Глобализация - многогранное явление. Она охватывает политическую, экономическую, информационную, образовательную и другие сферы человеческой деятельности. Сегодня по многим аспектам глобализации сформировалось достаточно полное научное представление, но есть те стороны, которые требуют системного осмысления. К одной из них возможно отнести ядерную сферу, в рамках которой может сформироваться угроза существованию человечества на Земле.
С момента появления ядерного оружия и первых атомных электростанций прошло немало времени. За этот период значительно возросло число ядерных стран, увеличилось количество государств, обладающих предприятиями ядерной промышленности и атомной энергетики. На первых порах работа по освоению ядерной энергии в мирных и военных целях велась под национальными флагами. Страны независимо друг от друга создавали и наращивали военный ядерный потенциал, строили атомные электростанции, оснащали корабли и подводные лодки атомными силовыми установками. Все это делалось в интересах обеспечения военной безопасности государства, а также экономического развития страны. С позиций сегодняшнего дня начальный период освоения атомной энергии можно охарактеризовать как становление и развитие мира с ядерным оружием и технологиями, в котором не было ярко выраженных признаков системы.
Шли годы, и между государствами постепенно начали формироваться и укрепляться специфические ядерные связи. Во-первых, действия, направленные на изменение состояния ядерных сил одного государства, вынуждали другие государства активно противодействовать этому за счет изменения состояния и возможностей своих ядерных сил. Данное обстоятельство стало одной из причин появления гонки ядерных вооружений. Это привело к пониманию, что мир с ядерным оружием пронизан двусторонними и многосторонними ядерными связями, которые прочно объединили страны между собой, сделав их ядернозависимыми.
Осознание же возможных последствий ядерной войны стало основой заключения международных договоров и соглашений в области сокращения и ограничения ядерных вооружений, что привело к формированию договорных ядерных связей, ограничивающих свободу действий государств в ядерной сфере и усиливающих их зависимость друг от друга.
Во-вторых, аварии на предприятиях атомной промышленности, гибель атомных подводных лодок, опасность случайных запусков боевых ракет и захвата ядерного оружия террористическими организациями заставили страны консолидировать свои усилия по недопущению подобных событий. В результате возникли взаимные обязательства и взаимопомощь при разрешении ядерных проблем.
Рост количества случаев проявлений международного терроризма привел к осознанию высокого риска проявлений ядерного терроризма и шантажа. Это вынуждает государства и международные организации консолидировать свои усилия в противостоянии этой угрозе за счет закрепления взаимных обязательств.
В-третьих, постоянно растет технологическая зависимость государств в области атомной энергетики. Одни страны становятся поставщиками оборудования и топлива для атомных электростанций (АЭС), другие - лишь их потребителями, а третьи - переработчиками радиоактивных отходов с АЭС. Консолидированная деятельность государств и международная дифференциация труда в атомном энергетическом секторе усиливают технологическую ядерную зависимость стран друг от друга.
Между военным и мирным секторами ядерной сферы также нарастает взаимозависимость. Так, в рамках единого технологического цикла (на одних и тех же энергетических установках) осуществляется производство начинки ядерных боеприпасов и топлива для АЭС, на одних и тех же радиохимических заводах идет переработка ядерных боеприпасов и отработанного ядерного топлива (ОЯТ) с АЭС.
И наконец, наблюдается усиление взаимозависимости ядерных стран в рамках военно-политических союзов. Этот процесс связан прежде всего с созданием коалиционных ядерных сил. Пока в мире существует один военно-политический блок (НАТО), в котором есть коалиционные стратегические наступательные силы, состоящие из стратегических наступательных сил США, Великобритании и Франции. Для совместного применения коалиционных ядерных сил НАТО сформирована коллективная ядерная стратегия, основу которой составляет общее ядерное планирование. В результате этого союзные ядерные страны имеют очень высокий уровень ядерной зависимости.
