7 сентября 2014 года исполнилось 70 лет со дня образования в Министерстве иностранных дел (тогда - Наркомате иностранных дел СССР) Экономического отдела - специализированного подразделения, задачей которого являлась проработка государственных вопросов экономического характера, имеющих международное значение. Первым начальником Экономического отдела НКИД СССР был назначен Владимир Сергеевич Геращенко.

Примечательно само время создания экономической службы внешнеполитического ведомства. Еще не окончилась Вторая мировая война, однако уже нужно было думать о послевоенном устройстве Европы, в том числе о международных аспектах ликвидации экономических и социальных последствий военных действий. Однако стратегическое видение руководства советской дипломатии подтвердилось особенно в послевоенный период, в условиях возрастающего значения экономических связей в системе международных отношений и усиления роли экономической составляющей во внешней политике ведущих государств мира, включая СССР.

Вскоре после завершения войны значительное место в работе отдела заняла экономическая проблематика в ООН, Международного банка реконструкции и развития, Международного валютного фонда, Администрации помощи и восстановления ООН на территории Украины, Белоруссии и других разоренных войной регионов. Отдел участвовал в  подготовке мирных договоров с Италией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Финляндией; занимался экономическими аспектами развития союзнических зон оккупации, проблемами декартелизации и демилитаризации промышленности Германии, репарации, выработкой позиции СССР в связи с расчетами по ленд-лизу. Проводилась работа по подготовке аналитических материалов, относящихся к доктрине Трумэна, планам Маршалла и Шумана, деятельности Европейского объединения угля и стали и Европейского экономического сообщества. В дальнейшем к функциям отдела добавились вопросы создания в 1949 году Совета экономической взаимопомощи, деятельности Постоянного представителя СССР в СЭВ.

В 1956 году была проведена структурная реорганизация экономической службы министерства. Экономический отдел был упразднен, а из Отдела по делам ООН был выделен Отдел (впоследствии - Управление) международных экономических организаций (ОМЭО). Основная тематика нового подразделения охватывала экономические и социальные вопросы работы секций Генеральной Ассамблеи ООН и ее главных комитетов, участие СССР в деятельности ЭКОСОС, в региональных комиссиях ООН. Готовились позиционные материалы для советских делегаций в таких специализированных учреждениях ООН, как ЮНЕСКО, МАГАТЭ, ВОЗ, МОТ, Международный союз электросвязи, ЮНИСЕФ, Всемирная метеорологическая организация, Международная организация гражданской авиации и др. ОМЭО начал отслеживать экономические и социальные вопросы деятельности международных неправительственных и общественных организаций - Межпарламентского союза, Международного кооперативного альянса, Всемирной федерации профсоюзов, Лиги обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Весьма ответственным участком работы стала подготовка материалов по социально-экономическим вопросам  советско-американских отношений, в частности к переговорам на высшем уровне в 1961 году.

В начале 1960-х годов после распада мировой колониальной системы появилось большое число развивающихся стран, с которыми  предстояло по-новому выстраивать экономическое и научно-техническое сотрудничество, а также развивать взаимодействие в рамках международных экономических организаций. И здесь вклад ОМЭО оказался востребованным.

Существенно возросло значение экономической службы МИД во второй половине 1980-х годов. В этот период в стране происходили бурные перемены - отмена государственной монополии внешней торговли, выход отечественных производителей на внешние рынки. Предпринимались попытки приспособить к новым условиям деятельность СЭВ. Затем необходимо было решать имущественные и финансовые проблемы, связанные с прекращением деятельности СЭВ, выводом войск из стран Центральной и Восточной Европы и Монголии, переоформлением на Россию членства СССР в международных финансовых организациях, урегулированием внешних долгов бывшего СССР и его финансовых требований и т. д.

Россия стала подключаться к деятельности «Группы семи». Под броским лозунгом о необходимости обеспечения «рентабельности внешней политики» фактически шел пересмотр всей концепции отношений со странами третьего мира. Одновременно ставились задачи  по защите  внешнеэкономических интересов страны и смягчению трудностей рыночных реформ. Все это потребовало от дипломатов-экономистов не только осмысления процессов, происходящих в стране и вокруг нее, но и поиска новых, в ряде случаев нестандартных решений.

