Стр. 152 - V

Упрощенная HTML-версия

Сентябрь,
2014
ДжеймсДжойс: вечныепарадоксытворчества
147
туроведы не без основания считали, что Джойс использовал
возможности внутреннего монолога, а также других художе-
ственных приемов настолько исчерпывающе, что никакие его
последователи не были в состоянии повторить подобный успех.
Это означало бы создание другого, нового «Улисса», хотя одно-
го «Улисса» вполне достаточно.
Надо ли удивляться тому, что «Улисс» был встречен неод-
нозначно и порой враждебно как знатоками-литературоведа-
ми, так и цензурой, официальными организациями ряда стран.
Первая публикация романа состоялась в американском жур-
нале «Little Review» в
1918
-
1920
годах, всего было напечатано
14
эпизодов. Дальнейшая публикация была остановлена по цен-
зурным причинам, когда против издателей началось судебное
разбирательство (по иску нью-йоркского Общества по искоре-
нению порока) и редакторы были приговорены к выплате штра-
фа за распространение порнографии.
Роман был впервые опубликован целиком в Париже в
1922
году, ко дню
40
-летия Джойса (
2
февраля
1922
г.). Второе
издание вышло в январе
1923
года, книги отправили в Великоб-
ританию и США, где около
400
-
500
копий было конфисковано
почтовой службой США и сожжено. Из допечатанных
500
эк-
земпляров один экземпляр отправили в Лондон, а оставшиеся
499
изъяла таможенная служба.
Чем объяснялась подобная реакция «демократических» вла-
стей? Тем ли, что «Улисс» был совершенно непохож на другие
традиционные и нетрадиционные романы, или это объяснялось
только содержанием («порнографическим» или «полупорногра-
фическим») отдельных глав? Или причиной тому были исключи-
тельные трудности понимания языковых форм и содержания
данного романа?
Бόльшая часть читателей и литературных критиков того вре-
мени отнесли роман к модернистской литературе. Подобное
мнение стало довольно распространенным, хотя более вдумчи-
вые и более глубокие читатели и критики были с этим не сов-
сем согласны, поскольку считали этот роман вполне укладыва-
ющимся в рамки классической литературы.
Разумеется, дело не в том, чтобы наклеить на Джойса ярлык
модерниста или полумодерниста, и уж тем более не в том, что-