В перспективе существует риск появления на планетарном пространстве новых военно-политических союзов, обладающих коалиционными ядерными силами, что представляет определенную опасность мировому сообществу. Происходит усиление ядерной зависимости государств, которые реализуют концепцию прикрытия страны «ядерным зонтиком» в своей внешнеполитической деятельности. Такая ядерная геополитика сплачивает страны вокруг прикрывающего (имеющего «ядерный зонтик») государства. В результате неядерные страны вовлекаются в ядерную зависимость от ядерной страны.
Указанные процессы и взаимозависимости представляют собой не что иное, как глобализацию в ядерной сфере, которая проявляется в структурировании ядерной сферы и формировании специфических ядерных связей между странами.
Под влиянием процесса глобализации в ядерной сфере отдельные государства с ядерным оружием и ядерными технологиями образовали в XXI веке качественно новую международную систему - геополитическую систему ядернозависимых государств с присущими ей такими системными свойствами, как, например, стабильность, устойчивость и безопасность, а также наличие общих для всех стран ядерных вызовов, опасностей и угроз.
Необходимо отметить, что новый феномен не вписывается в рамки традиционных понятий: «ядерный клуб», «ядерные державы», «ядерные государства», «ядерные страны». Возникла качественно новая геополитическая субстанция, представляющая собой геополитическую систему, охватывающую одновременно глобальный, региональный и национальный ядерные уровни, а также крупнейшие сегменты ядерной сферы: атомную энергетику, ядерные вооружения и ядерный оружейный комплекс.
По характеру структуры и поведения систему можно отнести к социально-геополитическим. На ее геополитическую сторону указывают следующие обстоятельства:
- масштаб системы, охватывающий все ядерные государства, страны с предприятиями атомной промышленности и энергетики, международные правительственные и неправительственные организации, занимающиеся ядерными проблемами, и другие геополитические субъекты;
- каждое ядерное государство и страна, обладающая предприятиями атомной промышленности, формируют национальную ядерную геополитику. Совокупность же национальных ядерных геополитик отдельных государств создает специфическую геополитическую среду, которая во многом определяет линии геополитического поведения стран;
- факт наличия ядерного оружия в государстве или возможность его скорого появления изменяет политическое отношение к нему со стороны других стран. Сегодня ядерное оружие рассматривается политиками в первую очередь как «политическое оружие», способное существенно влиять на геополитику окружающих государств;
- многосторонние и двусторонние международные договоры и соглашения в ядерной сфере носят ярко выраженный геополитический характер.
Даже краткое перечисление геополитических аспектов системы позволяет отнести ее к разряду геополитических. Что касается социального аспекта, то вполне очевидно, что ядерная геополитика, проводимая государствами, затрагивает все сферы социального бытия как внутри государства, так и мирового сообщества (межгосударственные отношения, социальная обеспеченность населения ядерных стран, корпоративные социальные связи, общественные организации и т. д.). Кроме того, Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) стал определять международный социальный статус ядерного государства. Наличие ядерного оружия у одних стран и отсутствие его у других социально разделяет государства на два лагеря - ядерных и неядерных стран (с точки зрения ядерного оружия). И, как следствие этого, возникает глобальная социальная поляризация отношений между ядерными и неядерными странами, которая постепенно нарастает. Все это позволяет рассматривать феномен не только в качестве геополитической, но и социальной системы.
Геополитическая система является открытой системой, взаимодействующей со странами и международными организациями, не входящими в ее состав. Особенно тесно она взаимодействует с субъектами мирового сообщества, обеспечивающими международную безопасность и стратегическую стабильность.
Таким образом, можно констатировать, что произошло становление геополитической системы, которой целесообразно дать название «ядерный мир» (ЯМ).
Современный ядерный мир - это сложная социально-политическая система, включающая в себя охваченные ядерными связями и отношениями различные социальные подсистемы (ядерные субъекты), которые формируют и реализуют ядерные геополитики с целью обеспечения своих интересов, а также интересов международного сообщества.
Рассмотрим основные подсистемы современного ядерного мира.
