Во время посещения Российского федерального ядерного центра в Сарове в феврале 2012 года Владимир Путин поставил задачу перспективного планирования в сфере вооружений, назвав верхний предел: на грядущие 50 лет. Выступая во время встречи с высшим командным составом силовых министерств и ведомств в Кремле 19 ноября 2013 года, Президент и Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами Российской Федерации заявил: «Мы должны в полной мере представлять характер и перспективы военно-политических процессов, которые разворачиваются в современном мире, четко понимать, какие потенциальные угрозы могут влиять на ситуацию вокруг нашей страны»1.
Нет сомнений в том, что долговременные оценки развития региональной и глобальной военно-политической ситуации, выявление тенденций развития современных видов вооружений в мире и вероятных перспектив переговорного процесса в сфере сокращения избыточных вооружений и ограничения масштабной военной деятельности вдали от национальных территорий должны содействовать выработке важнейших государственных решений, защите российских граждан и оборонных интересов России и ее союзников в целом.
Конечно, невозможно спрогнозировать на многие последующие десятилетия конкретные события конечного характера или появление отдельных личностей в рамках даже небольшого государства как в силу значительного количества самых разноплановых факторов, так и того, что они никогда не будут находиться в статичном положении, а будут постоянно меняться под давлением разного рода обстоятельств. Крайне сомнительными представляются футурологические обещания спрогнозировать развитие военно-политической ситуации в каком-то регионе земного шара на многие десятилетия вперед в зависимости от степени освещенности Солнцем нашей планеты или предсказать, представитель какой политической партии, действующей в США, станет их президентом в 2100 году только по показателям цитируемости публичных выступлений американских законодателей, представленных в Сенате и Палате представителей Конгресса, полученным за несколько последних лет.
Задача же выявления перспективных тенденций в развитии стратегии и политики Соединенных Штатов до 2075 года облегчается тем, что, скажем, в области производства ракетно-ядерных и противоракетных вооружений ведущих стран Запада во главе с США имеется значительный исторический период их развития (почти 70 лет). Одновременно существуют перспективные планы дальнейшего совершенствования таких вооружений примерно до 2075 года и далее, то есть на последующие 60 лет. Оглашаются долговременные программы их производства и принятие их на вооружение, определяются приблизительные суммы ассигнований на военные цели на продолжительный период времени. Делаются симптоматические политические заявления на высоком и высшем военно-политическом уровнях, определяющие возможность реального применения военной силы в региональном и глобальном масштабах на длительную перспективу.
Долгосрочный прогноз
С учетом этого вероятный долгосрочный анализ развития военной стратегии и политики Соединенных Штатов до 2075 года в общих чертах вполне может выглядеть следующим образом (слайд 1).
Военно-политическая ситуация в мире на весь рассматриваемый период будет определяться переменным противостоянием с разной степенью интенсивности между Российской Федерацией и США, которые сохранят свою инициативную наступательную и доминирующую военно-политическую стратегию и политику в глобальном масштабе. Вашингтон будет по-прежнему оказывать на Российское государство перманентное военное давление, в частности путем размещения различных сил и средств «передового базирования» у российских границ как наступательного, так и оборонительного характера. НАТО продолжит курс на расширение своего членского состава, в том числе за счет приема сопредельных с Россией государств. При этом особый упор будет сделан на Украине. В буквальном смысле «затаскивание» Киева в ассоциированные, а затем и полноправные члены ЕС - это не конечная цель данного объединения, а лишь транзитная задача по принятию Украины в «стопроцентные» члены Североатлантического союза.
Стратегическими целями Соединенных Штатов и НАТО останутся ослабление военной и экономической мощи Российской Федерации, ее дезинтеграция на несколько государственных образований, а также недопущение укрепления СНГ в социально-экономическом и военном планах.
