Стр. 127 - V

Упрощенная HTML-версия

Валерий Ратушняк
122
«Международная жизнь»
оруженных отрядов. Поражает как мно-
гочисленность этой социальной группы,
так и способность ее к быстрому восста-
новлению и продолжению давления на
княжеский стол после массовых казней и
изгнаний. Здесь, пользуясь современной
терминологией, можно проследить истоки
космополитизма будущей Галиции. Эконо-
мические условия существования этого
мощного социального сегмента всецело
зависели от умения сохранять основы
своего благополучия. Политическое ма-
неврирование для него заключалось в
своевременном присоединении к более
безопасному сюзерену, переходе к друго-
му покровителю, если нынешний активно
мешает существованию, или просьбе о
вмешательстве со стороны, если от сюзе-
рена исходит угроза прямой агрессии.
Эту политику можно было бы считать про-
образом бонапартизма, появившегося в
ХІХ веке. Особенно явственно она про-
является в Галиции в средние века, когда
землевладельческая автохтонная знать
почувствовала, что поляки пришли надо-
лго, а может и навсегда, она быстро при-
няла католицизм и ополячилась. Для нее
контакты с соседними иностранными сю-
зеренами были исторической традицией
на протяжении столетий, в них не виде-
лось ничего особенного, поскольку владе-
тели этих стран были значительно ближе
к галицким землям, нежели князья дру-
гих русских земель. Эта тенденция стала
доминирующей в XVIII веке, а особенно в
XIX, после прихода австрийцев.
К общему древнерусскому мейнстриму в
сложившихся обстоятельствах галицкую
(на первом этапе хорвато-дулебскую) общ-
ность привело относительное единство го-
сударственной политики великих князей
во всех землях Руси в области управле-
ния, права (Русская Правда), денежного
обращения и культуры, ставшей идеологи-
ческим фундаментом для формирования
национального самосознания на основе
вероисповедания, славянской письменно-
сти и патриотизма. Единство стало крае-
угольным камнем, позволившим простому
народу Галицкой земли русинов, а не отка-
завшейся от него элите, сохранить в веках
свою общерусскую идентичность, назван-
ную позднее русинской, а затем, к началу
ХХ века, украинской.
Вторая глава посвящена Галицкой Руси,
Русскому воеводству (Województwo Ruskie)
в составе Польши в период с середины XIV
до конца XVIII века.
Анализ исторического материала позво-
ляет сделать вывод о бессинтезном типе
развития феодализма в Галицком регионе
благодаря прямому зарождению из ро-
доплеменного строя либо с некоторыми
элементами синтеза. В силу обозначенной
специфики феодализация региона прохо-
дила довольно длительное время и завер-
шилась лишь к концу XVI - началу XVII века
как в экономическом, так и идеологиче-
ском аспектах. Сформировались ключевые
институты феодального общества: крупная
земельная собственность (фольварки) и
основные социальные слои. В Галиции
крупными собственниками стали польское
магнат-шляхетское сообщество, включив-
шее в себя слой ополяченных русинских
феодалов, и зависимое крестьянство, пре-
имущественно состоявшее из автохтонного
русского (русинского) населения.
В духовной сфере процесс феодализа-
ции сопровождался интенсивным рас-
пространением католической веры, вы-
ст упившей в качестве идеологической
санкции и правопорядка со стороны пра-
вящего сословия. Для автохтонного на-