Первая подсистема. К ней относятся легальные с точки зрения Договора о нераспространении ядерного оружия ядерные державы (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), которые традиционно объединены понятием «ядерный клуб». Особенность ядерного клуба заключается в разделении членов клуба по интересам на несколько условных групп. Так, США, Великобритания и Франция объединяются в отдельную группу. Они являются членами блока НАТО, формируют в рамках блока коалиционную ядерную стратегию и отстаивают групповые интересы.
Россия и Китай занимают несколько обособленную позицию в ядерном клубе, отстаивают собственные интересы, которые во многом не совпадают с интересами стран НАТО. Россию и Китай можно считать относительно самостоятельными субъектами ядерного клуба.
Страны ядерного клуба в своей внешней политике учитывают наличие ядерного оружия друг у друга, что позволило им выработать ряд консолидированных мер по выявлению ядерных угроз, их нейтрализации или локализации.
Вторая подсистема. Состоит из группы нелегальных ядерных стран, статус которых вытекает из положений ДНЯО (Индия и Пакистан). Характерной чертой государств этой подсистемы является неопределенность в отношениях между нелегальными и легальными ядерными странами в свете ДНЯО, наличие острых политических, военных и экономических противоречий внутри подсистемы, которые породили между государствами ядерное противостояние. В этой подсистеме существуют риски применения ядерного оружия в вооруженном конфликте, а также проявлений ядерного терроризма и ядерного шантажа.
Третья подсистема. Это теневые ядерные государства. Они официально не признают себя ядерными державами. Обладая атомным оружием, сознательно скрывают этот факт от мировой общественности. Анализ многочисленных источников дает основание отнести к данной подсистеме Израиль. Помимо Израиля могут существовать и другие теневые ядерные государства. В условиях дальнейшего распространения ядерного оружия и роста международной нестабильности есть риск увеличения их количества. Так, нельзя исключать пополнения этой подсистемы исламскими государствами.
Теневые ядерные государства имеют свои отличительные особенности. В частности, взгляды их политического руководства на подготовку и применение ядерных сил непрозрачны для других членов мирового сообщества. У них значительно повышен риск ошибочных оценок по поводу военных приготовлений соседей и принятия ошибочных решений по противодействию этим приготовлениям. Все это указывает на то, что наличие теневых ядерных стран делает ядерный мир менее предсказуемым.
Четвертая подсистема. К ней относятся так называемые «пограничные» ядерные страны (КНДР), которые располагают технологиями создания ядерного боеприпаса, испытали ядерный заряд и имеют средства его доставки, но по политическим мотивам не создают ядерного оружия и не формируют национальные ядерные силы. К настоящему времени КНДР провела несколько взрывов ядерных устройств и имеет на вооружении самолеты, баллистические и крылатые ракеты, которые по своим характеристикам способны нести ядерный боеприпас. По этим признакам КНДР уже нельзя отнести к неядерным странам. Но ядерным государством ее нельзя пока считать, так как у страны официально нет ядерного оружия (ядерного боеприпаса, технически совмещенного
с носителем - ракетой или самолетом) и не созданы ядерные силы.
Характерной чертой пограничных стран является геополитика балансирования на грани статуса между ядерной и неядерной державой. С одной стороны, государство как бы остается неядерной страной и может находиться в правовом поле ДНЯО, но с другой - фактически быть уже за его форматом. В таком пограничном состоянии государство способно длительное время извлекать из своего пограничного положения политические, экономические и военные выгоды. Возможно, по этой причине в XXI веке подсистему пограничных стран могут пополнить и другие государства.
Опасность существования пограничных стран вполне очевидна, они в любой момент могут пополнить состав группы нелегальных ядерных государств и создать угрозу нарушения режима нераспространения.
Пятая подсистема. К ней относятся так называемые «пороговые» страны (стоящие на пороге создания ядерного оружия). Сегодня их можно разделить на две подгруппы: пороговые страны первой очереди и последующих очередей. Отличительной чертой пороговых стран первой очереди является стремление их политического руководства обладать ядерным оружием. Порой такое стремление реализуется через тайные операции по незаконному добыванию ядерных материалов и технологий.