Ведущую роль в трансатлантическом союзе по-прежнему будут играть США, которые и в его рамках, и в индивидуальном порядке будут стремиться к тому, чтобы наращивать свою военную мощь по пяти ключевым направлениям: в сфере ракетно-ядерных вооружений в виде стратегических наступательных вооружений (СНВ) и тактического ядерного оружия (ТЯО), ударно-боевых противоракетных средств, сил общего назначения (СОН), а также путем создания ударных космических вооружений и высокоточных гиперзвуковых систем - как на стратегических носителях, так и с помощью других способов их базирования (слайд 2).
США и Североатлантический союз в целом не откажутся от формулировки Чикагского саммита НАТО (май 2012 г.), который принял официальное решение о «сцепке» ядерных, противоракетных и обычных вооружений в единый силовой механизм, под который разработаны специальные «Правила применения силы» и для оперативного управления которым созданы и уже протестированы в режиме реального времени соответствующие командно-штабные структуры, которые были задействованы для перехвата реальных целей в виде баллистических и крылатых ракет (слайд 3)2.
Ядерный потенциал
По меньшей мере до 2075 года у США останутся СНВ межконтинентальной дальности, произойдет полное обновление традиционной стратегической ядерной триады, то есть всех ее трех компонентов. По данным Бюджетного управления американского Конгресса, в ближайшие десять лет на модернизацию СНВ Пентагону будет выделено 335 млрд. долларов, а согласно расчетам, содержащимся в докладе «Триллионная ядерная триада: модернизация стратегических ядерных вооружений США в ближайшие 30 лет», который был подготовлен группой американских ученых из Центра исследований ядерного нераспространения Монтерейского института международных отношений в начале 2014 года, уже вырисовывается гораздо большая сумма - от 872 млрд. долларов до 1,082 трлн. долларов3.
Американские СНВ оставят в своем ядерном арсенале значительный «возвратный потенциал» в качестве активного резерва в виде «оперативно неразвернутых боезарядов СНВ», который относительно «оперативно развернутых боезарядов» будет достигать 25-50% (на начало 2014 г. он составлял 59,4%). Вашингтон откажется от коренного пересмотра своих ядерных установок в рамках доктрины «наступательного ядерного сдерживания путем устрашения», в частности не пересмотрит ее ключевое положение о возможности применения ядерного оружия стратегического и тактического назначения в первом «превентивном и упреждающем» ударе по группе отдельных государств, относящихся к «потенциальным противникам», в том числе по Российской Федерации4.
Американские ВМС продолжат боевое патрулирование своими ПЛАРБ и ПЛАРК морских акваторий, примыкающих к территории Российской Федерации, в том числе в непосредственной близости от зон боевой подготовки Северного и Тихоокеанского флотов российского ВМФ. Вашингтон не пойдет на переговоры с Москвой об ограничении патрульной деятельности ПЛАРБ, ПЛА и ПЛАРК вблизи берегов Российской Федерации и США на основе взаимности: под несостоятельными предлогами он уже дважды отклонял предложения российской стороны начать предметные переговоры по этому вопросу. По меньшей мере обе крупные морские державы могли бы договориться о разграничении зон ответственности действия своих стратегических подводных ракетоносных и противолодочных сил. Это не привело бы к значительному ограничению районов патрулирования российских и американских ПЛАРБ и ПЛА в Мировом океане и размыванию американской ядерной стратегии, чего так необоснованно опасаются в Пентагоне. По крайней мере, так поступили Великобритания и Франция после непреднамеренного столкновения их ядерных субмарин, соответственно «Вэнгард» и «Триумфан», в подводном положении в начале февраля 2009 года в Атлантическом океане.
Одновременно развивается сотрудничество в сфере СНВ между Лондоном и Парижем, которые в ноябре 2010 года заключили соглашение о сотрудничестве в военной области. Оно, в частности, предусматривает взаимодействие по развитию стратегических ядерных арсеналов и создание до 2015 года двух специализированных исследовательских центров. В одном из них будут проводиться НИОКР, во втором - моделироваться ядерные испытания. Франция и Великобритания также планируют проводить совместную разработку технологий для ПЛАРБ, которые пока не будут касаться силовых установок и ядерных вооружений, однако охватят их остальные компоненты оснащения. Оба государства будут самостоятельно контролировать свои ядерные силы, хотя не исключается сотрудничество в области разработки конкретных видов их стратегических наступательных вооружений.
