ПОЧЕМУ РОССИЯ И ПОЛЬША так долго пребывают в "антагонистических объятиях"? Иногда, кажется, вопреки здравому смыслу, повторяя ошибки прошлого. Что за этим стоит, и кому это выгодно? Эти вопросы не случайны, они требуют ответа. Тем более что отношения России с рядом соседствующих с Польшей стран Евросоюза и НАТО  развиваются вполне нормально, а с некоторыми даже образцово-показательно, как говаривали недавно наши отцы.

Не претендуя на всеобъемлющий анализ современных российско-польских отношений, это дело публицистов, политиков и других специалистов, вместе с тем считаю возможным высказать свои глубоко личные суждения и соображения на этот счет. Как полонист в широком понимании данного слова и, не скрою, человек, с симпатией относящийся к Польше и полякам, связанный с этой страной и кровными узами, постараюсь представить здесь на общее обозрение объективную картину исследуемых фактов и событий.

A сказать, право, есть что. На протяжении многих лет мне довелось быть свидетелем и участником становления и развития российско-польского сотрудничества (включая и советско-польское). За это время я неоднократно посещал Польшу, прожил там приметную часть своей жизни, приобрел среди поляков много настоящих друзей.

Недавно, после длительного перерыва, я побывал в современной Польше, к сожалению, во многом недружественной России. Заранее оговорюсь, определение "недружественная" следует прежде всего отнести к нынешним польским властям, большинству масс-медиа и загипнотизированной ими русофобскими прививками части польского общества. Объективности ради отмечу, что среди обычных, как говорится, рядовых поляков имеется немало сторонников нормализации отношений с Россией, добрососедства с ней, развития экономических связей. Возможно, я бы не включился в российско-польский спор, кто больше виноват и кто должен принести покаяние за те или иные деяния, если бы не опасность последствий столь затяжной антироссийской кампании в Польше для наших двусторонних отношений. Да и российская реакция на те или иные действия польской стороны, как представляется, не всегда адекватна.

Для начала несколько исторических экскурсов. Крупные специалисты по Польше полагают, что история этой страны, как, видимо, и любой другой, во многом является производной от особенностей национального характера, помноженной на ее географическое положение (в данном случае между несколькими великими европейскими державами). Этим, считают они, во многом объясняются драматические изгибы ее истории и роковое предначертание судьбы.

Российский философ Николай Бердяев, отмечая индивидуалистические и анархические качества польского характера, вместе с тем подчеркивaл, что "нет в мире народа, который обладал бы таким напряженным национальным чувством". К этому перечню можно добавить также любовь к Отечеству, патриотизм, свободолюбие и приверженность к демократии, обостренную национальную память. И, конечно же, глубокий клерикализм общества, серьезно усилившийся в связи с избранием польского кардинала Кароля Войтылы Папой Римским Иоанном Павлом II - впервые в истории католического костела Папы-славянина, к тому же с 1523 года не итальянца.

Именно эти качества национального характера проявлялись и закреплялись в ходе сложной, драматической и противоречивой истории Польши, предопределяя ход событий в ней. Она, эта история, протекала в постоянной борьбе с враждебными Польше соседями на Западе и Востоке, сопровождавшейся утратой и обретением независимости, разделами страны, длительным чуждым внешнеполитическим влиянием на развитие польской государственности. Образно и, как представляется, удачно определил сущность исторической судьбы Польши видный английский историк Норман Дэвис, дав своему фундаментальному труду название "История Польши. Божие игрище".

Кто виноват и в чем - вот, по-моему, главный и доныне неразрешенный вопрос извечного российско-польского противостояния. Предметом спора является крайне противоречивая общая история соседних славянских государств. Думаю, не ошибусь, если скажу, что в Европе вряд ли найдутся еще две такие крупные нации, которые были бы так глубоко разделены кардинально противоположными оценками истории своих взаимоотношений и предвзятостями подходов к ней.

И вправду, для россиян К.Минин, Д.Пожарский, И.Сусанин, Петр I, Екатерина II, А.Суворов и многие другие исторические фигуры - национальные герои, выдающиеся государственные деятели. Для поляков же они - личности отрицательные. То же можно сказать, только с точностью до наоборот и в отношении С.Жулкевского, М.Мнишек, Я.Домбровского, Т.Костюшко, Ю.Пилсудского, Т.Коморовского, В.Андерса и других видных польских деятелей.