В апреле 1993 года было сформировано новое структурное подразделение - Департамент экономического сотрудничества. Департамент активно включился в работу по интеграции России в глобальную экономику, обеспечению полноправного участия страны в международных финансово-экономических организациях, формированию справедливой глобальной финансовой системы и равноправных условий многосторонней торговли, диверсификации российского присутствия на мировых рынках путем расширения географии внешнеэкономических связей и совершенствования их структуры.

В «недрах» департамента разрабатывались концепции вступления России в АТЭС и Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), развития торгово-экономического диалога России с ЕС, совместно с коллегами из министерств «экономического блока» велась разработка условий присоединения России к ВТО. Разрабатывалась экономическая проблематика ряда региональных структур - Черноморского экономического сотрудничества, Совета государств Балтийского моря, Совета Баренцева/Евроарктического региона и т. д.

В последующем сфера деятельности ДЭС стала еще более объемной. Он подключился к тематике привлечения иностранных инвестиций, поддержке национальных производителей на внешних рынках. ДЭС начал уделять возрастающее внимание положению в отдельных отраслях мировой экономики, международному сотрудничеству в сферах энергетики и транспорта.

В настоящее время в ДЭС сосредоточен основной объем экономической работы по линии МИД. В качестве головного исполнителя департамент «покрывает» широкий спектр экономической проблематики. Его «досье» включает разнообразные вопросы международных экономических отношений и многосторонней экономической дипломатии, торгово-экономической политики, экономической безопасности, энергетического и отраслевого сотрудничества, поддержки бизнеса, участия в международных и региональных экономических и финансовых организациях и т. д.

Деятельность департамента нацелена на создание новых механизмов взаимодействия и использование передового технологического зарубежного опыта в целях модернизации страны. При этом тематика день ото дня расширяется: жизнь постоянно ставит новые задачи и проблемы, которые приходится решать, что называется, «с нуля и на ходу», начиная от работы в рамках ВТО, деятельности международных рейтинговых агентств и платежных систем, использования национальной валюты во внешнеторговых расчетах до формирования пулов валютных резервов БРИКС и новых банков развития (БРИКС и ШОС) и т. п.

Важным направлением нашей работы является институциональное совершенствование внешнеэкономических связей. В качестве его ключевого элемента рассматриваем необходимость укрепления межведомственной координации при осуществлении внешнеэкономического сотрудничества. Совместно с Минэкономразвития России ведем работу по модернизации системы поддержки национального экспорта, реализации концепции придания «нового облика» российским торговым представительствам за рубежом.

Новые акценты в деятельности департамента связаны с присоединением России к ВТО в 2012 году после многолетних и сложных переговоров. Сегодня мы находимся в процессе «врастания» в ВТО, полноформатно участвуем в комитетах и рабочих группах Организации, накапливаем знания и опыт в области защиты национальных экономических интересов в системе многостороннего торгового регулирования. При этом уделяем внимание как содержательному, так и институциональному компоненту нашего участия в деятельности Организации - в июне 2014 года начало полноценно функционировать Постоянное представительство России при ВТО.

Определенные позитивные итоги уже есть. В 2013 году Россия успешно дебютировала на 9-й Министерской конференции ВТО на острове Бали, где  способствовала достижению консенсуса между развитыми и развивающимися участниками при согласовании элементов итогового пакета договоренностей, в том числе отдельных положений Соглашения об упрощении процедур торговли и сельскохозяйственного досье.

Результат Министерской конференции продемонстрировал возможность достижения компромисса по наиболее спорным торгово-политическим моментам, а ее в целом успешное завершение укрепило пошатнувшееся доверие к ВТО. Вместе с тем именно прогресс на переговорах по постбалийской повестке будет определять перспективы сохранения за Организацией центрального места в системе многостороннего торгового регулирования. ВТО еще не вышла из охватившего ее системного кризиса, и только грамотное, дальновидное поведение всех без исключения ее участников позволит ей вновь обрести былое влияние.