Характерна для современного ядерного мира размытая грань между теневыми, пограничными и пороговыми странами первой очереди. Вполне вероятно, что некоторые пороговые страны первой очереди уже сегодня могут быть отнесены к теневым или пограничным ядерным государствам.
К пороговым странам последующих очередей относятся государства, которые по уровню развития промышленности могут создать собственный ядерный заряд. Это Аргентина, Бразилия, Южная Корея, Япония и еще более десяти стран.
Опасность существования пороговых стран заключается в том, что они создают мощный потенциал для роста числа нелегальных теневых и пограничных ядерных государств, внося неясность в перспективу дальнейшего развития ядерного мира.
Шестая подсистема. Она включает государства, обладающие предприятиями атомной энергетики и ядерной промышленности. Есть опасность, что такие предприятия будут избраны целью для нападения со стороны государства-агрессора и результат нападения окажется эквивалентным ядерному воздействию. Кроме того, предприятия атомной промышленности могут стать объектами теракта. Большую опасность такие государства представляют с точки зрения ядерных аварий и экологических катастроф глобального и регионального масштабов. Учитывая, что в мире насчитывается более 400 предприятий атомной промышленности, можно сделать вывод о необходимости объединения государств с предприятиями атомной промышленности в особую группу ядерного риска.
Седьмая подсистема. Включает негосударственные организации, в том числе террористические организации, обладающие ядерными материалами и радиоактивными веществами, которые могут быть использованы для проведения террористических актов. К ним в первую очередь следует отнести международные террористические организации, религиозные секты и экстремистские группировки.
Восьмая подсистема. К ней можно отнести международные правительственные и неправительственные организации, национальные институты и движения, регулирующие или влияющие на ядерные отношения. Например, к ним относятся:
1) Организация объединенных наций (ООН) и ее структурные подразделения - МАГАТЭ и ЮНЕСКО;
2) международные правительственные и неправительственные организации в области использования ядерной энергии:
- Международная комиссия по радиационным единицам и измерениям (МКРЕИ);
- Всемирная ассоциация организаций, эксплуатирующих АЭС (ВАО АЭС);
- международные организации и исследовательские центры (Европейское ядерное общество, Европейский атомный форум, Международное энергетическое агентство (МЭА), Организация производителей ядерной энергии, Комиссия по атомной энергии США, Европейская лаборатория физики элементарных частиц, Управление по безопасности ядерных исследований Комиссии европейских сообществ и др.);
- национальные организации и исследовательские центры;
3) международные и национальные организации, исследующие влияние радиации на здоровье человека и окружающую среду: Всемирная организация здравоохранения, Международная ассоциация радиационной защиты, Международная ассоциация радиационных исследований, Международная комиссия по радиационной защите, Научный комитет ООН по действию атомной радиации, Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Международное агентство по изучению рака, Международный союз радиоэкологов, Европейское общество радиобиологов, национальные исследовательские центры.
Девятая подсистема. К ней относится Международная система ядерной информации, созданная в 1970 году Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) в сотрудничестве с государствами - членами агентства. Организация предназначена для сбора, обработки и распространения информации по проблемам ядерной энергетики, ядерных технологий и радиологии. Одним из источников пополнения информации в системе являются специализированные издания, выпускаемые в различных странах мира.
Ядерный мир имеет характерные ядерные связи и отношения. Существующие ядерные связи целесообразно разделить на несколько условных уровней.
Первый уровень - двусторонние (парные) ядерные связи. Они возникают между ядерными странами, когда ядерное оружие одного государства по своим техническим характеристикам - дальности и точности доставки ядерных боеприпасов - обладает реальными возможностями поражать стратегические цели на территории другого, несоюзного с ним ядерного государства и такими же возможностями обладает ядерное оружие противоположного государства. В этом случае возможности ядерного оружия двух противоположных государств являются основой ядерной связи, которая формирует из двух ядерных стран поляризованную пару с характерными для нее двусторонними ядерными отношениями. Степень поляризации отношений в паре непостоянна, она меняется с изменением обстановки. Главным звеном в парных отношениях является качественное и количественное соотношение ядерных сил - оно становится предметом пристального внимания со стороны политического и военного руководства парных государств. Изменение соотношения сил в пользу одного государства почти всегда вызывает обеспокоенность со стороны парного государства и вынуждает последнее принимать ответные меры.