США оставят на европейском континенте свое ТЯО «двойного подчинения» вместе с НАТО, которое будет перманентно подвергаться модернизации и обновлению5. На эти цели до 2038 года предполагается выделить до 65 млрд. долларов6. Перспективные авиабомбы с ядерной начинкой типа В-61-12 и их предыдущие, ранее разработанные варианты тактического назначения по-прежнему будут доставляться не только истребителями-бомбардировщиками средней дальности, но и тяжелыми стратегическими бомбардировщиками (ТСБ) В-2А и их новым вариантом, который появится после снятия с вооружения В-52Н. Таким образом, обозначенные авиабомбы будут выполнять функцию стратегического ядерного оружия. Это, в частности, признается в документах американского Государственного департамента и Министерства обороны. Под контролем Пентагона на территории четырех европейских государств и азиатской части Турции останутся до 10-13 централизованных баз хранения ТЯО. Перспективный носитель этого вида вооружений истребитель-бомбардировщик F-35A будет находиться на вооружении у США до 2070-2075 годов.
Последующие американские администрации не пойдут на создание безъядерного мира и оставят в стороне реализацию этой сугубо пропагандистской идеи, озвученной Президентом Бараком Обамой и не подкрепленной никакими конкретными обязательствами (слайд 4). Вашингтон будет всячески уклоняться от того, чтобы даже примерно, то есть без юридических обязательств, определить сроки выхода на «глобальный ядерный нуль» и этапы ликвидации ядерного оружия, как это было сделано Советским Союзом еще в 1986 году7.
Белый дом, вероятно, будет предлагать Российской Федерации различные инициативы в сфере сокращения ракетно-ядерных вооружений на селективной основе, то есть в отрыве от других направлений контроля над вооружениями, которые оказывают существенное воздействие на глобальную стратегическую стабильность. Следует с большой осторожностью воспринимать такие предложения, если они будут обходить стороной решение проблемы ПРО, ТЯО и обычных вооруженных сил в Европе, а также игнорировать вопрос о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве.
«Противоракетный щит»
Пентагон уделит особое внимание дальнейшему развитию и усовершенствованию ударно-боевых противоракетных систем, которые в основном (до 95%) «уйдут в Мировой океан», то есть будут размещены на борту крейсеров и эсминцев с УРО, специально сконструированных под размещение ракет-перехватчиков ПРО большой дальности с целью заблаговременного перехвата баллистических и крылатых ракет других государств «на дальних подступах». Если к 2041 году в американских ВМС будет насчитываться 84 корабля с БИУС «Иджис» (или 27% от всего их корабельного состава к тому периоду времени), то к 2075 году этот показатель может быть увеличен до 50-60%8. К этому списку добавятся еще три эсминца нового поколения проекта «Элмо Зумволт», а наращиваемый потенциал ракет-перехватчиков ПРО SM-3 будет усилен новыми противоракетами аналогичного предназначения в виде средств ПВО/ПРО морского базирования SM-6 с последующими модификациями. Будут приняты на вооружение «кассетные» ракеты-перехватчики, то есть с разделяющимися головными частями индивидуального наведения, с целью перехвата и уничтожения максимально возможного количества баллистических и крылатых ракет.
Вслед за реализацией американской программы «Европейский поэтапный адаптивный подход» к ПРО (ЕПАП-1) появится ЕПАП-2 (2022-2030 гг.), а затем и ЕПАП-3 (начиная с 2030 г.). В частности, по свидетельству заместителя генерального секретаря НАТО Александра Вершбоу, выступившего 15 января 2014 года в израильском Институте исследований в области национальной безопасности, «полный оперативный противоракетный потенциал НАТО будет достигнут в первой половине следующего десятилетия»9.
