Стр. 149 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

Август, 2015
Духовно-нравственные смыслыПобеды в контексте...
143
нистов и душителей свободы, а в 1941 году их портреты оказались в
кабинете Сталина. В том же году лучшие армейские части стали, как
и до революции, именоваться гвардейскими.
В 1943 году в вооруженных силах были введены погоны и доре-
волюционные офицерские звания. К концу войны армия приобрела
традиционный облик. Медаль «За победу над Германией», учре-
жденная 9 мая 1945 года, крепилась на Георгиевской ленте, которая
была установлена императрицей Екатериной II, а после 1917 года
использовалась в наградных системах Белых армий и символике бе-
лоэмигрантских организаций.
В разгар войны был принят новый гимн, заменивший Интерна-
ционал. В мае 1943 года распустили Коминтерн. В целом советская
идеология претерпела в годы войны серьезную метаморфозу, адап-
тировавшись в борьбе за выживание к новым реальностям.
Важной составляющей идейной эволюции советского режима ста-
ло признание им права на существование православной церкви, ко-
торая после революции 1917 года была подвергнута неслыханным
гонениям. В 1943 году произошла ограниченная нормализация госу-
дарственно-церковных отношений: был избран патриарх, часть свя-
щенников выпущена из лагерей, открылись храмы и монастыри, пре-
кратились антирелигиозная пропаганда и обновленческий раскол.
Смягчение религиозной политики явилось прагматичной реакци-
ей Сталина на безупречную патриотическую позицию церкви. Уже
22 июня 1941 года ее предстоятель - митрополит Сергий в своем об-
ращении, составленном без предварительного согласования с пред-
ставителями власти, призвал всех верующих поставить долг «защи-
ты священных границ нашей Родины» выше обид и душевных ран.
Соблазн «возможной выгоды» сотрудничества с врагом и оккупаци-
онными властями был назван им «прямой изменой Родине». Архие-
рейский собор, состоявшийся 8 сентября 1943 года, отлучил от цер-
кви всех клириков и мирян, перешедших на сторону фашизма
6
.
Следует отметить, что, несмотря на репрессии и принудитель-
ный атеизм, религиозность народа к началу войны оставалась весь-
ма высокой: по переписи 1937 года верующими назвали себя 56,7%
взрослого населения страны, что в тех условиях было очень небез-
опасно. И знаменитое сталинское обращение к народу в речи 3 июля
1941 года - «братья и сестры» - было криком о помощи: Сталин знал,
к кому он обращался, используя церковную лексику. Религиозность,
будучи глубинной мотивацией жертвенного патриотизма миллионов