Отметим, что в ядерном мире многие государства одновременно формируют парные связи сразу с несколькими странами. Например, Россия формирует пары с США, Францией, Великобританией, Китаем, Индией и Пакистаном; Индия - одновременно с Пакистаном, Китаем и Россией. Таким образом, почти все ядерные страны охвачены между собой парными ядерными связями. Можно полагать, что парные ядерные связи формируют первоначальный «каркас» современного ядерного мира, придавая ему признаки сложной системы.
Второй уровень - ядерная геополитика государств. Она формируется на основе осознания существа жизненно важных интересов государства в ядерной сфере; понимания политическим руководством государств многообразия двусторонних и многосторонних ядерных связей между странами; прогнозирования характера изменения ядерных угроз на ближайшую и отдаленную перспективу развития межгосударственных отношений. Ядерная геополитика различных государств тесно переплетается, создавая тем самым конфликтную или благополучную среду обитания субъектов ядерного мира. По мере изменения ядерной геополитики государств эта среда корректирует свое содержание.
Третий уровень - коалиционная ядерная геополитика государств. Этот уровень формируется на основе союзнических обязательств между странами в результате проведения ими блоковой политики. Например, в рамках НАТО такие страны, как США, Великобритания и Франция, вырабатывают коалиционную ядерную геополитику, которая оказывает существенное влияние на расстановку сил в современном ядерном мире. В перспективе можно предположить появление новых коалиционных ядерных геополитик, что может существенно осложнить отношения между государствами.
Четвертый уровень - региональная ядерная геополитика государств. Она формируется в рамках одного региона. Такая геополитика направлена на своевременное выявление ядерных угроз регионального масштаба, их нейтрализацию или локализацию. Сегодня подобной геополитики практически не сформировано ни в одном регионе мира. Однако это не означает, что она не может быть сформирована в скором будущем, когда под влиянием роста ядерных опасностей и угроз региональные сообщества осознают необходимость консолидации усилий и начнут формировать региональные институты, призванные вырабатывать и реализовывать региональную ядерную геополитику.
Пятый уровень - ядерная геополитика международных институтов. Она призвана регламентировать ядерные межгосударственные отношения в интересах нейтрализации (локализации) угроз глобального масштаба. Сегодня в рамках ООН и ее структурных подразделений - МАГАТЭ и ЮНЕСКО - уже формируются основы такой международной ядерной геополитики. Ее содержанием является активная деятельность организаций по предотвращению распространения ядерного оружия, контролю за вооружениями и снижению уровня ядерной опасности.
Шестой уровень - межгосударственная ядерная геополитика. Ее основу составляют многосторонние и двусторонние договоры в ядерной сфере, а содержанием является комплекс запретных, ограничительных, разрешительных, ликвидационных и других мер, направленных на запрет испытаний ядерного оружия, установление режима нераспространения, снижение угрозы ядерной войны, предотвращение случаев несанкционированного применения ядерного оружия, ядерного терроризма и ядерного шантажа, а также мер по исключению аварий и катастроф на предприятиях ядерного оружейного комплекса и атомной энергетики.
Седьмой уровень - сотрудничество государств в области ядерных технологий. Сегодня экономическое развитие любой страны немыслимо без ядерных технологий. Энергетический кризис вынуждает страны искать пути выхода из него. Поэтому сотрудничество в области атомной энергетики постоянно расширяется, делая одни государства зависимыми от других по вопросам поставок топлива и оборудования для АЭС, обучения специалистов-атомщиков, переработки отработавшего ядерного топлива, утилизации радиоактивных отходов и т. д.