На протяжении почти полутора веков Польша была лишена независимости в результате войны и конфликтов с Россией, Германией и Австрией. Ее многочисленные попытки освободиться заканчивались поражениями и разочарованиями, что вызывало рост ненависти к странам-насильницам. Но больше всего, как кажется, к России.

Как не вспомнить в этой связи строки из стихотворения А.С.Пушкина "Клеветникам России":

Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.

Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? Вот вопрос.

Ручьи пока не слились, хотя известные предпосылки для этого были. Но и море не иссякло, скорее наоборот.

Однако обратимся к дню сегодняшнему. Факты - упрямая вещь. А в отношении польской внешней политики они подтверждают, что эта политика неизменно остается недружественной нам независимо от того, какие политические партии находятся у власти - левые или правые. Такой курс стал главной составляющей всей государственной политики страны с 1989 года. Антироссийский курс Республики Польша зиждется на двух китах: стремлении во что бы то ни стало удержаться в роли самого надежного и верного союзника США в Европе и утвердиться в НАТО и Евросоюзе в качестве главного и незаменимого эксперта по вопросам России.

В рамках данной политики в последние почти 20 лет большинство польских СМИ обрушивает на головы населения потоки дезинформации и лжи по поводу России. Многие политики, историки и публицисты день за днем штампуют негативное антироссийское клише, достигая завидных высот в области мифотворчества и русофобии. В чем только ни обвиняют несчастную Россию, что ей только ни припоминают, что только ни приписывают. А ведь известно - капля камень точит. А здесь не капля, а целые мутные потоки. И, естественно, "кампания промывания мозгов" делает свое дело. Советский Союз (то бишь Россия) в представлении части общества из освободителя превращается в "оккупанта". В грузино-южноосетинском конфликте Москва выставляется в виде агрессора, от которого надо бы оградить также и Польшу американским антиракетным щитом. В польских СМИ, коридорах власти постоянно всплывает тема об опасности для Польши инвестиций с Востока, "политического давления Кремля". Современная Россия показывается
(с определенным сомнительным сочувствием) как тоталитарный монстр, готовый вот-вот поглотить демократическую Польшу.

О состоянии информационной политики Варшавы в отношении России кандидат экономических наук Валерий Лугов, проживающий в Польше, пишет: "Надо сказать прямо - уровень фальсификаций очевидных фактов и экономических явлений, примитивной лжи и идеологической зашоренности, вплоть до откровенной русофобии, который я увидел в этих материалах, не поддается объяснению" (речь идет о статьях и выводах польских журналистов и специалистов относительно политики "Газпрома"). И далее: "Перечень мифотворцев можно было бы продолжить. Есть они и в политических партиях и группах. Все они мотивируют свои усилия опасностью для народных (национальных) интересов проникновения российского капитала. А реально же именно эти интересы и приносятся в жертву. Демонстрируемая ими ксенофобия к русскому капиталу, дискриминация по национальной принадлежности в условиях глобализации не только смешна, но и очень вредна. Необходимо для пользы Польши показать, кто и как паразитирует на антироссийских настроениях и подогревает их в обществе. Пора дать слово не только мифотворцам, но и объективному анализу, объективному освещению событий"1.

Эту оценку ситуации в Польше разделяет председатель Комиссии польского Сейма по делам национальных и этнических меньшинств Е.Чиквин в статье "Русофобия - болезнь польских журналистов, а не политиков"2. С последним утверждением (о политиках) вряд ли можно согласиться.

Кому и почему это выгодно? Полагаю, в самой польской прессе нередко содержится ответ - тому, кто использует антироссийское досье в карьерных целях, а иногда и по материальным соображениям. Дескать, сам бог велел им приобщиться к разработке этой золотой жилы.