Особую актуальность в контексте отстаивания национальных экономических интересов приобретает работа на одном из важнейших направлений ВТО - в Органе по разрешению споров, механизм которого позволяет требовать соблюдения законных прав российских экономических операторов на внешних рынках. При необходимости данный инструмент может быть использован и в отношении некоторых стран, пытающихся разговаривать с нами на языке санкций. Конечно, мы всячески стремимся избежать политизации деятельности ВТО, принимая во внимание специфику Организации. Со своей стороны не хотим создавать ненужный прецедент и внимательно анализируем поступающие в этой связи сигналы из Женевы. Приоритетное внимание уделяется последовательному и неконфронтационному отстаиванию наших торговых интересов. Однако в случае сохранения практики односторонних ограничений в отношении российского бизнеса всегда существует возможность адекватного ответа на площадке ВТО. 

Проблемы мировой торговой системы усугубляются стремлением ряда западных стран размыть правовую базу ВТО, лишить ее статуса универсальной площадки, на которой разрабатываются обязательные для всех нормы и правила торговой политики. Вместо этого некоторые участники идут по пути углубления региональной интеграции и ее перевода в трансрегиональные формы. Таковыми являются проекты по созданию Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства между США и ЕС, а также Транстихоокеанского партнерства с участием США, Японии, Австралии, Новой Зеландии и ряда стран Юго-Восточной Азии. Россия, наряду с целым рядом развивающихся экономик, не участвует в этих экономических инициативах, однако внимательно следит за ходом переговорного процесса. В своей практической деятельности исходим из того, что многосторонняя торговая система является для нашей страны безусловной фундаментальной основой мировой торговли товарами и услугами, а универсальные правила и принципы международной торговли должны вырабатываться исключительно под эгидой ВТО с участием всех заинтересованных сторон. Только таким образом можно обеспечить и сохранить их безусловную легитимность.

Приоритетность правовой базы ВТО применяется при формировании евразийской экономической интеграции и обсуждении проектов преференциальных торговых соглашений. В настоящее время страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) ведут переговоры о создании зоны свободной торговли с Европейской ассоциацией свободной торговли и Вьетнамом (первый трек временно заморожен по инициативе наших партнеров). Особое внимание также уделяем присоединению к ВТО Белоруссии и Казахстана - полноправных участников ЕАЭС, которые фактически уже применяют правила Организации при реализации торгово-политического курса.

В шкале приоритетов деятельности экономической службы МИД России достойное место отводится энергетической дипломатии. В энергетическом секторе  формируется свыше 50% доходов государственного бюджета страны, и это обстоятельство делает защиту интересов российских энергетических компаний одной из главных задач экономической работы МИД.

Работу на энергетическом треке можно условно разделить на две главные составляющие. Во-первых, наше содействие сосредоточено на вопросах участия России в отраслевых международных организациях и объединениях, где наша страна является полноправной участницей (Форум стран - экспортеров газа, Международный энергетический форум, Мировой газовый союз, Мировой энергетический совет). При этом должное внимание уделяется контактам с ОПЕК, Международным энергетическим агентством, Международным агентством по возобновляемой энергии, Энергетическим сообществом и другими специализированными агентствами.

Основой нашего тесного взаимодействия с профильными энергетическими организациями является общее понимание неделимости международной энергетической безопасности. При этом должны учитываться интересы России и других стран - производителей энергоресурсов, в том числе в вопросах свободного, равного и недискриминационного доступа к рынкам сбыта. Знаковым событием в этом плане стал проведенный 1 июля 2013 года в Москве 2-й саммит Форума стран - экспортеров газа, по итогам которого была принята совместная декларация, подтверждающая неоспоримую роль долгосрочных контрактов в финансировании крупномасштабных газовых проектов.

