Добрый день, уважаемые дамы, господа, коллеги! Прежде всего, хотел бы поблагодарить радушных хозяев за сердечный прием, за организацию этой встречи.

Мировой кризис не обошел ни одну из стран мира, естественно, не осталась в стороне и энергетическая отрасль. В Казахстане падение потребления электроэнергии на 4-5% наблюдалось с конца прошлого года, начиная с ноября-декабря. В первом квартале 2009 года объем потребления снизился на 10% по сравнению с соответствующим периодом 2008 года. Если в 2008 году в целом было произведено и использовано порядком 80 млрд. кВт•ч, то в этом году прогнозируется 73-74 млрд. кВт•ч, что на 8-9% ниже прошлогоднего объема. Такая же ситуация наблюдается по производству и добыче угля. Следует отметить, что внутри страны в первом квартале этого года добыли и потребили угля на 18% меньше. Экспорт угля упал почти на 2,1 млн. тонн, что составляет 24%. Снижение объемов экспортных поставок связано в основном с уменьшением потребления казахстанского угля энергопредприятиями Российской Федерации.

Кризис внес определенные коррективы и во взаимодействие с энергосистемами сопредельных государств, и, естественно, в нашу параллельную работу. К сожалению, режимы работ прошедшего осенне-зимнего периода оказались для всех очень тяжелыми, причиной стал маловодный период, который сейчас наблюдается. Затруднительным был режим работы Нарын-Сырдарьинского каскада, потребовалось много усилий для того, чтобы сохранить достаточное количество воды и обеспечить навигационный период этого года.

Из-за систематических нарушений некоторыми нашими партнерами договоров о параллельной работе, из-за несанкционированного приема электроэнергии, других негативных моментов мы были вынуждены разделиться и выйти из параллельной работы объединенной энергосистемы Центральной Азии. Справедливости ради отмечу, что на настоящий момент мы восстановили параллельную работу.

Кризис отразился и на энергетических проектах и инвестиционных программах, тем не менее хотелось бы подчеркнуть, что правительство Казахстана смогло сохранить объекты общенационального значения. В частности, строительство Мойнакской ГЭС мощностью 300 МВт стоимостью около 340 млн. долларов. Срок реализации намечен на конец 2011 года.

В этом году мы начали подготовительные работы по строительству Балхашской ТЭС мощностью 2340 МВт. Стоимость этого проекта составляет порядка 4,5 млрд. долларов. В результате проведенного тендера определился потенциальный инвестор - консорциум южнокорейских компаний КЕПКО/Самсунг. Этот проект будет выполняться в рамках государственно-частного партнерства, где государству принадлежит 25% + 1 акция уставного капитала. Сроки реализации первой очереди намечены на 2013 год, второй -  на 2016 год.

Также в этом году мы планируем начать совместный с Россией проект строительства энергоблока в 500 МВт на Экибастузской ГРЭС-2. В настоящее время обсуждается его финансовая сторона, стоимость проекта составит около 600 млн. долларов. Согласования практически подошли к концу, осталось подписать совместное соглашение.

Несмотря на кризис, мы продолжаем развивать и электросетевые объекты. К сожалению, в несколько усеченном объеме. Хочу подчеркнуть, что это жизненно важные для нашей республики проекты, поэтому, несмотря на объективные сложности, в этом году мы завершили строительство линии в 500 кВ Северный Казахстан - Актюбинская область. Также в конце прошлого года было завершено строительство линии электропередачи Северный Казахстан - Южный Казахстан. К концу этого года мы завершим первый этап модернизации национальной электрической сети Казахстана стоимостью почти 300 млн. долларов. Весной начинается второй этап этого проекта стоимостью порядка 400 млн. евро. Он рассчитан на семь лет. Все финансовые и организационные вопросы решены.

До конца 2009 года полностью будет завершен проект "Север-Юг" Казахстана. Это строительство линий в 500 кВ, протяженностью почти 1200 км.

Кроме того, активно идет законотворческая работа. В конце декабря 2008 года были приняты поправки в закон об электроэнергетике, согласно которому с мая 2009 года внедряется новый механизм тарифообразования. Вводятся предельные тарифы, расчетные и индивидуальные тарифы на электроэнергию для электростанций. Электростанции должны принять соответствующие инвестиционные обязательства по реконструкции, модернизации и расширению и новому строительству энергогенерирующих мощностей. Предельный тариф - это утвержденная максимальная величина установленного тарифа или цены на электроэнергию для группы электростанций, которые мы поделили на 13 групп в зависимости от расстояния, используемого топлива, типа оборудования и т.д.

Мы постарались сохранить рынок электроэнергии, который мы создали почти десять лет назад, - те рыночные механизмы, те рыночные инструменты, которые действуют в данное время на оптовом и розничном рынке электроэнергии Казахстана. Мы считаем важным сохранить в это нелегкое время все механизмы рынка электроэнергии в Казахстане.

Нами был разработан и в ближайшее время, надеюсь, будет принят закон о поддержке возобновляемых источников энергии. Он очень актуален.

Есть еще один законопроект, это законопроект об энергосбережении. Здесь мы параллельно движемся и с нашими коллегами из Российской Федерации, где рассматривается аналогичный законопроект в Государственной Думе. Первый закон "Об энергосбережении" 1997 года носил декларативный характер, практически в нем не была прописана мера ответственности. В новом законопроекте оговариваются все стороны реализации проектов, которые связаны с энергосбережениями, энергоэффективностью, в том числе вопросы ответственности.

В своем кратком выступлении я рассказал об основных мерах, которые предпринимают в Казахстане для сохранения отрасли в период кризиса, а также ее дальнейшего развития. Надеюсь, что скоро настанет тот день, когда начнет увеличиваться рост потребления электроэнергии, а через два-три года наши мощности будут соответствовать потребностям бурно развивающейся экономики Казахстана.