В нагнетании русофобии и мифотворческом процессе, как я убедился, с завидной активностью участвуют такие организации, как Центр восточных исследований, Институт национальной памяти (ИНП) и некоторые другие. Что касается ИНП, то это объединение вообще специализируется в области антироссийской пропаганды. Взять, к примеру, статью профессора Рышарда Терлецкого "Черная дыра после советской империи"3. По стилю, да и содержанию, она скорее всего напоминает геббельсовские фальшивки. Судите сами. Автор предрекает: "Россия, подлеченная после коммунистической проказы, погружается в анахроничное самодержавие кремлевского двора, который мечтает о всесилии Сталина, располагая, однако, лишь сокращающимся лагерем циничных льстецов. Без многомиллионной партии, объединенной паническим страхом перед сурово наказуемой схизмой, без цензуры, проникающей в мысли последующих поколений, без "Правды", объясняющей все сложности, и без КГБ, стоящего на страже принудительного единомыслия, - Россия может быть только карикатурой на советскую державу. За последние 15 лет она проиграла все свои политические битвы".

Другой представитель ИНП доктор наук Богдан Мусял в статье "Дань за "освобождение" Польши"4  не только подвергает сомнению освободительную миссию СССР во Второй мировой войне, но и обвиняет его в проведении "самого крупного грабежа в истории ХХ века". Ничтоже сумняшеся, сей ученый авторитет заявляет: "Могло бы показаться, что именно Польша должна была иметь исключительное моральное и политическое право на возмещение военного ущерба за счет побежденной Германии. Однако в результате действий советских "освободителей", которые рассматривали нашу разоренную страну в качестве принадлежащей им военной добычи, Польше не суждено было получить хотя бы символическое возмещение за понесенные потери. Англичане и американцы воспринимали эти факты без большого возражения".

Иначе как недосягаемым примером ксенофобии и националистического чванства нельзя охарактеризовать статью профессора истории Ягеллонского университета (Краков) Анджея Новака: "За русской стеной"5, где решительный "борец" за освобождение русских от "имперско-рабских" предпочтений дает бесплатные советы сторонникам "патриотизма рабов". Дескать, негоже принимать "суверенную демократию", а лучше бы западную. Завершает свое просвещенное наставление пан Анджей Новак совсем уж мрачной констатацией: "Новые опричники, гвардия бандитов российского императора на китайских мерседесах давит противников режима. Россия окружена высокой стеной, через которую видны только трубы с газом и нефтью". Оторопь, право, берет, господа хорошие, от мистических галлюцинаций новоявленного лжерадетеля Руси.

Этот же автор в ряде других «трудов» широким мазком рисует черную картину (куда там Малевичу с его "Черным квадратом") исторических "провинностей" России. Передергивая и искажая многие очевидные факты, профессор стремится убедить читателя в том, что польско-советскую войну 1919-1920 годов якобы начала большевистская Россия. В ноябре 2008 года Польша отметила 90-летие обретения независимости, которую в межвоенное время она усиленно пыталась использовать для создания польского государства "от моря до моря" за счет Украины, Белоруссии и Литвы. Ни словом не упомянув о роли СССР в освобождении Польши от гитлеровских захватчиков (ценой 600 тыс. погибших советских воинов),  А.Новак не забывает напомнить о "московских штыках", силой навязавших полякам новую власть.

К теме поверженной большевистской России (так называемому "Чуду над Вислой") самые различные политические и иные польские организации постоянно обращаются для разжигания антироссийских настроений. Характерно, что даже католическая церковь не устояла перед великим соблазном: в частности, в помещении костела на территории Королевского дворцово-паркового ансамбля Вилянув на окраине Варшавы экспонируется картина, изображающая сцену гибели красноармейцев в битве под Варшавой.

Не уступает А.Новаку по части измышлений и ложной исторической эквилибристики другой польский профессор П.Вечоркевич из института истории Варшавского университета. В интервью газете "Жечпосполита" от 28 сентября 2005 года этот историк рисует радужную перспективу для Польши в случае ее участия в войне на стороне Гитлера: "Мы могли бы найти место на стороне рейха почти такое же, как Италия и наверняка лучшее, нежели Венгрия или Румыния. В итоге мы были бы в Москве, где Адольф Гитлер вместе с Рыдз-Смиглы принимали бы парад победоносных польско-германских войск". Вот так, не больше и не меньше.

Достаточно лишь выборочно привести заголовки польских газет, чтобы получить впечатляющее представление о массированной антироссийской кампании, не прекращающейся в польских СМИ на протяжении многих лет.

