Стр. 158 - V

Упрощенная HTML-версия

Сентябрь,
2014
ДжеймсДжойс: вечныепарадоксытворчества
153
ной фон дублинской речи формируется преимущественно за
счет героев второго плана. Что касается главных героев, там
привлекает образ Стивена Дедала как героя, к которому Джойс
неоднократно обращается в своих произведениях, раскрывая
историю его жизни с детства и до зрелых лет. В связи с этим
читатель может проследить и этапы формирования и развития
его языка и речи, вбирающих в себя различные стили, акценты,
лексические особенности дублинцев. Речь же главного героя -
Блума - по сравнению с другими персонажами выглядит менее
индивидуальной и характерной. При этом Джойс стремится,
начиная со своих ранних произведений и далее в «Улиссе», до-
биться максимально объективного стиля повествования, пыта-
ясь, насколько возможно, исключить из него личность автора и
его вмешательство в текст и контекст событий.
В речи героев «Улисса» можно найти отражение различных
социальных слоев и соответствующих стилей, в том числе про-
сторечную, жаргонную лексику на грани непристойностей и бо-
гохульства. Что касается «запретной», «сексуальной» лексики,
ее значимость относительно мала по сравнению с лексикой бо-
гохульства, поскольку лексика богохульства, по мысли Джойса,
оказывала гораздо большее шокирующее воздействие на об-
щество с преимущественно католическим вероисповеданием.
Более последовательно и явно это прослеживается в «Помин-
ках по Финнегану», где богохульство, внешне более «благопри-
стойное» и «поэтическое», по существу, начинает доминиро-
вать. Может показаться парадоксальным, что Джойс уделяет
столь большое внимание этому лексическому слою, поскольку
он сам воспитывался в католических учебных заведениях и был
католиком, но, видимо, в силу разочарования в католицизме
у него и появились подобные, столь характерные в его творче-
стве, мотивы.
Важнейшей чертой стиля Джойса является внутренний моно-
лог, «поток сознания», которому посвящено огромное количе-
ство исследований. Почему этот художественный прием зани-
мает столь значительное место в творчестве писателя? Один из
наиболее ярких и содержательных ответов дает Э.Бёрджесс
7
.
Джойс, отмечает исследователь, стремился расширить повест-
вование до масштабов Гомера и при этом быть таким же ем-