Стр. 164 - V

Упрощенная HTML-версия

Сентябрь,
2014
ДжеймсДжойс: вечныепарадоксытворчества
159
У.Эко проницательно и глубоко оценивает значение «Поми-
нок по Финнегану», остающихся, повторим, до сих пор закры-
той книгой не только для читателей, но и для многих исследо-
вателей.
Это произведение, а в его перспективе и все творчество
Джойса, не предлагает нам себя в качестве решения наших ху-
дожественных проблем (а вместе с ними - и прочих наших про-
блем: познавательных и практических). Это не Библия, не про-
роческая книга, несущая нам некое окончательное слово. Это
произведение, в котором автор, заставив сойтись и сложиться
в некую композицию целый ряд поэтик, которые в ином случае
взаимно непримиримы, в то же самое время отринул другие
возможности жизни и искусства, еще раз открыв нам, что наша
личность раздроблена, наши возможности ограничены, наша
опора на реальность зависит от условий, противоречащих друг
другу, наша попытка определить всю совокупность вещей и
властвовать над ними всегда в той или иной мере трагична, по-
скольку обречена на некий «шах», на некое, лишь частичное,
обладание.
Поэтому «Финнеганов помин» представляет для нас не един-
ственный выбор, но лишь один из возможных выборов, ко-
торый остается в силе лишь в том случае, если за ним стоит и
другой: невозможность разрешить нашу ситуацию в мире толь-
ко посредством языка и потребность заняться преобразовани-
ем самих вещей. И именно в рамках этого выбора, в силу того
факта, что, будучи предложена нам как единственное опреде-
ление мира, эта книга запутывается в ряде неразрешимых апо-
рий, она дает нам наш образ в зеркале языка»
13
.
Джойс обладал достаточным мужеством, умом и мудро-
стью художника, чтобы не соблазниться традиционными и
в этом смысле облегченными путями решения проблем. На-
против, он пытался найти иное решение, отбрасывая всякого
рода спасительные средства, даваемые традицией, пускаясь
в приключения беспорядка и хаоса. «Он выстроил по разным
уровням все категории и все параметры, принимая их все и
при этом отвергая их все, прибегая к чему-то вроде глумли-
вой эпохи, и не подвластной никаким чарам. Восточный образ
змеи, кусающей собственный хвост, циклическая и по види-