США продолжат работы по повышению точности поражения, дальности полета и скорости движения таких ракет-перехватчиков, общее количество которых только с учетом наиболее совершенных моделей в виде противоракет SM-3 и других перспективных образцов (ракет-перехватчиков ПРО ТВД THAAD) в 2020 году превысит количество развернутых носителей СНВ, установленных пражским Договором СНВ-3 в российско-американском ракетно-ядерном балансе, а по боезарядам - к 2040 году или даже ранее (слайд 5). Это приведет к подрыву и дальнейшему ухудшению глобальной стратегической ситуации вследствие нарушения баланса между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями, то есть системами ПРО. Если не удастся решить «противоракетную дилемму» дипломатическими средствами и не объявить более жестких дополнительных ответных мер на развертывание системы ПРО США в Европе и в глобальном масштабе, то Пентагон реализует планы по строительству оперативных противоракетных комплексов в Румынии и Польше - соответственно к 2015 и 2018 годам (слайд 6).
Последующие американские администрации независимо от их партийной принадлежности будут упорно отказываться от подписания многостороннего Договора по ПРО, который вводил бы согласованные количественные и качественные лимиты (например, скоростные), а также пространственные ограничения на размещение ударно-боевых систем ПРО за пределами континентальной территории ведущих ракетно-ядерных и противоракетных государств мира.
Уклоняясь от переговоров по предотвращению размещения в космическом пространстве оружия любого вида, в частности противоспутникового, и сохраняя неизменной доктрину военного доминирования в этой среде, которая с точки зрения международного права является практически незащищенной от враждебной деятельности в ней (кроме размещения оружия массового уничтожения), Вашингтон, вероятно, создаст ударные космические вооружения класса «космос-космос» и «космос-поверхность»10. Испытание военного беспилотного мини-шаттла Х-37В многократного использования с возможностью продолжительного нахождения на орбите - предвестник именно такого развития событий.
Силы общего назначения
Следует ожидать, что уже в ближайшие годы США совершат прорыв в создании гиперзвукового оружия, а в последующем будут наращивать его производство с целью обеспечения своего абсолютного преимущества в этом виде ударного оружия. Можно также с уверенностью прогнозировать появление на вооружении американской армии оружия, которое будет основано на иных физических принципах и которое еще больше укрепит преимущество Соединенных Штатов в военной области. В случае достижения успеха в создании и испытаниях подобных образцов вооружений Вашингтон вполне может ослабить опору на ракетно-ядерные силы. Но до какой степени это будет сделано, в настоящее время предугадать в виде каких-то точных процентов не представляется возможным. Очевидно, все будет зависеть от степени эффективности замещения ракетно-ядерных сил высокоточным и высокоскоростным оружием, создаваемом на новых физических принципах, а также в обычном снаряжении.
Значительное внимание Пентагон и ведущие государства - члены НАТО будут уделять развитию кибероружия и дальнейшей компьютеризации боевых действий, производству автоматических и роботизированных систем ведения огня.
Перспективным направлением оснащения их вооруженных сил станет создание беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) большой грузоподъемности с размещением на них наступательных ударных и противоракетных вооружений различной огневой мощи. Будет сделан упор на «гипердистанционные войны» с помощью БПЛА.
Не произойдет коренного изменения в американской базовой стратегии: вооруженные силы общего назначения США будут оставаться в Западной и Восточной Европе, АТР, на Ближнем и Среднем Востоке весь рассматриваемый период. По мере таяния льдов в Арктике усилится проникновение американских ВМС с ракетно-ядерным, противоракетным и высокоточным оружием в обычном снаряжении в этот стратегически важный регион. В этом регионе нет других государств, против которых могли бы быть направлены эти боевые средства, кроме Российской Федерации.
Нельзя также допускать, чтобы компромиссы, достигаемые на переговорах по сокращению вооружений, приносили бы большую пользу Вашингтону, чем Москве. Неудачный опыт заключения ДОВСЕ и его адаптированного варианта должен оставаться для российской стороны определенным уроком на будущее.