Кроме того, приоритетное значение в своей деятельности мы придаем политико-дипломатическому сопровождению крупных экспортно-ориентированных проектов, реализуемых с участием российских компаний. Значительные усилия были приложены для успешной реализации проекта «Северный поток», который соединил газовые сети Германии и других стран ЕС с Единой системой газоснабжения России. Проект существенно снизил транзитные риски и их воздействие на российские поставки энергоносителей в европейские страны и в целом способствовал укреплению энергетической безопасности Европы. 

Сейчас на переднем плане находится проект строительства газотранспортной системы «Южный поток», призванный еще больше диверсифицировать маршруты транспортировки «голубого» топлива в страны Евросоюза, прежде всего Юго-Восточной Европы. Кризисная ситуация с транзитом газа через Украину только подтверждает актуальность наших инициатив по налаживанию прямых маршрутов доставки энергоресурсов странам-потребителям. Все необходимые предпосылки для запуска проекта созданы. К настоящему времени подписаны межправительственные соглашения со странами - участницами «Южного потока». Они подкреплены соответствующими договоренностями и обязательствами на корпоративном уровне. Несмотря на противодействие со стороны ряда западных стран, расширяется круг сторонников «Южного потока».

В нашей ежедневной работе занимаемся и регулятивными вопросами. Имею в виду «Третий энергетический пакет» ЕС, представляющий собой ряд нормативно-правовых актов, которые определяют новые «правила игры» на газовом и электроэнергетическом рынках государств Евросоюза.

Как известно, основным положением «пакета» является требование об отделении транспортной составляющей от добычи газа по трем возможным вариантам, вплоть до принудительного разделения собственности вертикально-интегрированных компаний. «Третий энергопакет» подается Брюсселем и нашими партнерами в Европе как важный элемент совершенствования антимонопольного законодательства. Однако на практике применение новых положений увеличивает системные риски для российского бизнеса в Европе. Так, наиболее жесткий сценарий его применения, выбранный правительствами некоторых Прибалтийских государств, означает принуждение наших вертикально-интегрированных компаний продать свои активы в газотранспортных сетях.

С этой целью мы ставим вопрос о предоставлении изъятий из «Третьего энергетического пакета» ЕС в отношении магистральных газопроводов, соединяющих Россию с европейским рынком и играющих важную роль в обеспечении энергобезопасности Европы.

Основной составляющей валютно-финансового досье является анализ текущего состояния и прогнозов развития глобальных финансов в посткризисных условиях, а также принимаемых мировым сообществом антикризисных мер. Особое внимание уделяется реформе управления МВФ и Всемирного банка под эгидой «Группы двадцати», актуальность чего определяется необходимостью нивелирования негативных последствий кризиса 2008 года для международной финансовой системы и кардинального реформирования ее ключевых элементов. Однако практическая реализация достигнутых в рамках «двадцатки» договоренностей блокируется стойким нежеланием Вашингтона сдавать позиции в глобальных наднациональных структурах финансового управления в пользу динамично развивающихся стран.

Кроме традиционных тем, касающихся сотрудничества России с МВФ, Всемирным банком, ЕБРР, МИБ/МБЭС, появились новые направления деятельности. Это касается усилий по формированию и содержательному наполнению финансовой составляющей формата БРИКС, проработке условий по присоединению к действующим региональным банкам развития (АзБР, МАБР и т. д.) и участию в создании новых многосторонних институтов развития (ЕАБР, Банк развития ШОС).

Вызовами последнего времени стали действия американских властей по экстерриториальному применению своего законодательства (в частности, о налогообложении иностранных счетов) и минимизация последствий таких шагов для российской банковской системы, финансовые санкции Запада в отношении России в связи с кризисом на Украине.  Задачи сохранения объема российского кредитного портфеля в Европейском банке реконструкции и развития наталкиваются на политизированные подходы наших западных партнеров, чреватые негативными последствиями для самого банка.

Экспертный потенциал ДЭС также активно вовлечен в усилия по созданию Международного финансового центра (МФЦ) в Москве и формированию на базе Международного инвестиционного банка (МИБ) эффективного многостороннего института развития с преимущественным участием России и со штаб-квартирой в Москве.