Убедитесь сами: "Конец фальшивой пропаганды  Кремля"6, "Кремль борется с независимыми историками в Интернете"7 , "На службе российского империализма"8 , "В России хорошим является только властитель"9 , "Российские шпионы охотились в Польше за секретами НАТО"10 и т.д.

Справедливости ради следует отметить, что в некоторых авторитетных польских изданиях все чаще предпринимаются попытки давать объективную картину происходящего в России. Среди них выделил бы  "Газету выборчу", "Не", "Русский курьер Варшавы", и приложение к нему "Соотечественник". Объективную информацию о российской действительности можно получить из распространяемых в Польше наших газет: "Известия", "Коммерсант", "Литературная газета", "Комсомольская правда", "АиФ", "Аргументы недели".

Ну а как обстоят дела на польском книжном рынке на фоне российско-польских отношений? Я имел возможность убедиться, что он, конечно же, адекватно отражает их главную составляющую - антироссийскую риторику, противостояние сторон. В массе своей переводная российская книга и зарубежная книга о России носят негативный отпечаток политических страстей, кипящих вокруг трактовки общей истории.

Хотя истины ради отмечу повышение в целом интереса польского общества к русской литературе в последнее десятилетие. По-прежнему популярны Н.Гоголь, Ф.Достоевский, А.Чехов, М.Булгаков, М.Шолохов. Польский читатель может купить произведения В.Ерофеева, В.Сорокина, В.Пелевина, Т.Толстой, Л.Улицкой, А.Варламова, Б.Акунина, А.Марининой и многих других современных российских авторов. И тем не менее создается впечатление, что книжную авансцену все-таки занимают произведения,  прямо или косвенно рисующие негативный образ России. Среди авторов российские агенты-перебежчики, зарубежные, российские и польские писатели и журналисты: "Террор и революция" Б.Левицкого, "Заговор", "Вербовка" и "Ангельские хроники" В.Вилкова, "Россия в лагере" И.Солоневича, "Закат России" и "Катынь. Преступление и обман" Тадеуша А.Киселевского, "Жан" С.Третьякова (агент-перебежчик), "Красный бык" Мирослава М.Буйко, "Ледокол", "Тень победы", "День М" В.Суворова (агент-перебежчик), "Ежов. Железная пята Сталина" Джона Арк Гетти и О.Наумова, "Сталин. Двор красного монарха" и "Молодые годы деспота" Симона Себага Монтефиоре, "Шепотом" Орландо Фигеса, "Русские союзники Гитлера" И.Хоффмана, "Донос и доносители во времена сталинского террора" Франко Ксавьера Хепарда, "Товарищ Ж." Пита Эрли, "Катынское ложе" Ф.Казелла, "Катынь…" Аллена Пауля, "Гулаг" Энн Аппельбаум и т.д.

На этом фоне, как нежная орхидея среди зарослей чертополоха, выглядит книга "Россия - наша любовь" Виктории и Рене Сливовских. Это романтическое повествование француза и польки о студенческих годах в России. В середине XX века они окончили Ленинградский университет, нашли там семейное счастье и много верных, настоящих друзей, с которыми в течение десятилетий поддерживают дружеские связи. Преданность этой дружбе и любовь к России они пронесли, несмотря ни на что, через всю жизнь. О чем и рассказали в своей книге. До недавнего времени авторы работали в Варшавском университете: он преподавателем русского языка, она - истории. Чем не сюжет для художественного фильма? И подобные примеры не единичны. Видимо, таких отношений между поляками и россиянами опасается нынешний Президент Польши, выговаривая своему министру иностранных дел в передаче польского ТВ за то, что у того в министерстве работают "москали".

Раздражение у некоторых в Польше вызывают не только свои "живые москали", но и мертвые российские. Как иначе рассматривать факт обращения руководства 12-й механизированной польской дивизии, помогающей ныне американцам в Афганистане, к руководству города Щецина о снесении или переносе памятника советским воинам-освободителям, стоящего в центре города. Известно, что битва за Щецин положила начало всей Берлинской операции. Кстати, недалеко от Щецина в городе Хойна нашел последнее пристанище отец известного певца Муслима Магомаева, участвовавший в этой операции.