Вашингтон будет уклоняться от подписания ДОВСЕ-2, настаивая на реанимации ДОВСЕ-1 и ДОВСЕ-1А, которые безнадежно устарели и не должны быть воссозданы ни при каких обстоятельствах.
Расширение НАТО в восточном направлении и отказ США и других государств - членов альянса ратифицировать Соглашение об адаптации ДОВСЕ привели к значительной деградации режима контроля над обычными вооружениями в Европе. Особенно сильно ударил по России раздел договора о фланговых ограничениях. Это признает даже бывший глава Пентагона Роберт Гейтс в своих недавно вышедших мемуарах «Долг», отмечая, что договор препятствовал России передвигать войска по своей собственной территории. «Как я впоследствии сказал Путину, я бы не потерпел ограничений моей возможности перебрасывать войска из Техаса в Калифорнию», - вспоминает Роберт Гейтс11.
Должен быть разработан новый договорный акт - ДОВСЕ-2. Он должен отвечать современным реалиям, отражать баланс интересов всех его участников. К его разработке необходимо подходить без предварительных условий и искусственных увязок вопросов ограничения вооружений с региональными конфликтами. Новый договорный акт по контролю над обычными вооруженными силами в Европе должен быть свободен от фланговых ограничений, от фиксирования существенных дисбалансов в вооружениях в пользу какой-то отдельной группы государств. Он должен иметь четкие термины, в том числе четкую и понятную всем расшифровку такого ключевого термина, как «существенные боевые силы», дополнительно охватывать другие виды обычных вооружений. ДОВСЕ-2 должен включать все государства, вступившие в НАТО, в том числе государства Балтии, а также быть ратифицирован всеми его участниками без исключения.
Если не принять надлежащих мер противодействия, то половина стран НАТО будут продолжать операцию ВВС «Балтийское воздушное патрулирование» с использованием истребителей-бомбардировщиков, которые являются потенциальным носителем ядерного оружия. Напомним, что она осуществляется в небе Латвии, Литвы и Эстонии с марта 2004 года. Три ядерных державы (Великобритания, США и Франция) участвуют в ней.
Сила России в ее мощи
Выступая на расширенном заседании коллегии Министерства обороны 10 декабря 2013 года, Президент и Верховный главнокомандующий Вооруженными силами Российской Федерации Владимир Путин заявил: «Большинство ведущих стран активно модернизируют свои военные арсеналы, вкладывают огромные средства в разработки перспективных систем вооружений, построенных в том числе на технологиях нового поколения, на новых принципах. Не прекращаются попытки нарушить, размыть стратегический баланс, прежде всего они связаны, конечно, с планами строительства противоракетной обороны США, в том числе и в европейском сегменте. Мы обязаны учитывать все эти потенциальные вызовы и угрозы безопасности нашей страны и соответственно строить нашу работу по дальнейшему укреплению Вооруженных сил»12.
Вполне очевидно, что в складывающихся условиях Российская Федерация должна постоянно работать над совершенствованием собственных видов вооружений, разрабатывать их новые, наиболее эффективные и перспективные образцы, производить их исключительно на своей территории, уделяя при этом повышенное внимание развитию собственных СНВ (всех элементов стратегической ядерной «триады», в особенности тяжелых МБР и мобильных МБР), а также ТЯО, сил и средств ПРО и ВКО, а также высокоточных и высокоскоростных видов вооружений повышенной дальности. После завершения гарантийных сроков эксплуатации ракетных комплексов «Тополь-М» и «Ярс» необходимо принять решение либо о продлении их сроков службы, либо о перевооружении данных типов МБР на новые перспективные типы. В интересах более эффективного обеспечения обороноспособности нашего государства и контролирования региональных конфликтных ситуаций российскому ВМФ необходимо иметь до трех-четырех полноценных авианосцев и до четырех крупных десантных кораблей-вертолетоносцев с большим водоизмещением.