После вступления в ВТО главные усилия по интеграции России в глобальную экономическую систему и ее ключевые институты были направлены на присоединение к Организации экономического сотрудничества и развития. На протяжении 20 лет Россия не только использует общепризнанный экспертно-аналитический потенциал Организации для проведения комплексных социально-экономических преобразований, но и содействует выработке общих подходов к решению актуальных проблем развития в рамках реализации глобальной повестки дня.

Переговоры о вступлении нашей страны в ОЭСР перешли в активную стадию в 2007 году. В 2012 году Россия присоединилась к антикоррупционной конвенции ОЭСР, а с 2013 года стала полноправным членом Агентства по ядерной энергии ОЭСР. К началу 2014 года семь (из 22) комитетов и рабочих групп Организации вынесли положительное заключение о соответствии российского законодательства и правоприменительной практики стандартам ОЭСР. Работа на остальных направлениях продвигалась в целом поступательно, и мы существенно приблизились к достижению конечной цели. Однако в марте 2014 года по инициативе ряда стран-членов Совет ОЭСР принял «волевое» решение о временной приостановке переговоров с Россией в связи с событиями на Украине. С этого момента проблематика «российского вступительного досье» Организацией не рассматривается. Дальнейший формат взаимодействия с ОЭСР будет зависеть от готовности Секретариата ОЭСР и стран-членов отказаться от политизации переговоров и вернуться в нормальное рабочее русло. При этом наш стратегический курс на вступление в ОЭСР остается неизменным, а работа российских экспертов в различных комитетах Организации, не связанная с процессом нашего вступления, продолжается. Мы не намерены прекращать и соответствующую внутреннюю работу.

Важным аспектом нашей работы является Организация Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). С момента ее создания при участии России в 1992 году МИД является головным ведомством, обеспечивающим российское участие в этой динамичной международной региональной экономической организации, объединяющей  на сегодня 12 государств Черноморского региона, тогда как еще 19 стран и 13 международных организаций являются в ней наблюдателями или партнерами.

По инициативе и при активном участии России в рамках ОЧЭС разрабатывается целый ряд перспективных проектов, в частности строительство вокруг Черного моря автомобильной магистрали с выходом на трансъевропейские автотрассы, формирование регионального энергетического рынка и создание Черноморского регионального электроэнергетического кольца. С активным привлечением российских экспертов из других федеральных ведомств развиваются и такие значимые направления, как сотрудничество в области реагирования на чрезвычайные ситуации (при содействии ДЭС реализуется план по интегрированию Российско-сербского гуманитарного центра в городе Ниш в структуру Организации), борьба с оргпреступностью (контрабандой вооружений, торговлей людьми), здравоохранение (прорабатывается участие России в соглашениях о санитарной охране территорий и общих стандартах качества фармпродукции).

Финансирование проектов в регионе осуществляется во многом за счет Черноморского банка торговли и развития - международной финансовой организации, созданной на средства причерноморских стран для того, чтобы содействовать их экономическому развитию. Россия, являясь одним из ведущих акционеров этого банка, таким образом, активно кредитовала более 200 проектов в странах-акционерах, представленных прежде всего в сфере малого и среднего бизнеса.

Работа ОЧЭС находится в фокусе внимания лидеров причерноморских стран. Руководители государств и правительств встречаются на регулярной основе для обсуждения вопросов регионального сотрудничества, последовательно высказываясь за углубление многопланового взаимодействия в регионе. Они в целом поддержали принципиальную позицию российской делегации, направленную против недавних попыток Киева политизировать  ОЧЭС и использовать ее для продавливания своих подходов к ситуации вокруг Украины.

В первой половине 2016 года Россия вновь возглавит ОЧЭС. Но уже сейчас начата работа по подготовке российского председательства,  его практическому наполнению, направленная на то, чтобы максимально использовать в интересах России открывающиеся возможности. Уверены, что российское председательство будет способствовать дальнейшему укреплению ОЧЭС и созданию благоприятных условий для превращения Черноморского региона в зону стабильности и процветания в интересах причерноморских стран и народов.