Перечисление основных ядерных связей позволяет судить о том, что в ядерном мире формируется большое разнообразие ядерных отношений, порождающее сложную коммуникативную среду.
Структурно-территориальное построение ядерного мира является важным аспектом в познании геополитической системы. Следует обратить внимание на тот факт, что субъекты ядерного мира неравномерно расположены в различных регионах. Сегодня он формируется на глобальном, региональном и национальном уровнях.
Ядерный мир на глобальном уровне - это все ядерные страны (легальные, нелегальные и теневые), пороговые государства и государства, обладающие атомной энергетикой и ядерной промышленностью, международные организации, занимающиеся ядерными проблемами, а также негосударственные формирования, вынашивающие планы по использованию ядерных материалов в различных целях.
Ядерный мир на региональном уровне представляет собой субъекты ядерного мира в рамках одного региона. Сегодня по числу ядерных стран наиболее насыщенным является регион Центральной Азии (ЦА). В нем расположены четыре ядерных государства (Россия, Индия, Пакистан, Китай), есть пороговые страны (Иран), а также террористические группировки, стремящиеся обладать ядерным оружием.
Ядерный мир в национальных масштабах предстает в рамках одного государства.
Системные свойства ядерного мира. При системном анализе особое внимание необходимо обращать на выявление системных (эмерджентных) свойств объекта познания. Именно по этим свойствам можно говорить о наличии или об отсутствии признаков системы у изучаемого объекта, другими словами - о его целостности или разрозненности.
Основные системные свойства ядерного мира: 1) стабильность международных отношений в ЯМ; 2) стратегическая стабильность ЯМ; 3) ядерная безопасность - свойство, характеризующее состояние защищенности личности, обществ, государств и мирового сообщества от возможных ядерных опасностей и угроз, связанных с производством, испытаниями, эксплуатацией, транспортировкой, хранением и утилизацией ядерных вооружений, ядерных материалов и радиоактивных веществ; 4) устойчивость ЯМ - свойство сохранять стабильное состояние в условиях воздействия неблагоприятных факторов.
Геополитические процессы в ядерном мире. Изменения количества и качества субъектов ядерного мира, ядерных связей и отношений, происходящих под воздействием внутренних и внешних факторов, приводят к трансформации ядерного мира, изменению его системных свойств. При этом ядерный мир как геополитическая система переходит из одного качественного состояния в другое, порождая новые ядерные опасности и угрозы. Геополитические процессы в ядерном мире проявляются в виде конкретных геополитических событий: возникновение новых подсистем; изменение курса ядерной геополитики государств; заключение новых межгосударственных договоров, изменяющих характер прежних ядерных отношений; распространение ядерного оружия; конфликтные отношения между ядерными государствами; вооруженный конфликт с использованием ядерного оружия. Геополитические процессы обычно приводят к изменению прежних глобальных и региональных ядерных опасностей и угроз. И, как правило, переход ядерного мира в новое качественное состояние характеризуется новыми координатами глобальных и региональных ядерных угроз.
Компоненты ядерного мира. В структуру ядерного мира входят такие основные компоненты, как атомная энергетика, ядерные оружейные комплексы и ядерные силы государств. В качестве самостоятельной
компоненты можно также выделить предприятия и учреждения, использующие в процессе своей деятельности радиоактивные материалы.
Атомная энергетика существует во многих странах ядерного мира. Результаты исследования экспертного сообщества показали, что при существующих технологиях и темпах производства и потребления электроэнергии можно в течение 50 лет ожидать выброса в атмосферу сотен млрд. тонн углерода в виде углекислого газа. Это обстоятельство существенно ускорит процесс глобального потепления. Чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, нужны механизмы снижения объемов выбросов углерода в атмосферу. Одним из таких механизмов может служить развитие атомной энергетики. По прогнозам этих же ученых, мощность мировой атомной энергетики увеличится в три раза и к 2050 году достигнет уровня 1 млн. мегаватт. Это позволит снизить годовые выбросы в атмосферу тепловых электростанций, сжигающих уголь, до 1,8 млрд. тонн углерода в год, что составит порядка 25% объема выбросов углерода. В связи с этим очевидно, что атомная энергетика имеет достаточно большой потенциал развития.