Следует наращивать интеллектуально-производственные усилия, направленные на развитие наземной, воздушной и морской, а также космической составляющей национальной системы ПРО - в последнем случае при сохранении Соединенными Штатами линии на доминирование в космическом пространстве. С целью противовеса американской инфраструктуры ПРО необходимо сформировать несколько корабельных группировок ВМФ России океанской зоны действия с пусковыми шахтами вертикального запуска ракет-перехватчиков (до нескольких десятков на корабль), а также атомные подводные лодки с ракетами-перехватчиками большой дальности, которые могли бы находиться на постоянном боевом дежурстве у берегов США. Представляется целесообразным создать и передать в Вооруженные силы России высокоточное оружие высокой эффективности для уничтожения ракетно-ядерных, авиационных, военно-морских и космических средств вероятного противника (слайд 7).
Существует настоятельная необходимость привлечения к стратегической аналитике и перспективному прогнозированию высокопрофессиональных специалистов-практиков, отлично знающих основные рабочие языки системы ООН, перспективные планы США и НАТО в сфере производства вооружений и их доктринальные установки на их применение в оригинальном исполнении, не используя при этом вторичный материал, который зачастую появляется в российской и зарубежной военно-политической литературе в результате недопонимания мотивов и интересов других государств или проведения ими целенаправленных дезинформационных мероприятий.
Особая ответственность в представлении аналитических материалов стратегического назначения лежит на государственных и академических учреждениях, занимающихся вопросами национальной безопасности и стратегической стабильности. На руководителей таких академических институтов ложится большая ответственность за публикации и публичные выступления сотрудников, которые замалчивают характер военной угрозы, исходящей от ведущих стран - членов НАТО, или предлагают «рецепты» решения военно-политических проблем с ними за счет ослабления национальной обороны нашей страны. Все такие неадекватные «исследования» должны учитываться самым тщательным образом, им также необходимо давать самую принципиальную оценку сразу же после их появления.
механизм Стратегического анализа и прогноза
С целью качественного и своевременного улучшения проведения стратегического анализа и прогнозирования на длительную перспективу (на 50 и даже 100 лет) можно было бы создать принципиально новый, постоянно действующий, состоящий из трех звеньев механизм.
Первое. Все силовые министерства и ведомства Российской Федерации должны иметь подразделения долговременной стратегической аналитики в рамках существующего кадрового состава, которые будут периодически информировать руководство страны о среднесрочных и долгосрочных прогнозах развития мировой и региональной ситуации, а также в области своего профессионального интереса в соответствии с профилем своей функциональной деятельности.
Второе. Следующим звеном могла бы стать компактная (до 10-15 человек) Межведомственная рабочая группа стратегической аналитики и прогнозов в военно-политической области под эгидой Министерства обороны Российской Федерации, вводимая в действие президентским указом. Ее миссия состояла бы в подготовке специальных межведомственных аналитических и прогностических материалов стратегического назначения.
Третье. Высшим звеном, как представляется, явился бы Центр стратегической аналитики и прогнозов в сфере национальной безопасности при Администрации Президента Российской Федерации или в рамках Совета безопасности Российской Федерации. Этот центр мог бы включать до десяти высокопрофессиональных аналитиков, которые подчинялись бы, соответственно, советнику президента по вопросам стратегической аналитики и прогнозирования (в первом случае) или секретарю названного совета (слайд 8).
Все три обозначенные структуры могли бы быть сформированы без привлечения дополнительных бюджетных ассигнований, то есть в рамках существующего штатного расписания.
Упомянутые в этом списке две последние структуры (Межведомственная рабочая группа и Центр стратегической аналитики и прогнозов) могли бы готовить два раза в год перспективные стратегические аналитические доклады для руководства заинтересованных министерств и ведомств, а также для военно-политического руководства страны, а по мере необходимости - специализированные доклады по отдельным направлениям - в зависимости от развития военно-политической обстановки в мире в чрезвычайные периоды. Все эти доклады должны носить прикладной характер, быть лаконичными и конкретными, не содержать теоретических выкладок.
