Стр. 24 - V

Упрощенная HTML-версия

Сентябрь, 2014
Обоюдовыигрышный результат
19
границы с Китаем, ставшие предтечей далекоидущего начинания -
создания в 2001 году Шанхайской организации сотрудничества (Ка-
захстан, Кыргызстан, КНР, Россия, Таджикистан, Узбекистан).
К началу XXI века дружественные российско-китайские отно-
шения обрели новый облик, качество и размах. Москва и Пекин со-
гласились закрепить достигнутое в крупном и весомом договорном
акте, который был подписан в 2001 году. В него вошло фундамен-
тальное положение об отсутствии у России и Китая территориаль-
ных претензий друг к другу. Прошедший период убеждает, что идея
Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве состояла не
только и не столько в фиксации того, что уже получилось, сколько и
прежде всего в постановке ориентиров на будущее. Характерно, что
стороны заключили договор несмотря на то, что переговоры рутин-
но продолжались без видимых «просветов». Но фактически на том
же отрезке времени руководители двух стран пришли к мысли, что
более не следует оставлять на потом полное урегулирование погра-
ничных вопросов, хотя ситуация на границе не вызывала беспокой-
ства, все механизмы пограничного взаимодействия работали беспе-
ребойно и результативно.
Логика, которая подводила российских и китайских лидеров к та-
кой мысли, понятна и объяснима. Недоурегулированность вопросов
границы, независимо от состояния и характера двусторонних от-
ношений, всегда и везде остается тлеющим раздражителем, а если
смотреть в корень, то своего рода крайне вредоносным «дремлю-
щим» вирусом, способным дать о себе знать неожиданно, казалось
бы, по пустяковому поводу. Речь, по существу, шла о том, чтобы
воспользоваться сложившимся историческим шансом и попытаться
финализировать тему границы. В какой-то мере это было созвучно
известной дэнсяопиновской формуле 1989 года: «подвести черту
под прошлым, исходя из интересов будущего».
Другое дело, как этого добиться, ведь применявшаяся много-
летняя методика не давала эффекта. Следовало решиться на не-
стандартные подходы, однако такие, которые сочетали бы свежий
ракурс при рассмотрении конкретных аспектов ситуации с привер-
женностью базовым принципам Соглашения 1991 года, поскольку
граница является единым целым и не допускает применения разли-
чающихся критериев к определению прохождения ее линии, какой
бы ни была специфика отдельных участков. Именно такого рода
указания получили переговорщики.