Стр. 148 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Андрей Сидоров
142
противостоять германскому фашизму, а всякие внутренние счеты и
разногласия следовало отложить до других времен. Объединившись
вокруг общих целей и ценностей, наш народ сумел совершить то,
что казалось несовершимым. И это его сплочение, огромный госу-
дарственный инстинкт, его согласие защищать Отечество под нача-
лом сталинского режима стало удивительным актом национального
самопожертвования и духовно-нравственным фактором Победы.
Безусловно, в годы войны существовал и коллаборационизм, од-
нако его масштабы были намного меньше, чем в большинстве поко-
ренных Гитлером стран Европы.
Нельзя отрицать, что к началу войны значительная часть населения
страны, особенно в городах, в той или иной степени верила в комму-
нистическую идеологию. Однако первые же военные месяцы показа-
ли ограниченность ее пропагандистских возможностей в деле моби-
лизации общества для отпора врагу. Развеялись мифы о войне «малой
кровью на чужой территории» и о том, что германский и европейский
пролетариат восстанут против клики Гитлера. Европа продолжала
спокойно трудиться, снабжая первоклассным оружием вермахт.
Необходимость идеологического маневра была довольно скоро
осознана руководством СССР. В военные годы произошло обраще-
ние Советского государства и народа к национальным историче-
ским и культурным традициям, ставшее ключевым духовно-нравст-
венным слагаемым Победы. Первые шаги в этом направлении были
сделаны еще во второй половине 1930-х годов: «реабилитировали»
классическую литературу XIX века, пересмотрели нигилистический
взгляд на русскую историю. В 1934 году было возобновлено препо-
давание истории в средней и высшей школе, прекращенное вскоре
после революции. В 1935 году был восстановлен офицерский кор-
пус, а в 1936-м - восстановлено казачество.
Поражения первых военных месяцев и провал классовой интер-
национальной пропаганды ускорили наметившийся патриотический
поворот. Были учреждены воинские награды в честь Александра Нев-
ского, Суворова, Кутузова, Нахимова, Ушакова. Выступая 7 ноября
1941 года на параде на Красной площади, Сталин сказал, обращаясь
к армии и народу: «Пусть вдохновит вас в этой священной борьбе
образ наших великих предков». А ведь еще в середине 1930-х годов
вождь говорил совсем другое: «История России есть история ее
битья». Ведущий советский историк-марксист М.Покровский в
1920-х годах клеймил Суворова и Кутузова как империалистов, шови-