Стр. 156 - V

Упрощенная HTML-версия

Сентябрь,
2014
ДжеймсДжойс: вечныепарадоксытворчества
151
яся во что-то безыскусное, обыденное, соотносит его с Шекс-
пиром. Я говорю, конечно, прежде всего об «Улиссе», который
все более и более воспринимается как продукт традиции, бо-
лее давней, чем натурализм, и который все более подвергается
критике, не потому, что он непонятен, но потому, что он стал
достаточно понятен для того чтобы обнаружить его недостат-
ки. «Поминки по Финнегану», несмотря на целые библиотеки
комментариев к ним, остаются буквально закрытой книгой для
серьезных читателей»
5
.
Велись, ведутся и будут вестись горячие споры и о содержа-
нии произведений Джойса, и особенно о его языке, его лингви-
стических экспериментах, прежде всего связанных с «Поминка-
ми по Финнегану».
На наш взгляд, целесообразно отметить некоторые аспекты,
обращающие на себя внимание читателей и исследователей и
в известной степени определяющие круг тематики дискуссий и
их направленность.
В связи с этим нелишне вспомнить традиционное разли-
чение типов литературы и писателей. Первый из них - это пи-
сатели, выражающие реально существующие объекты и со-
ответствующие им взаимосвязи с другими объектами, где
на первый план выдвигаются проблемы содержания и его
выражения в разнообразных формах, которые при этом до-
статочно прозрачны, понятны, не отягощены избыточными
коннотациями и двусмысленностями. В подобных произве-
дениях содержание гораздо важнее художественного стиля.
К этому относятся не только бестселлеры и иные виды массо-
вой литературы, но и подчас литература высокого художест-
венного уровня, подобно сочинениям С.Моэма, язык которого,
с одной стороны, прозрачен и понятен, с другой - отличается
высоким эстетическим уровнем, включающим благозвучный
стиль, гармонию, остроумие.
Второй тип романистов ставит своей задачей не столько вы-
ражение объективного содержания в объективных же формах,
сколько максимальное использование всей неоднозначности
и богатства языковых форм, чтобы каламбуры, двусмысленно-
сти, коннотации стали бы предметом художественного и эсте-
тического наслаждения для читателя. В связи с этим, в отли-