Стр. 108 - листалка

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Константин Долгов
102
Наряду с этим мы «встречаем достаточно эгоистический образ
жизни, основанный на доминировании материального», что ведет
к равнодушию в мире вокруг нас, особенно по отношению к бед-
нейшим слоям. Мы видим, что «технические и экономические во-
просы доминируют в политических дебатах, оставляя в стороне
вопросы, подлинно главные и значимые для человека». На муж-
чин и женщин начинают смотреть как на винтики в машине, как
на элементы, которые после использования можно выбросить за
ненужностью.
Было большой ошибкой «позволить технологии взять верх»,
результатом чего стало смешение цели и средств. Это есть «неиз-
бежное следствие «культуры отбросов» и бесконтрольного потре-
бления». Обращение к идее человеческого достоинства означает
«признание ценности человеческой жизни, которая дана нам сво-
бодно и, следовательно, не может являться объектом торговли».
Папа акцентирует внимание на том, что обращение к самим людям
и их нуждам есть «защита памяти и надежды, ответственность за
настоящее», способность «утвердить чувство достоинства».
Размышляя о будущем Европы, Папа обращается к фреске Рафа-
эля «Афинская школа», в центре которой изображены Платон, ука-
зующий перстом на небо, и Аристотель, рука которого указывает на
землю. Будущее Европы зависит от органического соединения этих
двух начал: духовного, божественного, с земным, практическим,
прагматическим. Европа, не открытая к трансцендентному началу,
рискует потерять все, прежде всего свою душу, свой гуманистиче-
ский дух. Европа, способная открыться этому началу, снова возро-
дится и восстановит свое былое величие со всеми высшими дара-
ми и ценностями, которыми восхищались другие народы. В центре
этого исторического процесса, подчеркивает Папа, должна стоять
человеческая личность, то, что христианство с самого начала пред-
ложило миру. Этот вклад христианства в мировую культуру и ци-
вилизацию не только не представляет никакой опасности светской
культуре и цивилизации и светским политическим и другим инсти-
тутам, но, напротив, обогащает их содержание и деятельность.
Проблема человеческой личности стоит в центре внимания
при рассмотрении таких важнейших вопросов, как экология, се-
мья, образование, демократия, иммиграция. Так, люди не должны
хищнически относиться к природе, главная их задача состоит в
том, чтобы беречь, возделывать ее, ибо сам человек является ее