Стр. 107 - листалка

Упрощенная HTML-версия

Сентябрь, 2016
О выступлениях ПапыРимского Франциска
101
го блага. Больше того, он напоминает также о тесной взаимосвязи
понятий достоинства и прав человека с категорией долга, о чем
в настоящее время часто забывают. А ведь об этом в свое время
прекрасно писал один из основоположников европейской филосо-
фии Иммануил Кант. Что такое достоинство и права человека без
долга перед другими людьми, обществом, наконец, Богом?
Рассматривая состояние современного европейского обще-
ства, Папа снова и снова обращает внимание на трансцендент-
ность человека, которому изначально дана способность отличать
добро от зла, она заложена в самом сердце человека и является
его своеобразным внутренним компасом. При этом человека не
следует рассматривать как нечто абсолютное, а напротив, он есть
существо «относительное», связанное с другими людьми, с семь-
ей, обществом, в конечном счете со стремлением к достижению
общего блага. В этой связи Папа констатирует, что самой рас-
пространенной болезнью современной Европы является одино-
чество (то, что еще Гегель называл отчуждением, Entheuserung,
Entfremdung, то есть отчуждением человека от продуктов свое-
го труда, от самого себя, от других людей, от общества, словом,
тотальное отчуждение; а Карл Маркс показал, что по своей сути
капиталистический способ производства превращает человека в
средство, а не в цель, и приводит его к абсолютному, тотально-
му отчуждению). Это одиночество старых и больных людей, лю-
дей молодых, потерявших ориентиры, одиночество мигрантов,
прибывающих в Европу в поисках лучшей жизни. По существу,
Папа отмечает тотальное одиночество, или отчуждение, совре-
менного человека.
К этому приводит прежде всего формальный и поверхностный
характер европейской политики, ставящей на первое место эконо-
мические и технологические вопросы, а не вопросы, связанные с
самим человеком, превращение человека в средство, а не в цель
и т. д. Как следствие, чем более расширяется и бюрократизирует-
ся Евросоюз, тем большее недоверие со стороны простых людей
он вызывает, все чаще «мы встречаем общее ощущение устало-
сти, чувство старения, образ Европы, как «старой бабушки», ко-
торая перестала быть плодородной и энергичной. В результате те
великие идеи, которые когда-то вдохновляли Европу, теперь, ка-
жется, уже потеряли свою привлекательность и заменены бюро-
кратическими формальностями институтов власти».