Стр. 23 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Виталий Воробьев
18
тов, тем более боевых столкновений, там не отмечалось. Зато перего-
ворный процесс из-за острых разногласий по нему нередко тормозил,
а порой зависал на грани полной остановки. Не удалось договориться
и после возобновления переговоров в 1987 году, когда через три года
стороны пришли к единому мнению практически по всем погранич-
ным вопросам.
Проявив здравый смысл и дальновидность, советские и китайские
руководители того времени пошли на то, чтобы не зацикливаться на
двух несогласованных участках (добавился еще аргунский) и юри-
дически оформить все уже решенное на восточной части границы
от Монголии до КНДР. Так появилось Соглашение 1991 года. Столь
уникальная договорная конструкция с пропусками (как говаривали
эксперты, с «дырками») по существу была воспроизведением схемы,
обсуждавшейся еще в 1964 году, но не реализованной в силу ряда
объективных и субъективных причин.
К началу 1990-х годов отношения между двумя странами были
уже нормализованы и быстро переходили в фазу развития конструк-
тивного взаимодействия, опорным элементом которого становилось
укрепление добрососедства.
Соглашение 1991 года в этом смысле имело значение политиче-
ского символа. Оно сигнализировало, что самые заскорузлые и чув-
ствительные проблемы, доставшиеся в наследство от истории или
наслоившиеся за три десятилетия, могут поддаваться удовлетвори-
тельному решению при наличии у сторон стремления к этому, учете
интересов, озабоченностей и потребностей партнера, при соизмере-
нии долгосрочных задач двустороннего взаимодействия с глобаль-
ными трендами. Не будет преувеличением сказать, что реализация
соглашения в немалой степени способствовала выведению россий-
ско-китайских отношений на орбиту доверительного стратегическо-
го партнерства.
Само по себе соглашение примечательно содержащимися в нем
базовыми принципами и подходами, которые сыграли направля-
ющую роль не только для нахождения развязок по оставшимся во-
просам на российско-китайской границе. Они во многом помогли
урегулировать пограничные проблемы между среднеазиатскими
государствами и Китаем, стали предметом неослабного интереса в
международном экспертном сообществе. Без этого соглашения не
появились бы на свет два первопроходческих документа - соглаше-
ния 1996 и 1997 годов о мерах доверия и военной разрядке в районе