Стр. 165 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
КонстантинДолгов, Елена Старикова
160
мости совершенная структура книги не способна ввести нас
в заблуждение: «Финнеганов помин» - не победа Слова, кото-
рому благодаря его ритмам и законам удалось раз и навсег-
да определить вселенную и ее вечную идеальную историю.
О том, каково значение книги Джойса, высказался он сам
(в своем романе): «Condemned fool, anarch, egoarch, hiresiarch,
you have reared your desunite kingdom on the vacuum of your
own most intensely doubtful soul» («Проклятый дурак, анарх,
эгоарх, иересиарх, ты выпестовал свое иезуитское королев-
ство на вакууме своей собственной, в высшей степени сомни-
тельной души».) Если «Финнеганов помин» - книга священная,
то она говорит нам, что в начале был Хаос. Только при этом
условии она дает нам основы какой-то новой веры, а вместе
с тем и вскрывает причины нашего осуждения. И все же она
расторгает тот космос, модель которого для нас уже неприем-
лема, она кладет конец тем двусмысленным схемам, пользо-
ваться которыми мы уже не можем. Она оставляет нас, наслед-
ников беглеца Стивена, свободными и ответственными перед
лицом провокации, вызываемой хаосом и заложенными в нем
возможностями»
14
.
Итак, какие же выводы следуют из столь краткого и бегло-
го путешествия по лабиринтам джойсовской мысли и творче-
ства? Прежде всего, это вывод о том, что никакие, даже самые
глубокие и радикальные, эксперименты со словом не могут
быть инструментом прямого и адекватного решения различ-
ного рода практических проблем. Неслучайно Джойсу были
чужды собственно практические интересы и события, происхо-
дившие в разных точках современного мира. Его сферой была
именно сфера Слова. Тем не менее столь глубокие и универ-
сальные эксперименты Джойса со словом трудно переоценить,
поскольку они образовывали и воспитывали человеческий ум
и разум и, видимо, будут еще долго и долго их образовывать
и воспитывать в настоящем и будущем, и в этом смысле, воз-
можно, самые высоко теоретические эксперименты в любых
сферах человеческого знания могут иметь и собственно пра-
ктическое значение, и смысл. Неслучайно Джойс сделал свой
выбор в пользу высокой литературы, ибо литература низко-
пробная (равно как и низкопробное искусство и культура в це-