Стр. 179 - V

Упрощенная HTML-версия

Август, 2017
«Мягкая сила»: добровольное взаимодействие и доступ к ресурсам
177
на в России, в частности Т.Р.Кузьминой, рассматривавшей Интер-
нет как средство «мягкой силы»
14
, а также в работе И.А.Чихарева
и О.В.Столетова, которые считают, что основой данного феномена
выступает массовая культура, оказывающая влияние на сознание
населения и политической элиты
15
.
С нашей точки зрения, коммуникативный подход в теории «мягкой
силы» носит скорее поверхностно обобщающий, иллюстративный
характер, нежели систематизирующий и разъясняющий причинно-
следственные связи. Процесс информкоммуникаций, многокомпо-
нентный и весьма сложный, включает в себя анализ и критику
информации, а также целенаправленное противодействие в информа-
ционной сфере
16
. В этом контексте он, несомненно, затрагивает ряд
аспектов «мягкой силы», но вряд ли способен вскрыть ее суть.
Сам Дж.Най явно отвергал коммуникативный подход, выступая
также против сведения «мягкой силы» исключительно к массовой
культуре
17
, а также считал некорректным отождествление «мягкой
силы» с культурой в целом
18
. То есть выступал против расширитель-
ного понимания своей концепции. По мнению М.А.Неймарка, в ра-
ботах Дж.Ная возникли определенные нестыковки, подрывающие
его теоретические построения и открывающие возможность про-
извольных трактовок
19
. На наш взгляд, этого можно было избежать,
если бы Дж.Най предложил концепцию механизма реализации
«мягкой силы», то есть разъяснил, каким именно образом одна стра-
на добивается, чтобы другая страна желала того же, что и первая.
Отталкиваясь от первоисточника, можно сформулировать основ-
ной и наиболее актуальный вопрос в исследовании «мягкой силы»:
что именно заставляет одну страну принять точку зрения другой
или граждан этой страны принять точку зрения, распространяемую
иностранным правительством, чтобы возникло явление, описанное
определением Дж.Ная. Иными словами, что является главным триг-
гером для принятия и следования чужеродным, зачастую даже про-
тиворечащим исконному культурно-историческому коду государст-
ва концепциям.
Для поиска вариантов ответа на этот вопрос, на наш взгляд, необ-
ходимо обратиться к примеру страны, активно использующей «мяг-
кую силу» в своей внешней политике, - ФРГ.
Германия среди стран, использующих «мягкую силу» в своей
внешней политике, отличается прежде всего выраженной дистан-
цированностью от «жесткой силы» и развитой системой институтов