Стр. 128 - V

Упрощенная HTML-версия

Сентябрь, 2014
Открыть для себя историю Галицких земель
123
селения небольшой территории бывшего
Галицко-Волынского княжества насильст-
венное включение в состав значительно
большего Королевства Польского, уже
прошедшего в тот момент активную фазу
генезиса феодализма, имело тяжелые по-
следствия. Польский король и аристокра-
тия поставили перед собой задачу инкор-
порирования галицких земель в состав
исконно польской территории и приступи-
ли к политике ассимиляции всех социаль-
ных слоев древнерусского населения.
Первой под удар попала русская право-
славная церковь, хранительница тради-
ций и обычаев всего того, что называ-
ют национальным самосознанием. На
начальном этапе латинянами ставилась
задача вытеснения византийской ветви
православия из исконных территорий
пастырского служения и сокращения
самой паствы вследствие ее постепен-
ного перехода в католицизм. После при-
соединения к митрополии огромных
православных территорий на Востоке
и возросшего сопротивления местного
населения Ватикан и польское руковод-
ство стали рассматривать идею унии как
более предпочтительную для последую-
щего перехода к католичеству. Реализа-
ция этого замысла привела к принятию в
1596 году Брестской унии, расколовшей
«руський» (в будущем украинский) народ
на все последующие столетия. В итоге к
XVIII веку влияние православия на ав-
тохтонное население Галицкой земли
кардинальным образом ослабло, то есть
задача, стоявшая перед католическо-
шляхетским кругами, была решена в зна-
чительной степени.
Сложные процессы происходили в этот
период в среде русинского («руського»)
правящего класса. На первые роли стали
выдвигаться сторонники новой польской
власти из числа местной русской фео-
дальной аристократии. В этот период по-
является определение категории новой
шляхты «gente Ruthenus natione Polonus»
(«руського» племени польской нации) .
Часть национальной элиты, сохранив-
шая преданность своим историческим
корням и оказывавшая в той или иной
степени сопротивление захватчикам, не
выдержала репрессий и была вынуждена
бежать в Великое княжество Литовское.
Остальные разорились, обнищали и сме-
шались с крестьянской средой.
Таким образом, элита в лице бывше-
го богатого и состоятельного класса
галицких феодалов (бояр -владык) , на
протяжении истории Киевской Руси со-
ставлявшая фронду великим князьям,
быстро сошла с политической сцены и
уже не могла возглавить борьбу за на-
циональное и духовное освобождение.
Редкие восстания русинских крестьян с
присоединявшейся к ним православной
шляхтой свидетельствовали о сохранив-
шейся памяти народа, его былой незави-
симости. В основном они детонировались
извне, не охватывали всей территории Га-
лицкой земли и не выдвигали ярких наци-
ональных лидеров.
В этих условиях эпицентр галицкого на-
ционального освободительного движения
постепенно сосредотачивается в рели-
гиозных православных братствах таких
крупных городов, как Львов. Они сыграли
важную роль в первую очередь в вопросе
сохранения национального самосозна-
ния, языка автохтонного населения, его
письменности и традиций. Однако не сто-
ит считать братства фундаментом, на ос-
нове которого развернулось национально-
освободительное движение, так как под