В упомянутом контексте, полагаю, требует продолжения начатая большая работа по выявлению всех обстоятельств гибели красноармейцев в польском плену в 1919-1920 годах (по некоторым данным, до 60 тыс. человек). И, конечно, совместно с польской стороной, которая, как известно, болезненно реагирует на закономерное стремление России выяснить всю правду относительно своих граждан. Эта позиция нашей страны в Польше рассматривается как своего рода "антиКатынь", намерение уйти от ответственности за катынское преступление. В нашем понимании это две совершенно различные проблемы, и не следует их смешивать. Каждая из них заслуживает обстоятельного и непредвзятого исследования. Небезразлична нам и судьба православного кладбища в Варшаве, где похоронены многие россияне, в том числе князья Мещерские, Львовы, бывший градоначальник Варшавы генерал Сократ Старынкевич, которого в свое время глубоко почитали варшавяне за заслуги перед городом (примечательно, что уход за его могилой до сих пор осуществляют городские власти). Было приятно видеть, как в день поминовения 1 ноября варшавяне возлагали цветы на российские могилы.

Весьма своеобразна картина изучения русского языка в Польше. Удивительно, но факт: здесь проявляется ощутимый рост интереса к русскому языку. И это на фоне продолжающегося антироссийского психоза в стране. Данное вроде бы противоречивое явление, пожалуй, можно объяснить прагматизмом поведения поляков в условиях глобализации мира. Делать бизнес с Россией и россиянами считается выгодно. Ведь русский язык как никак открывает двери не только в Россию, но и в страны СНГ, способствует проникновению далее на Восток (в Китай, Японию и т.д.). Немало и тех, кто хочет лучше познать загадочную страну - Россию, ее культуру, туристические достопримечательности, надеется на нормализацию отношений с ней. Особый интерес к изучению русского языка отмечен среди бизнесменов. Парадоксально, но, по свидетельству специалистов, в Польше сейчас возник даже дефицит преподавателей русского языка. По данным Главного статистического управления РП, в неполных средних школах русскому языку на декабрь 2006 года обучалось 40 тыс. человек и в гимназиях - почти 33 тысячи11. Большой конкурс на университетские отделения русского языка, функционируют многочисленные частные курсы по его изучению. Роль преподавателей и переводчиков русского языка, их подвижничества в деле взаимного духовного сближения россиян и поляков трудно переоценить. Мне кажется, что Россия могла бы оказывать более существенную помощь этим людям в их нелегкой миссии - направлением современных учебников и пособий, приемом на курсы переподготовки, оказанием соответствующих знаков внимания и т.д.

Можно только приветствовать содействие России в проведении Международного фестиваля студентов, изучающих русский язык, в Кракове в сентябре 2009 года. Большую роль в его организации сыграли городские власти.

Общеизвестно значение культуры и искусства в сближении народов. Личное многолетнее участие в организации культурных связей между Россией и Польшей убедило меня в особой важности этого универсального средства межнационального общения. Именно культура предоставляет возможность, несмотря на сложные, порой драматические моменты в истории двусторонних отношений, наводить мосты между Россией и Польшей. Никогда не угасавший среди россиян и поляков глубокий интерес друг к другу, взаимодействие и взаимопроникновение культур часто создавали хорошие предпосылки для их взаимопонимания и сближения.

И этот живительный источник не иссякает и по сей день. На взаимной основе между нашими странами проводятся дни культуры, фестивали искусств, выставки, гастроли театров и музыкальных коллективов, показы кинофильмов. Важнейшими событиями в их культурной жизни стали сезоны российской культуры в Польше и польской культуры в России в 2004-2005 годах. В их рамках состоялся российско-польский проект "Warszawa-Moskwa, Москва-Варшава 1900-2000", который осуществлялся под патронажем Президента России В.В.Путина и Президента Польши А.Квасьневского. Неподдельный интерес вызвали выставка "Отвергая и восхищаясь" из истории культурных отношений между Польшей и Россией и фотовыставка "Путь к свободе через "Солидарность" в Европу". В 2001-2005 годах в России были переведены и изданы более 200 произведений польских писателей (В.Гомбровича, К.Грохоля, С.Лема, Иоанна Павла II, Л.E.Керн, С.Мрожека и т.д.).

