годового дефицита госбюджета выше 3% ВВП, госдолга - выше 50% ВВП, а уровня инфляции - выше 5%.

Очевидные выгоды объединения усилий в сфере экономики проявили себя в условиях затяжного мирового финансового кризиса. Это заставило партнеров России по СНГ с большим вниманием отнестись к инициативам по взаимной поддержке. В ходе очередного заседания Совета глав правительств СНГ 18 октября 2011 года восемь государств Содружества (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан и Украина) подписали Договор о Зоне свободной торговли (ЗСТ) в рамках СНГ*. (*Договор был ратифицирован Государственной Думой РФ 20 марта 2012 г.) Документ был призван заменить во многом устаревшее многостороннее Соглашение о ЗСТ от 1994 года и ряд соответствующих двусторонних соглашений о режиме свободной торговли.

Новый договор имеет универсальный характер, основан на нормах ВТО**. (**Из государств - участников СНГ на 1 мая 2012 г. членами ВТО являются Армения, Киргизия, Молдова, Россия и Украина. Со статусом наблюдателя в ВТО - Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан и Узбекистан.)  В соответствии с его положениями созданы условия для уменьшения возможности какой бы то ни было дискриминации в торговле на пространстве СНГ, устранены пробелы в таких вопросах, как применение мер торговой защиты, правил субсидирования, мер технического, санитарного и фитосанитарного регулирования, таможенного администрирования.

В Договоре о ЗСТ в рамках СНГ зафиксировано, что он не препятствует сторонам участвовать в соглашениях о Таможенном союзе, свободной торговле и приграничной торговле в соответствии с правилами ВТО. При этом договор содержит положения, позволяющие сторонам и государствам - членам Таможенного союза принимать меры по защите внутреннего рынка в случае возникновения ущерба, вызванного либерализацией торгового режима любой из сторон договора с третьей стороной.

В целом интеграционные процессы на евразийском пространстве основываются на нормах и принципах ВТО. Исходя из различий в условиях присоединения стран СНГ к ВТО, в том числе и членов ТС ЕврАзЭС, возникла необходимость принять позицию одного из государств в качестве базовой. Можно предположить, что в качестве таковой целесообразно было бы принять позицию Российской Федерации. С одной стороны, она является ключевым государством ТС, а с другой - Россия прошла большой путь переговоров с ВТО, накопила значительный опыт в отстаивании своих экономических интересов. После присоединения России к ВТО другие участники ТС ЕврАзЭС - Казахстан и Белоруссия - смогли сформировать свою переговорную позицию по присоединению к этой организации, учитывая свое членство в ТС и взяв за основу официально закрепленные условия российского участия в ВТО. Соответственно, дальнейшее развитие экономико-правовой базы ТС и ЕЭП, как минимум, не будет противоречить нормам ВТО.

Евразийская экономическая комиссия

В целях обеспечения дальнейшего развития Таможенного союза и Единого экономического пространства 2 февраля 2012 года приступила к работе Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), став преемницей Комиссии Таможенного союза (прекратила существование 1 июля 2012 г.). Комиссия является постоянно действующим наднациональным органом: Россия, Белоруссия и Казахстан передали ЕЭК часть своих государственных полномочий в сфере внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с Договором о ЕЭК от 18 ноября 2011 года Межгосударственный совет ЕврАзЭС (высший орган Таможенного союза) был преобразован в Высший Евразийский экономический совет, который в результате стал высшим органом и для таких интеграционных объединений в рамках ЕврАзЭС, как Таможенный союз и Единое экономическое пространство Белоруссии, Казахстана и России.

Согласно договоренностям на высшем уровне, Россия, Белоруссия и Казахстан должны завершить к 1 января 2015 года кодификацию международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства*. (*В связи с тем, что Россия - член ВТО, «тройке» понадобится длительное время на решение проблем с состыковкой их нормативной базы, в частности таможенных тарифов (придется менять около 30%).)

Это стало прочной основой для перехода к более высокой ступени интеграции - Евразийскому экономическому союзу. Евразийская интеграция должна стать понятным, привлекательным межгосударственным проектом, системная реализация которого не зависит от текущей политической и экономической конъюнктуры. Он базируется на согласованных действиях в ключевых институциональных областях: в макроэкономике, обеспечении правил конкуренции, сфере технических регламентов и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, тарифов естественных монополий, а затем - и на единой визовой и миграционной политике, что позволяет снять пограничный контроль на внутренних границах. В реализации вышеуказанных направлений сотрудничества может быть использован опыт Шенгенских соглашений.

Возникают новые, более благоприятные условия для наращивания приграничного сотрудничества. Именно приграничное взаимодействие как элемент интеграционного сближения и наглядного проявления взаимозависимости в последние годы получило существенное развитие.

Снятие миграционных, пограничных и прочих барьеров, а также «трудовых квот» будет означать возможность для граждан всех стран реализуемого соглашения без всяких ограничений выбирать, где жить, получать образование, трудиться. Участники нового интеграционного проекта избавляются от излишних проверок на таможенных постах и могут увеличить объем беспошлинно ввозимых товаров для личного потребления.

Отдельно стоит отметить позитивные возможности для бизнеса и предпринимателей. Компании в любой стране ЕЭП фактически будут пользоваться всеми преимуществами отечественного производителя, включая доступ к госзаказам и контрактам. В этой связи важен фактор своего рода «борьбы» государств за предпринимателей, поскольку каждый российский, казахстанский, белорусский бизнесмен получает право выбирать, в какой из трех стран ему регистрировать свою фирму, где вести дела, где заниматься таможенным оформлением грузов, представлять отчетность и т. д. Для национальных администраций серьезным стимулом становится необходимость заниматься совершенствованием административных процедур, рыночных институтов, улучшением делового и инвестиционного климата.

