Стр. 65 - V

Упрощенная HTML-версия

Август, 2017
НАТО: неформальный саммит или новый формат?
63
гической базы. Неоднократно поднимавшийся на мероприятиях с
участием СМИ вопрос о том, что и как предпримут в случае невы-
полнения национальных планов, то есть о механизмах реализации
и практического контроля, также остался открытым. Вашингтон от-
вечает на него политически: такой вариант не рассматривается, по-
скольку означал бы нарушение союзниками их обязательств.
НАТО В ТБИЛИСИ И РОССИЙСКИЙ ВОПРОС
Важной площадкой для обсуждения итогов саммита и достигну-
тых договоренностей стала очередная весенняя сессия Парламент-
ской ассамблеи НАТО, именно с учетом особой парламентской роли
в сфере финансирования и бюджетирования. Время и место также
имеют значение. Эти масштабные четырехдневные мероприятия с
участием более 200 парламентариев из стран - участниц и партнеров
начались 27 мая и дали, таким образом, возможность для предметно-
го рассмотрения принятых решений и содержания трансатлантиче-
ских отношений и «по горячим следам», непосредственно после за-
вершения саммита. Парламентская ассамблея в этот раз собралась на
выезде - в Тбилиси (впервые в стране-партнере с 2004 г.), демонстри-
руя, очевидно, партнерский потенциал альянса, его притягательность
и «открытые двери».
В ходе дискуссии со стороны членов парламентских делегаций
уже высказывались определенные сомнения относительно принятых
решений, их реализуемости и эффективности. Очевидно, что подня-
тые даже внутри альянса, на пленарной сессии его Парламентской
ассамблеи, критические вопросы будут звучать еще острее в рамках
национальных общественно-политических дебатов.
Один из них имеет принципиальное значение: что для НАТО
ценнее - формальное выполнение критериев «2/20» или реальный
оперативный вклад тех союзников, которые отстают от «передо-
виков» на восточном фланге? Также речь идет о том, что «восточ-
ные» члены альянса фактически планируют увеличить средства
на свою собственную оборону, тогда как другие союзники имеют
иные приоритеты.
Это объективно усиливает, а не регулирует дилемму «справедливого
бремени» внутри НАТО. Причем речь может идти не только о регио-
нальных балансах и приоритетах, но и о самой полезности альянса в