Технологический цикл производства атомной электроэнергии включает в себя производство ядерного топлива для атомных электростанций (АЭС); выработку энергии на АЭС; выдержку отработанного ядерного топлива (ОЯТ) на АЭС (до 3-5 лет) в целях снижения радиации ОЯТ до уровня, позволяющего безопасно его перевозить в защищенных контейнерах; транспортировку ОЯТ на радиохимические заводы, переработку ОЯТ на заводах в новое ядерное топливо.
Особенность атомной энергетики состоит в том, что с экономической точки зрения строительство предприятий по переработке ОЯТ выгодно только в том случае, если атомные электростанции вырабатывают в год более 1,5 тонн ОЯТ. Такое количество могут произвести около 50 крупных АЭС. Однако многие страны не обладают столь большим количеством АЭС, поэтому вынуждены перерабатывать и хранить ОЯТ в других странах (России, Великобритании, Франции, Китае), где имеются радиохимические заводы по переработке ОЯТ. Это обстоятельство накладывает отпечаток на ядерную энергетику различных стран, придавая каждой стране отличительные черты.
В России, Великобритании, Франции и Китае в атомный энергетический комплекс входят предприятия по производству ядерного топлива для атомных электростанций, сами атомные электростанции и радиохимические заводы по переработке ОЯТ, а также места хранения плутония и предприятия по утилизации радиоактивных отходов. Кроме того, в него входят контейнеры и транспортные средства для перевозки ОЯТ и радиоактивных отходов.
В США действует несколько другая структура атомной энергетики. Там радиохимические заводы законсервированы, поэтому отработанное ядерное топливо с АЭС поступает в хранилища как стратегический резерв.
Многие страны из всего комплекса ядерной энергетики имеют только АЭС. Такие страны закупают ядерное топливо в государствах - поставщиках ядерного топлива. Некоторые страны перерабатывают ОЯТ на зарубежных радиохимических заводах. Так, Германия, Бельгия, Швейцария, Япония и ряд других стран переработку осуществляют на заводах Великобритании и Франции, а Украина, Армения и Болгария - в России.
Ядерные оружейные комплексы государств. Ядерный оружейный комплекс обычно состоит из предприятий производственного цикла по изготовлению ядерных боеприпасов и лабораторно-испытательного комплекса, где идет разработка, испытание новых ядерных боеприпасов, отработка перспективных технологий их изготовления, хранения и утилизации. Особенность комплекса заключается в том, что некоторые его предприятия имеют двойное назначение и используются одновременно в ядерном оружейном комплексе и в секторе атомной энергетики (АЭС). На объектах первой группы нарабатывается плутоний, который используется в качестве сырья для производства ядерных боеприпасов или свежего топлива для АЭС, на двух последних - параллельно с переработкой ОЯТ - осуществляется переработка ядерных зарядов, отслуживших гарантийные сроки эксплуатации, и захоронение их отходов после переработки на заводах. Кроме того, в комплекс входят склады хранения ядерных боеприпасов, контейнеры и средства их перевозки.
Ядерные силы государства представляют собой сложную систему, состоящую из множества элементов, куда входят ядерное оружие, системы обеспечения и управления оружием, связи, боевые расчеты, несущие боевое дежурство на пунктах управления, и другие элементы. Национальные ядерные силы объединены между собой единым замыслом подготовки и применения ядерных средств. Их функционирование строго согласовано и ориентировано на достижение политических и военных целей.
Основными политическими целями являются недопущение политического и военного давления со стороны других государств на принятие политических решений (сохранение суверенитета); сплочение вокруг себя союзников обязательством прикрытия их «ядерным зонтиком»; реализация функции ядерного сдерживания; при необходимости - устрашение других стран ядерным нападением; налаживание международного сотрудничества по решению общих ядерных проблем.