В новом объединенном рынке будут действовать единые стандарты и требования к товарам и услугам, причем в большинстве случаев унифицированные с европейскими. Это важно, поскольку в настоящее время осуществляется переход на современные технические регламенты и согласованная политика позволит России, Белоруссии и Казахстану избежать технологических разрывов. Иными словами, постепенно создаются благоприятные условия для усовершенствования нормативно-правовой базы в соответствии с международной практикой. Они обеспечат создание качественного единого правового пространства на территории ТС и ЕЭП. Кодификация правовой базы ТС и ЕЭП прямо соответствует интересам бизнеса, так как упрощает предпринимательскую деятельность и способствует повышению конкурентоспособности.

Евразийский экономический союз

18 ноября 2011 года в Москве президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали Декларацию о евразийской экономической интеграции - «Дорожную карту» интеграционного процесса, конечной целью которого было создание с 1 января 2015 года мощного наднационального экономического объединения - Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на основе законодательной базы ЕврАзЭС, ТС и ЕЭП. ЕАЭС нацелен на переход к более тесной координации в экономической и валютной политике.

Вступление в Евразийский экономический союз подразумевает применение к государствам-членам ряда условий. Среди них - единые тарифы, единые технические регламенты, гармонизация трудового и миграционного законодательства, объединение воедино банковской системы, введение единой валюты. Помимо чисто экономических задач актуализируется необходимость укрепления внешних границ ЕЭП.

Продвигаясь по пути интеграции, страны - члены ТС опираются на анализ и учет опыта других интеграционных объединений. Так, например, особенно полезными с этой точки зрения могут быть уроки интеграции в ЕС.

Правильное сочетание многих уже имеющихся положительных факторов позволит Союзу быть конкурентоспособным в индустриально-технологическом реформировании, в борьбе за инвесторов, обеспечит создание современных производств, а значит, и новых рабочих мест. Запланировано и введение единой платежной системы, а в перспективе - и единой валюты. Можно предположить, что в случае успеха евразийской интеграции со временем встанет вопрос о желании других государств присоединиться. Политическое решение уже приняли Армения и Киргизия, а вскоре, возможно, будет принято Таджикистаном.

Во время переговоров и работы экспертов над договором о создании ЕАЭС выявились некоторые разногласия, в особенности с Казахстаном, а также с Белоруссией. Партнеры России выступили за образование на первоначальном этапе некой переходной структуры - «наследницы» ЕврАзЭС, обладающей правосубъектностью. Белорусская сторона предлагала называть ее Евразийским единым экономическим пространством (ЕАЕЭП), а казахская - Организацией Договора о Евразийской экономической комиссии (ОДЕЭК). По мнению российской стороны, создавать «промежуточную» структуру до момента учреждения ЕАЭС, то есть до 1 января 2015 года, было нецелесообразно. Москва предлагала создать ЕАЭС сразу, без переходного периода.

Результатом стало подписание президентами России, Казахстана и Белоруссии 29 мая года договора о создании на базе Таможенного союза ЕврАзЭС и ЕЭП Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Присутствовавшие на подписании договора высшие руководители Армении и Киргизии подтвердили ранее принятые решения о вступлении в состав ЕАЭС, причем Армения обозначила желательные сроки подготовки и подписания всех необходимых документов до середины июля, а Киргизия - до конца текущего года.

ЕАЭС, выводящий интеграционный процесс государств СНГ на качественно новый уровень, имеет высокий политический и социально-экономический потенциал. Это мировой лидер по общей территории. Союз занимает восьмое место в мире по численности населения, шестое - по экономическим позициям в мировом ВВП, пятое - по мировым запасам газа. На его страны приходится 15% мировой добычи нефти. Как отметил Президент России В.В.Путин, географическое положение позволяет создать транспортные, логистические маршруты не только регионального, но и глобального значения, завязать на себя масштабные товарные потоки Европы и Азии.

Подписанный договор вступит в силу с 1 января 2015 года. В полной мере он начнет функционировать в 2025 году. Торгово-экономический режим останется прежним, основанным на договорно-правовой базе ТС и ЕЭП, которая, в свою очередь, соответствует всем правилам и нормам ВТО. Останутся прежними и доли распределения доходов между странами от пошлин на товары, ввозимые в ЕАЭС, в зависимости от их суммарного объема. Удалось обойтись без исключения из сферы ЕАЭС некоторых важнейших направлений экономического взаимодействия. Концептуально в сферу регулирования ЕАЭС органично вписаны рынки нефти, газа и электроэнергии.

Таким образом, эволюция интеграции на постсоветском пространстве проходит последовательные этапы - от зоны свободной торговли (ЗСТ) к Таможенному союзу (ТС), Единому экономическому пространству (ЕЭП) и теперь - к ЕАЭС.

Государства - участники ЕАЭС продолжают интеграционное взаимодействие на качественно новом уровне, с опорой на гарантированную странами свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы внутри ЕАЭС, а также согласованную политику в области промышленности, транспорта, энергетики и сельского хозяйства.

Экономический союз - как новая ступень интеграции - привлекателен и для других зарубежных стран. Кроме уже запланированного вступления в ЕАЭС Армении и Киргизии, свое намерение о той или иной форме участия выразили Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Таджикистан. Ведутся переговоры о создании зоны свободной торговли с Вьетнамом. Аналогичные намерения высказали партнеры из Южной Америки и Индии.

 

 

 1См.: Мантусов В.Б., Бельянинов А.Ю. Содружество Независимых Государств: политические и экономико-правовые аспекты интеграции. М.: Восток-Запад, 2011. С. 5.