О некоторых результатах своих исследований названные структуры вполне могли бы информировать и гражданское общество нашей страны через СМИ, которые пока неадекватно осведомлены о господствующих тенденциях в военно-политической обстановке в мире.
Реализация этих предложений позволила бы наиболее оптимально определять приоритеты военного строительства и использования Вооруженных сил Российской Федерации, формулировать долговременные задачи по укреплению ее обороноспособности, своевременно разрабатывать перспективные виды вооружений, наиболее рационально выстраивать взаимоотношения с другими государствами, обладающими крупным военным потенциалом, а также вести с ними рациональный переговорный процесс в сфере контроля над вооружениями на основе принципов равенства и равной безопасности.
1Путин В. Выступление на церемонии представления офицеров, назначенных на высшие командные должности. Кремль. 2013. 19 ноября // http://www.kremlin.ru/news/19645
2См. подробно: Козин В. «Чикагская триада» и ее последствия для России. На ее фоне трудно говорить о «стратегическом партнерстве» между Москвой и Брюсселем // Независимое военное обозрение. 2012. №26, 3-9 августа.
3Wolfsthal J.B., Lewis J. and Quint M. The Trillion Dollar Nuclear Triad: U.S. Strategic Nuclear Modernization Over the Next Thirty Years. James Martin Center for Nonproliferation Studies. Monterey, California. 2014. January, P. 11; U.S. needs modern nuclear deterrent despite high price tag: Hagel//Reuters News Agency. 2014. 8 January // http://www.reuters.com/article/2014/01/09/usa-nuclear-weapons-idUSL2N0KJ0KW20140109
4Об «актуализированной» в июне 2013 г. ядерной доктрине США см. подробно: Козин В. «Новая» ядерная стратегия США и ее последствия для России // Международная жизнь. 2013. №9. С. 60-85.
5См. подробно: Козин В. Деликатность Запада в вопросах сокращения вооружений. Американское тактическое ядерное оружие в Европе и ЕвроПРО не делают Москву другом Вашингтона// Независимое военное обозрение. 2013. №7. 1-7 марта; Козин В. Пять препятствий на пути сокращения ТЯО. Россия не должна допустить размыва своей позиции//Независимое военное обозрение. 2011. №19, 7 мая - 2 июня.
6Collina T.Z. Scale Back the B61 Nuclear Bomb//Arms Control Today. 2013. Volume 4. Issue 6. 25 June // http://www.armscontrol.org/issuebriefs/Scale-Back-the-B61-Nuclear-Bomb%20
7См. подробно: Козин В. Безъядерный мир к 2045 году. Реально ли это?//Вестник аналитики (Институт стратегических оценок и анализа). 2010. №4 (42). С. 57-63.
8Козин В. Монография «Эволюция противоракетной обороны США и позиция России» Москва: Российский институт стратегических исследований. 2013. 384 с. (с иллюстрациями); Козин В. ПРО США: «реструктуризация», но не в интересах России. При перезагрузке в Вашингтоне перепутали красные кнопки // Независимое военное обозрение. 2013. №12. 5 апреля.
9Vershbow A. The future of Missile Defence: A NATO perspective. Speech by NATO Deputy Secretary General Alexander Vershbow at the INSS Missile Defence conference in Israel. 2014. 15 January //http://www.nato.int/cps/en/natolive/opinions_106142.htm
10См. подробно: Козин В. Проблема предотвращения размещения оружия в космосе: сравнительный анализ позиций США и России//Проблемы национальной стратегии (РИСИ). 2012. №2. С. 77-97. Козин В. X-37B: старт Вашингтона к размещению оружия в космосе. Администрация США взяла решительный курс на оснащение космоса оружием // Национальная оборона. 2010. №5. Май. С. 10-18.
11Gates R. Duty: Memoirs of a Secretary at War. Washington: Alfred A. Knopf. 2014.
12Путин В. Выступление на расширенном заседании коллегии Министерства обороны Российской Федерации. 2013. 10 декабря // http://www.kremlin.ru/news/19816