Стр. 112 - листалка

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Константин Долгов
106
Возвращаясь к образу тополя, Папа Франциск подчеркивает,
«что ствол без корней может какое-то время продолжать сохра-
нять видимость жизни, но при этом он становится полым изнутри
и в конечном счете погибает. Вот почему Европа должна всерьез
задуматься над тем, является ли ее великое гуманистическое, ху-
дожественное, техническое, социальное, политическое, экономи-
ческое и религиозное наследие всего лишь артефактом прошлого
или же оно по-прежнему способно вдохновлять культуру и откры-
вать свои сокровища всему человечеству».
К сожалению, как мы видим, Европа еще не задумалась над
такими вопросами, и одним из препятствий к этому является ее
высокомерие, ибо она по сей день считает себя самой цивилизо-
ванной, самой культурной, самой высокоразвитой во всех отно-
шениях частью человечества, его элитой. Возможно, истоком дан-
ного высокомерия является представление о том, что Европа и вся
ее история есть как бы апофеоз развития человечества вообще.
Она до сих пор не учитывает, что сегодня не может быть одно-
полярного, биполярного, триполярного мира, что мир может быть
только многополярным. И здесь Франциск очень четко и ясно
формулирует концепцию Европы как некое единство многообра-
зия, единство многополярной Европы, где само понятие единства
при этом не устраняет и не стирает особенностей каждой нации и
каждого народа, а напротив, это единство предполагает все мно-
гообразие входящих в него народов и наций.
Дальнейшее позитивное развитие Европы возможно только при
таком понимании единства многообразия, единства, сохраняю-
щего самобытность духовной и материальной культуры каждого
народа, входящего в состав Европы. Больше того, Папа полагает,
что это единство многообразия относится ко всему современному
миру и ни один народ не должен возносить себя и господствовать
над другими народами, ибо для Бога все люди, все народы равны.
Обращение к корням важно еще и потому, что оно есть свое-
образный фундамент глобальной концепции прав человека, и в
этом особая роль принадлежит Европейскому суду по правам че-
ловека, который представляет в некотором смысле совесть Евро-
пы и который способствует и будет способствовать их развитию
не только в Европе, но и во всем мире.
Еще одну проблему, стоящую перед современной Европой,
Папа Франциск видит в «трансверсальности», имеющей отноше-