Особое внимание в работе ДЭС уделяется решению разноплановых задач, связанных с ежегодным проведением во взаимодействии с другими заинтересованными ведомствами Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), значение которого как авторитетной диалоговой площадки для обсуждения актуальных проблем мировой экономики в последние годы существенно возросло. Департамент играет также активную роль и в деле организации российского участия в ежегодных сессиях Всемирного экономического форума в Давосе, Форуме Кран-Монтана и ряде других подобных мероприятий.

Департамент анализирует новые вызовы в мировой экономике и вырабатывает рекомендации применительно к защите и продвижению национальных интересов. Современные мировые тенденции, связанные с перестройкой системы глобального экономического управления, и активное участие в этих процессах России вместе с нашими партнерами по БРИКС создают новое «окно возможностей» для российской экономической дипломатии. В настоящее время актуальной задачей является диверсификация торгово-экономических связей, выход на новые рынки товаров и капиталов. Наиболее эффективную практическую отдачу в этом отношении могут дать новые форматы сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Имеются хорошие перспективы взаимодействия с партнерами по линии ШОС и БРИКС. В частности, в ходе состоявшегося 15-16 июля 2014 года в Бразилии саммита БРИКС российская сторона представила «Дорожную карту» инвестиционного сотрудничества, в рамках которой предусмотрена реализация 37 проектов в различных областях - от высоких технологий до гуманитарной сферы.

В ДЭС постоянно расширяется и обновляется инструментарий экономической работы, меняются и переосмысливаются сложившиеся подходы к информационному обеспечению и дипломатической поддержке  российского бизнеса за рубежом. Конкретные направления деятельности ДЭС по созданию и поддержанию привлекательного инвестиционного имиджа России включают в себя участие в совершенствовании нормативно-правовой базы, сопровождение значимых инвестиционных проектов отечественного бизнеса за рубежом, презентации субъектов Федерации на площадке Пресс-центра МИД и в российских загранпредствительствах, инициативное участие в деятельности двусторонних межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, содействие в организации ярмарочно-выставочных мероприятий в России и за рубежом, обеспечение регулярных публикаций в печатных и электронных СМИ информационно-аналитических материалов.

В нашей стране в последнее время уделяется повышенное внимание конструктивному взаимодействию с бизнесом. При этом ДЭС выступает в качестве одного из инструментов диалога государства и предпринимательского сообщества во внешнеполитическом контексте. В качестве примера можно привести по-настоящему партнерские отношения МИД и РСПП. Вот уже более десяти лет между нами действует двустороннее соглашение о сотрудничестве. Соглашения о сотрудничестве  также заключены МИД России с ТПП России, «Деловой Россией», «ОПОРОЙ России», Ассоциацией российских банков, Союзом нефтегазопромышленников, Московской международной бизнес-ассоциацией, Союзом машиностроителей России, Внешэкономбанком, «Роснано», ОАО «РЖД», компаниями «Лукойл», «Норникель». Регулярные контакты позволяют согласовывать подходы к актуальным проблемам, выходить на наиболее оптимальные формы взаимодействия. Существенный вклад в повышение эффективности взаимодействия МИД с российским бизнесом вносит Деловой совет при министре иностранных дел, образованный в  мае 2006 года. Участие в работе Совета руководителей ключевых предпринимательских ассоциаций России, а также глав крупнейших отечественных компаний позволяет теснее координировать  усилия по продвижению политических и экономических интересов России,  мобилизовывать потенциал отечественного бизнеса для решения важнейших внешнеполитических задач.

В заключение следует отметить, что по мере расширения участия и укрепления позиций России в мирохозяйственных процессах экономическая составляющая российской внешней политики становится все более весомой, а реалии международного развития выдвигают все новые требования. В концентрированной форме суть деятельности экономической службы МИД отражена в Указе Президента России «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» от 7 мая 2012 года, а также в обновленной Концепции внешней политики Российской Федерации, четко ориентирующих российскую дипломатию на обеспечение благоприятных внешних условий для поступательного развития страны, комплексной модернизации и инновационного реформирования национальной экономики, повышения качества жизни граждан, защиты и продвижения интересов отечественного бизнеса за рубежом.