Стр. 72 - V

Упрощенная HTML-версия

Август, 2014
Борьба с коррупцией и политическая реформа в КНР...
67
тельства и открытость процедур во всех областях, развивать откры-
тость принятия решений, открытость управления, открытость услуг
и открытость результатов».
РЕФОРМА ПАРТИЙНЫХ НАДЗОРНЫХ МЕХАНИЗМОВ
И УСИЛЕНИЕ ПРАВОЗАКОННОСТИ
Существующие в Китае правовая система в целом и антикорруп-
ционная система в частности институционально построены таким
образом, что они содержат в себе рычаги сильного политического, а
именно - партийного влияния на правоохранительный по своей сути
процесс расследования коррупции. В совместной публикации ав-
торского коллектива под редакцией профессора Китайского универ-
ситета политики и права Яна Юйгуаня под названием «Улучшение
системы борьбы с коррупцией в нашей стране и антикоррупцион-
ные меры ООН» китайские традиции борьбы с коррупцией образно
сравниваются со спортивными соревнованиями, в которых «судьи и
спортсмены - это одни и те же люди». «Вполне нормально, - заклю-
чают авторы, - что такая система оказалась малоэффективной»
8
.
В центре китайской антикоррупционной системы находится
партийный орган - Центральная комиссия по проверке дисципли-
ны Компартии Китая (ЦКПД КПК), а также сеть местных дисци-
плинарных комиссий. ЦКПД КПК и местные комиссии черпают
свои полномочия из партийных документов (Устав КПК, Поста-
новление о порядке проверок комиссиями по проверке дисципли-
ны КПК). Институционально ЦКПД КПК находится непосредст-
венно под руководством Центрального комитета КПК
9
. Местные
комиссии по проверке дисциплины находятся под двойным руко-
водством: партийного комитета и вышестоящей комиссии по про-
верке дисциплины
10
.
ЦКПД КПК и местные комиссии по проверке дисциплины иг-
рают ключевую роль в расследовании коррупции. В соответствии
с «Постановлением о порядке проверок комиссиями по проверке
дисциплины КПК», ЦКПД КПК в случае наличия коррупционных
подозрений наделена полномочиями «требовать от соответствую-
щих лиц явиться в указанное место в указанное время и объяснить
все обстоятельства дела» (ст. 28, ч. 3 «Постановления о порядке
проверок»)
11
. Эта практика получила название «двойное указание»,