ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Российско-южнокорейские отношения. К юбилею установления отношений

12:54 02.10.2020 • Владимир Петровский, доктор политических наук, действительный член Академии военных наук, главный научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН

30 сентября отмечался 30-летний юбилей установления дипломатических отношений между Москвой и Сеулом. Сразу вспомнился август 1990-го, когда мы, двое молодых ученых-востоковедов, прибыли (первыми!) на 3-месячную стажировку в один из местных университетов.

Нас окружила атмосфера доброжелательности и нескрываемого интереса – русских и советских в Южной Корее почти не знали и воспринимали как абсолютную экзотику. В отличие, например, от американских военных, которых тогда в Сеуле было предостаточно, но к которым отношение было иным.

Скоро мы поняли это сами, решив прогуляться по столичному кварталу Итэвон, граничившим с американской военной базой, щеголяя при этом своим хорошим английским. Нас окружила толпа местной «золотой молодежи», и сразу вспомнилось из классики: «Остап понял, что скоро его будут бить». Однако стоило объяснить, что мы не американцы, а русские, как ситуация разительно изменилась. Местная молодежь весьма учтиво перед нами извинилась и предложила совместно отметить знакомство в качестве «компенсации за моральный ущерб».

Однако, отбросим шутки в сторону. Российско-корейским отношениям, конечно, не 30 лет, а несколько столетий, и они всегда были дружественными. Но оккупация Кореи Японией после поражения России в российско-японской войне 1905 г., а затем раздел мира на советский и американский лагеря после окончания Второй мировой войны, и последовавшая Корейская война 1950-1953 гг. развели СССР и Республику Корея (РК) «по разные стороны баррикад» на десятилетия. И в 1990 г. пришлось начинать все почти заново.

Сейчас в комментариях в связи с юбилеем наших дипотношений принято говорить о том, что получилось и что не получилось сделать странам за эти годы. Получилось многое. Россия и Южная Корея разделяют принципы, согласно которым должна развиваться ситуация на Корейском полуострове: корейская нация в итоге должна быть единой, полуостров должен быть свободен от ядерного оружия, а все проблемы и споры надо решать исключительно дипломатическим путем. В последние годы стало заметно сближение позиций Москвы и Сеула по северокорейской проблематике. РФ и РК поддерживают трехстороннее сотрудничество с участием Юга, Севера Кореи и России.

Россия использует опыт и комплексные решения Южной Кореи по части развития и применения информационных технологий в самых разных сферах - транспорте, электронном правительстве, финансах и других (по этому показателю РК входит в первую десятку стран мира).

Немало было сделано для развития культурно-гуманитарных связей и человеческих контактов. Россияне открыли для себя корейскую культуру и корейскую кухню, многие из них просто «влюбились» в Корею и посвятили ее изучению свою жизнь. С 2014 г. в двусторонних отношениях действует режим безвизового посещения для туристических и деловых поездок, что дало возможность часто бывать друг у друга в гостях и видеть всё своими глазами. Согласно опросам, более 95% россиян положительно относятся к Южной Корее, - куда выше среднего по миру показателя в 80,3%.[1]

А теперь о том, что не получилось, и над чем сторонам еще предстоит работать. Автор хорошо помнит, как в 1990 г. местный бизнес надеялся на стратегическое партнерство с СССР в экономике и торговле, и строил свои смелые планы. Однако вскоре СССР распался и им не суждено было сбыться. Однако это получилось у РК с Китаем: в 1992 г. КНР и РК установили дипломатические отношения, вслед за чем последовал взрывной рост взаимной торговли и инвестиций.

К сожалению, Россия и сейчас похвастаться этим не может. Во внешнеторговом балансе РФ доля Южной Кореи составляет лишь 3,6 %, Южная Корея - на 8-м месте в списке торговых партнеров РФ, Россия - на 10-11-м для Кореи. На долю России приходится не более 1-2% всего товарооборота РК.[2]

Пока не переходит в практическую плоскость (правда, в основном из-за неготовности Северной Кореи и давления со стороны Вашингтона) предложенное Россией трехстороннее сотрудничество в формате РК-КНДР-РФ, включая строительство единой железной дороги, прокладку газопровода и линии электропередач.

Иногда позиция Москвы расходится с точкой зрения Сеула по поводу того, как надо вести себя с КНДР. При нынешнем президенте РК Мун Чжэ Ине Россия и Южная Корея, как правило, не спорят об этом, и хочется, чтобы так оставалось и впредь.

Однако для Южной Кореи главный партнер и союзник - США, на юге Корейского полуострова до сих пор размещены американские войска. Поэтому вольно или невольно Сеул в целом следует в фарватере политики Вашингтона, что отражается отношениях с Россией. Однако это не помешало Москве и Сеулу поставить перед собой цели достижения уровня стратегического партнерства в двусторонних отношениях.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[1] «Чего достигли Россия и Южная Корея за 30 лет дипломатических отношений», https://rg.ru/2020/09/30/chego-dostigli-rossiia-i-iuzhnaia-koreia-za-30-let-diplomaticheskih-otnoshenij.html

[2] «Чего достигли Россия и Южная Корея за 30 лет дипломатических отношений», https://rg.ru/2020/09/30/chego-dostigli-rossiia-i-iuzhnaia-koreia-za-30-let-diplomaticheskih-otnoshenij.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати