Стр. 106 - листалка

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Константин Долгов
100
имосвязей, взаимоотношений между народами и расширения са-
мого Европейского союза мир становился все менее и менее ев-
ропоцентричным. И несмотря на укрепление Евросоюза, Европа
все больше стала производить впечатление чего-то изможденного,
состарившегося, она все меньше и меньше ощущает себя протаго-
нистом в мире, который все чаще относится к ней с равнодушием,
отчужденностью, недоверием и временами даже с подозрением.
Естественно, эти серьезные проблемы не должны ввергать ев-
ропейцев в отчаяние, скорее напротив, они должны их объединять
для поисков оптимальных решений. Папа напоминает, что основа-
тели Европейского союза исходили из самого главного и сущест-
венного, что лежало в сердце этого грандиозного проекта, - веры
в человека не как просто гражданина или экономического субъ-
екта, а в человека как личность, наделенную трансцендентным
достоинством. Он специально подчеркивает тесную взаимосвязь
между этими двумя понятиями - достоинством и трансцендентно-
стью. И это не случайно, потому что Европа постоянно повторяет
правильные, но формальные слова о человеческом достоинстве и
правах человека, не обращая внимания на глубокие трансцендент-
ные корни, их питающие. Это, в свою очередь, неизбежно приво-
дит к крайнему индивидуализму, к пониманию человека как абсо-
лютной монады, никак не связанной с другими монадами.
Идея человеческого достоинства была поворотным пунктом
после Второй мировой войны, она явилась результатом огромного
многовекового исторического опыта, полного страданий, притес-
нений, насилия и жертв. Эта концепция, отмечает Папа, созревала
в глубинах истории, во многих поколениях различных народов -
Греции и Рима, кельтских, германских, славянских - и из христи-
анства, которое их формировало и помогало выработать идею
личности.
Достоинство и права человека предполагают свободное выра-
жение мнения, религиозных убеждений, юридическое обоснова-
ние законов, которые должны господствовать над властью грубой
силы и тирании, отсутствие дискриминации, обеспечение условий,
необходимых для самого существования человека, - пищи и т. д.
и, наконец, работы, вселяющей чувство уверенности.
Поверхностное и формальное понимание прав человека, чело-
веческого достоинства Папа считает неприемлемым, поскольку
эти понятия всегда были и должны быть связаны с идеей обще-