«Международная жизнь»
Александр Ганощенко
176
обобщая и систематизируя имеющийся разрозненный опыт. Сам
Дж.Най указывал на недостаточную теоретическую проработку
данной идеи: «Мягкая сила» - это скорее образное обобщение, чем
нормативно выраженная концепция»
9
.
В работах различных исследователей можно подметить тен-
денцию своего рода объективизации «мягкой силы». Например,
П.Б.Паршин указывает: «Обладание «мягкой силой» - это состоя-
ние, открывающее перед обладателем возможность разнообразных
действий, но само оно ни действием, ни деятельностью не являю-
щееся»
10
. Иными словами, исследователи склонны представлять
себе «мягкую силу» как некие присущие государству характери-
стики, предопределяющие его привлекательность для других госу-
дарств или их граждан. В попытках дать более четкое определение
часто указывают в качестве ее компонентов национальную культу-
ру и историческое наследие. Собственно, объективизация «мягкой
силы» представляет, на наш взгляд, серьезное затруднение в анали-
зе ее как элемента внешней политики того или иного государства, а
также в выработке рекомендаций практического использования.
В данном контексте возникает вопрос о механизме ее влияния на
другие страны. В профильной литературе сколько-нибудь ясного и
развернутого ответа не дается. Классическое определение Дж.Ная
также не подводит к пониманию механизма влияния «мягкой силы»
на другие страны: «То или иное государство может достигать пред-
почтительных для него результатов в мировой политике потому,
что другие государства хотят следовать за ним или соглашаются на
некоторую ситуацию, обеспечивающую такие результаты. В этом
смысле в мировой политике в определенных случаях так же важно
устанавливать повестку дня и структурировать ситуации, как и за-
ставлять других изменяться. Этот второй аспект силы, который про-
является, когда одна страна добивается того, чтобы другая хотела
того же, что и первая, может быть назван приобщающей, или «мяг-
кой силой», в противоположность жесткой, или командной силе
приказания»
11
.
Неоднократно предпринимались попытки научно обосновать
действие «мягкой силы». К примеру, Дж.Маттерн пытался объ-
яснить ее влияние посредством коммуникативного фактора как
власть, проявляющуюся через создание структуры представле-
ния о действительности
12
. Эта точка зрения опирается на одно из
определений в работе Дж.Ная
13
. Подобная позиция была подхваче-