Весьма насыщенным выглядел российский культурный сезон в Варшаве осенью 2008 года. Здесь и триумфальные выступления балета Эйфмана из Санкт-Петербурга, и широкомасштабный фестиваль российского кино, посвященный его 100-летию, гастроли ансамбля российских казаков, Драматического театра из Ногинска, Московской области. Фактически ежегодно в Польшу приезжает Ансамбль песни и пляски Российской армии им. А.В.Александрова, восторженно принимаемый публикой.

Известно, как высоко ценят свои контакты с Россией А.Вайда, К.Пендерецкий и другие выдающиеся представители польской культуры. Касаясь выступлений московского театра "Современник" в Варшаве, режиссер А.Вайда заявил: "Я думаю, что поляки, которые находились в этом зале, хотели показать, каковы наши подлинные чувства к россиянам. Это очень важно в столь сложный политический момент. Самый верный путь к сближению - через культуру"12.

А.Вайда избран почетным доктором ВГИК, в России в 2003 году проведена декада "А.Вайда и новое польское кино". Композитор К.Пендерецкий  неоднократно заявлял о своих симпатиях к России, где он всегда желанный и любимый гость. "Ни года без России", - говорил он. Кстати, в ноябре 2008 года у нас в России торжественно отмечали 75-летие всемирно известного польского композитора.

Словом, процесс взаимопроникновения культур нарастает, он живет как бы своей жизнью, благополучно минуя политические рифы, воздвигнутые историей и определенными политическими силами уже в наше время.

В развитие темы культурных связей и контексте обвинений России в якобы оккупационном характере ее отношений с Польшей в период с 1945 по 1989 год хотелось бы сказать следующее. На мой взгляд, тезису "оккупационный режим" противоречат факты о необычайно широких и многоплановых международных культурных контактах Польши в упомянутый период. Она поддерживала культурные связи с 80 странами мира13. Только за 1945-1975 годы за рубежом были изданы 4633 книги польских авторов (в 1937 г. -40 книг), распространялось 3775 наименований польской прессы. Из созданных 490 кинофильмов 200 показывалось за рубежом (в межвоенный период из 300 только 60 попало на зарубежный экран). Что же касается польского послевоенного кинематографа, то это особое явление мировой культуры, по праву получившее свое общепризнанное название как "польское кино". А имена А.Вайды, Е.Кавалеровича, В.Якубовской, Е.Хоффмана, А.Мунка, Р.Поляньского, А.Форда, Е.Пассендорфера, К.Занусси, К.Кесьлёвского, как и ряда других, по достоинству причислены к звездам мирового кинематографа.

На наш взгляд, в последнее время наметились положительные тенденции в развитии не только культурных связей. Как представляется, все больше поляков начинает понимать, что историческая память, какая бы она ни была трагичная и болезненная, не должна заслонять перед нынешним и будущими поколениями россиян и поляков перспектив взаимодействия и добрососедства. Многие все более отчетливо осознают, что в результате манипуляций общественным мнением и дезинформации они становятся заложниками истории и ее безответственных интерпретаторов. По сути, на молодое поколение возлагается ответственность за несовершенные им деяния.

Естественно, историю своего народа, как и других, нужно знать и хорошо помнить. Но важно делать из нее правильные выводы и не повторять ошибок предков. В противном случае Россия и Польша не смогут преодолеть зону национального отчуждения и политических заморозков. Во взаимных интересах стороны должны наконец-то предпринять совместные меры по пути исторического примирения, которое бы опиралось на доверие и искреннее желание добрососедствовать и сотрудничать. Пора переходить от декларативных заявлений и сомнительных констатаций к реальным делам.

К сожалению, за словами премьер-министра Польши Дональда Туска, что "время перемен к лучшему в наших отношениях уже настало"14, внушавшими определенную надежду на подвижки в российско-польских отношениях, со стороны Польши не последовали практические шаги в плане сближения позиций вплоть до 2009 года, когда состоялся визит в Польшу В.В.Путина. Скорее, наоборот. В августе 2008 года польский премьер заявил, что предпочитает в Польше "американцев, нежели советских солдат"15. Но ведь мы и не намерены посылать туда свои войска. Создается впечатление, что польские власти своими действиями на международной арене в последующий период, в особенности со стороны Президента Польши Л.Качиньского, сделали все от них зависящее, чтобы осложнить эти отношения. И, пожалуй, им это удалось. Судя по всему, президенту очень бы хотелось продолжить в наши дни амбициозные внешнеполитические устремления "начальника" Польши 20-30 годов XX века Ю.Пилсудского ("Великая Польша от моря до моря", "равная по силе великим державам" и т.д.).