Военные цели направлены на поддержание ядерных сил в высокой боевой готовности, обеспечение их высокой живучести, а в случае необходимости - нанесение ядерного удара по противнику.
В современном мире ядерные силы различных государств отличаются друг от друга. Целесообразно провести их классификацию.
1) По уровню межгосударственной интеграции ядерного планирования в мире существуют:
- коалиционные ядерные силы нескольких стран, имеющие общее ядерное планирование;
- национальные ядерные силы государств (планирование применения ядерных сил осуществляется в национальных рамках).
На сегодняшний день коалиционными ядерными силами обладает только блок НАТО. В его состав входят ядерные силы США, Великобритании и Франции. Структурно ядерные силы НАТО состоят из двух частей - стратегических ядерных сил НАТО и ядерных сил театра войны, то есть тактических.
2) По дальности действия ядерного оружия:
- стратегические ядерные силы (СЯС) или стратегические наступательные силы (СНС), на вооружении которых находится стратегическое ядерное оружие, способное поражать объекты противника на удалении более 1 тыс. км. При этом стратегическое ядерное оружие, которое обеспечивает поражения целей на удалении от 1 тысячи до 5,5 тыс. км, принято называть стратегическим ядерным оружием среднего радиуса действия, а на удалении свыше 5,5 тыс. км - стратегическим ядерным оружием межконтинентального радиуса действия;
- оперативно-тактические ядерные силы, на вооружении которых находится ядерное оружие, способное поражать объекты противника на удалении менее 1 тыс. км.
3) По средствам базирования ядерного оружия различают ядерные силы наземного базирования; ядерные силы морского базирования; ядерные силы воздушного базирования; комбинированные ядерные силы.
В мире несут непрерывное боевое дежурство стратегические ядерные силы. Стратегические ракеты наземного базирования находятся в состоянии готовности к немедленному пуску, в глубинах океана осуществляют боевое патрулирование атомные подводные лодки со стратегическими ракетами на борту, готовыми произвести пуск ракет в течение нескольких минут. На аэродромах в готовности к вылету и в воздухе несет боевое дежурство стратегическая авиация с ядерными крылатыми ракетами на борту и ядерными бомбами. На пунктах управления ядерным оружием днем и ночью дежурят боевые расчеты в готовности выполнить приказ и нанести ядерный удар. Часть стратегических ядерных боеприпасов государств сосредоточена на многочисленных войсковых базах хранения и обслуживания.
Помимо стратегического ядерного оружия, в мире имеются арсеналы оперативно-тактического и тактического ядерного оружия (оружия поля боя): баллистические и крылатые ракеты оперативно-тактической и тактической дальности, артиллерийские системы, способные вести стрельбу ядерными снарядами, ядерные боезаряды для наземных баллистических ракет оперативно-тактической и тактической дальности, ядерные боезаряды для наземных, морских и авиационных крылатых ракет, ядерные авиационные бомбы, торпеды с ядерными боеголовками, ядерные мины, ядерные артиллерийские снаряды и другие средства.
Организации, использующие в своей деятельности радиоактивные материалы и вещества, являются важной компонентой ядерного мира. По составу и предназначению они очень разнообразны: медицинские учреждения, предприятия по переработке отходов, производственные цеха, полигоны и многое другое. Распространение ядерных технологий резко увеличило число таких объектов в мире, поэтому их деятельность стала оказывать существенное влияние на людей и окружающую среду. Возникла ситуация, когда требуются консолидированные меры государств по урегулированию проблем в данном ядерном секторе.
В заключение необходимо отметить следующее. Существовавший ранее мир с ядерным оружием и технологиями порождал глобальные ядерные опасности и угрозы, о которых в мировом сообществе сложилось вполне определенное представление. Относительно этих угроз предпринимались и предпринимаются национальные и консолидированные меры по обеспечению ядерной безопасности. Становление же геополитической системы «ядерный мир» трансформировало глобальные ядерные опасности и угрозы, которые должны стать предметом глубокого анализа и осмысления. Это позволит разработать конкретные предложения для международного сообщества по их устранению в современных условиях.