Стр. 163 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
КонстантинДолгов, Елена Старикова
158
пример, от Б.Брехта, за-
нимавшего совершенно
противоположные пози-
ции и внесшего огром-
ный вклад в понимание
великих политических
событий XX века - вой-
ны, революции и т. д.).
Тем не менее Джойс сде-
лал свой выбор, который
если не восхищает , то
ошеломляет. По сущест-
ву, выбор Джойса обо-
сновал принцип, по кото-
рому будет развиваться
современное искусство:
«отныне и в дальнейшем
в нем будут две раздель-
ные области дискурса
- одна , в которой осу -
ществляется сообщение
о фактах жизни человека и его конкретных отношениях (и в ко-
торой можно будет осмысленно говорить о сюжете, рассказе,
событии), и другая, в которой искусство будет осуществляться
на уровне технических структур дискурса абсолютно формаль-
ного типа». Точно так же и наука, в отличие от техники, «на не-
которых уровнях оставляет за собой возможность дискурса
сугубо гипотетического и «имагинативного», заключающегося
(как, например, в неэвклидовых геометриях или математиче-
ской логике) в очерчивании возможных вселенных, в которых
связь с реальной вселенной не должна непременно демонстри-
роваться непосредственно, ибо она сможет найти себе оправ-
дание только впоследствии, благодаря ряду опосредований
(которые поначалу не должны программироваться насиль-
ственно)»
12
. В связи с этим У.Эко отмечает, что «Поминки по
Финннегану» являются первым и самым знаменитым примером
этой тенденции современного искусства, тогда как изобрази-
тельные искусства давно сделали возможным подобный выбор.
Могила Джеймса Джойса в Цюрихе