Складывается впечатление, что польский лидер прямо таки страдает аллергическим недугом, вызываемым Россией, открытую враждебность к которой, он даже не старается скрывать16.

Но и он понимает: все-таки на дворе время не то. А очень хочется быть великим. И ведь нашел себя… в роли защитника некоторых так называемых младоевропейских государств от агрессивных посягательств возрождающейся Российской империи, став своего рода лидером их протестной группы. И на этом благородном поприще почти что преуспел. Вояжируя в самые что ни на есть "горячие точки" Европы, подставляя солидарное плечо страждущим, но в конце концов, как и предполагалось, из этой затеи вышел конфуз. Оказалось, что данная роль сопряжена с риском быть обманутым со стороны опекаемых. Да и великие из НАТО и Евросоюза не расположены делиться статусом.

Нам кажется, что при возможной корректировке стратегического курса в отношении России власть предержащим в Польше, если это потребуется, полезно было бы обратиться за советом к авторитетному польскому публицисту Кшиштофу Теодору Теплицу. А он заметил: "Россия Путина является потенциально самым стабильным, наиболее предсказуемым и рационально мыслящим восточным соседом, какого мы можем ожидать с той стороны… Это, конечно, не западная демократия и, наверняка, ею никогда не будет, поскольку она этого не хочет. Однако она хочет быть стабильным государством и иметь чувство собственного достоинства. Она имеет на это право"17. Подобно К.Теодору Теплицу мыслят многие неозадаченные проблемами противоборства поляки.

Как представляется, с опубликованием четвертого тома сборника документов "Катынь" в 2007 году поставлена заключительная точка в труднейшем совместном польско-российском поиске решения вопроса гибели польских офицеров. Это факт большой исторической важности. А тем, кто требует все новых и новых покаяний от российской стороны, напомню, что еще Президент СССР М.Горбачев признал вину сталинского режима за это злодеяние, а Президент России Б.Ельцин произнес официальное "прошу прощения". Судя по высказываниям незаангажированных варшавян, этого вполне достаточно, чтобы не раздувать нового очага враждебности.

Меня, конечно же, весьма интересовало, как поляки относятся к перспективам улучшения российско-польских отношений. Ситуация, с моей точки зрения, выглядит следующим образом. Согласно анализу общественного мнения, проведенному рядом польских исследовательских центров в середине 2006 года, 61,6% опрошенных определило состояние отношений между обеими странами как плохое или очень плохое. При этом главную ответственность за такое состояние участники опроса возложили на власти России (40,6%). Свыше 30% опрошенных считает, что ответственность польских властей ничуть не меньше, чем российских.

Что касается взаимных симпатий в российском и польском обществах, то они, по данным исследования, оказались примерно равны. Организаторы опроса сделали вывод, что общественное мнение в Польше позитивно оценило бы любые признаки улучшения сложившейся ситуации18.

Исходя из личных впечатлений от общения с различными категориями польских граждан, могу предположить, что число выступающих за установление добрососедских отношений между Польшей и Россией по сравнению с 2006 годом возросло. Ветер перемен, думается, уже не за горами.

Уверен, что большинство россиян положительно восприняло бы перемены к лучшему во взаимоотношениях России и Польши, которая для них продолжает оставаться, несмотря ни на что, близкой, интригующей своей необычностью страной, родиной Н.Коперника, Ф.Шопена, Г.Венявского, А.Мицкевича, Г.Сенкевича, Б.Пруса, М.Склодовской-Кюри, Ч.Милоша, А.Вайды, К.Пендерецкого и многих других выдающихся сыновей и дочерей польского народа.

Мы можем и должны быть добрыми соседями, уважающими друг друга и доверяющими друг другу. От этого лишь выиграют Россия и Польша, Европа и мир. А прежде всего обычные, неполитизированные, нормальные люди - россияне и поляки.

