Стр. 159 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
КонстантинДолгов, Елена Старикова
154
ким и лаконичным, как Софокл, иными словами, описать мак-
симальное количество событий и деталей всего одного дня из
жизни Дублина, мыслей и поступков его жителей. Однако для
решения этой сложнейшей задачи существующих техник и при-
емов Джойсу явно было недостаточно. Отсюда и появляется
бесконечный внутренний, не высказываемый вслух коммента-
рий героев относительно своих мыслей, ощущений, пережи-
ваний, нередко хаотичный, основанный на многочисленных,
часто бессознательных ассоциациях, не связанных с рациональ-
ными логическими построениями. Здесь Джойс не был перво-
открывателем, этот прием можно увидеть еще у Ч.Диккенса,
Дж.Остин, других писателей, включая русских (например,
Л.Толстой), но они не использовали внутренний монолог в та-
ких масштабах, в каких это стал использовать Джойс.
Необходимо было найти и визуальное решение этой непро-
стой задачи, которое Джойс осуществил за счет практически
полного отказа от пунктуации, вследствие чего повествова-
ние начинает представляться действительно непрерывным по-
током (хотя если читать этот текст вслух, то неизбежно будут
возникать паузы, логические акценты и т. д., соответствующие
определенной пунктуации). При всем шокирующем воздейст-
вии последнего эпизода «Улисса», представляющего заклю-
чительный монолог главной героини, составляющий десятки
страниц плотного текста, он не является совершенно ориги-
нальным, поскольку нечто подобное, хотя, разумеется, в мень-
ших масштабах, можно найти, например, у Диккенса в «Крошке
Доррит»
8
. А если к тому же восстановить пунктуацию в финаль-
ном монологе «Улисса», он будет выглядеть гораздо менее
авангардным и более традиционным. То же самое можно ска-
зать о внутренних монологах других персонажей - Блума, Сти-
вена, где именно отсутствие пунктуации является основным
приемом достижения шокового эффекта на читателя.
Из языковых экспериментов Джойса в «Улиссе» можно от-
метить и то, что он сам называл «эмбриологическим стилем»
(глава «Сцилла и Харибда»), с помощью которого пытался
описать процесс зарождения и развития живого организма
(от зачатия до рождения) посредством изложения истории
английского языка и литературы. В связи с этим здесь мы мо-