Добрососедское сотрудничество - процесс двусторонний. Прежде всего, на мой взгляд, необходимо оживление диалога на правительственном уровне, сближение позиций, понимание партнера.  Межгосударственный российско-польский договор был подписан 22 мая 1992 года. Этот документ заложил основы для добрососедского сотрудничества и дружественных отношений нынешнему и будущим поколениям россиян и поляков. В нем подчеркивалась решимость сторон "преодолеть негативное наследие прошлого и строить качественно новые двусторонние отношения в будущем на основе позитивных ценностей в истории обоих народов и государств, а также международного права, демократии и соблюдения прав человека".

Как говорится, дело было за малым - за его выполнением. А здесь появились большие проблемы. Глубоко убежден, что ответственность за препятствия, которые встречаются на пути его реализации сегодня, лежит на обеих сторонах. Нужны обоюдное желание и совместные шаги навстречу друг другу.

Важно повысить ответственность историков и публицистов, а также СМИ России и Польши за дезинформацию и разжигание вражды между нашими народами. Особое значение имеет уважение национальных чувств, недопущение проявления имперских амбиций. Довольно препираться до бесконечности и злоязычить до остервенения. Пора нормально дискутировать, искать компромиссы, идти навстречу друг другу. В порядке дискуссии выскажу, на первый взгляд, ирреальную идею. Мне она не кажется надуманной и недостижимой. Речь идет о подключении к процессу взаимопонимания и сближения наших народов христианских церквей - православной и католической, играющих огромную роль в жизни обеих стран. В современной истории известны положительные примеры подобного рода. Взять хотя бы направление в 1965 году польскими епископами послания немецким епископам: "Прощаем и просим прощения". Возможно, Вседержитель сподвигнет польских епископов на повторение столь благородного поступка и в отношении российского духовенства, а те благожелательно его воспримут. Без всякого сомнения, это стало бы эпохальным событием в истории наших народов.

Весьма заметное воздействие на процесс нормализации российско-польских связей оказывает  в последние годы конструктивный диалог на уровне гражданского общества. Все возрастающую роль в нем играет Российско-польский форум общественности и совместная Группа по сложным вопросам, вытекающим из истории российско-польских отношений. Важно, чтобы рекомендации указанных организаций возможно более полно учитывались на политическом уровне в целях перестройки и оптимальной перезагрузки двусторонних отношений.

Известные надежды на улучшение нынешнего, откровенно говоря, неудовлетворительного состояния российско-польских отношений вселяет недавний визит в Польшу премьер-министра России В.В.Путина. Однако многое, на наш взгляд, будет зависеть от того, насколько последовательно и целеустремленно обе стороны будут реализовывать договоренности, достигнутые в ходе встреч премьеров обеих стран.

В плане улучшения наших двусторонних отношений прагматичная позиция в этом вопросе молодежи вызывает  известный оптимизм. Представляется, что для нее в условиях глобализации мировых процессов взаимные стародавние обиды и "непогашенные счета" все больше будут становиться лишь фактом истории. Она живет сегодняшним днем. В основе ее миропонимания усиливаются такие ценности, как политический реализм, экономическая целесообразность, мир без границ. И если Россия и Польша искренне заинтересованы в усилении ее роли в данном процессе, следует создавать для молодежи возможности беспрепятственного перемещения через границы, широкого обмена информацией, благоприятные условия для реализации бизнес-проектов и т.д. К сожалению, ныне молодые россияне и поляки слабо представляют себе истинное положение дел в наших странах, лишены объективной информации. Их взаимные контакты крайне ограничены. Думается, необходима особая программа по вовлечению молодежи в дело перестройки российско-польских отношений.

A propos заголовка статьи, хотел бы сказать, что спорить и препираться  россияне и поляки, видимо, обречены  самой историей своих сложных двусторонних отношений, да и реалиями дня сегодняшнего. И это естественный процесс. Важно не делать из него трагедии. Следует искать пути к сближению, понимать друг друга и не видеть в партнере врага. Давайте сделаем шаг навстречу друг другу и начнем наши отношения с чистого листа.

Кажется, что в последнее время процесс оптимизации  отношений медленно, со скрипом, но все-таки пошел. На его пути, к сожалению,  много препон и препятствий, прежде всего психологического, политического и иного свойства. Но другого пути нет. Как поется в русской песне, предстоит "дорога длинная". Пожалуй, не на одно поколение.

Однако дорогу осилит идущий, если, конечно, он хочет идти.  И, как говорят в Польше, "широкой дороги" вам, кто встал на этот путь!