Стр. 71 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Лариса Смирнова
66
общественного обсуждения, документы о законотворческом процес-
се в открытом доступе не публикуют. Не существует в КНР и уста-
новленного законом официального способа публикации судебных
решений, а на официальных сайтах и в официальных публикациях
можно найти только небольшое количество полных текстов судеб-
ных решений. Нет в Китае и системы публичного декларирования
чиновниками доходов и имущества
3
.
1 мая 2008 года вступил в силу Приказ №492 Государственного
совета КНР под названием «Постановление об открытии государ-
ственной информации Китайской Народной Республики»
4
. Одна-
ко в 2010-2011 годах Центр изучения и поддержки общественного
участия Пекинского университета совместно с Центром китайского
права Йельского университета провели масштабное исследование
прозрачности китайской государственной администрации, результа-
ты которого опубликованы в «Ежегодном отчете о наблюдениях за
административной прозрачностью в Китае». Согласно выводам до-
клада, «раскрывается много формальной, но мало качественной ин-
формации; много о результатах, но мало о процессах; много прин-
ципов, но мало конкретного содержания»
5
.
В мировой теоретической и практической литературе о борьбе с
коррупцией повышение транспарентности государственного управ-
ления считается одним из главных направлений сокращения усло-
вий для коррупции
6
. Тема повышения прозрачности красной нитью
проходит через программный документ, принятый на третьем пле-
нуме ЦК КПК в ноябре 2013 года под названием «Решение ЦК КПК
относительно углубления курса реформ и прочих важных вопро-
сов»
7
. В документе используются два термина: «прозрачный» (
透明
)
и «открытый» (
公开
). По нашим наблюдениям, слово «прозрачный»
чаще употребляется в отношении экономической и инновационной
политики: «прозрачное регулирование рынка» (п. 9 «Решения»),
«прозрачный бюджет» (п. 17), «прозрачное управление государст-
венными научными ресурсами» (п. 13), «прозрачная система инвес-
тирования в городское строительство» (п. 23). В отношении полити-
ческой реформы чаще употребляется слово «открытый».
Причем весьма сильно звучат призывы в пункте 35 части 3 «Ре-
шения»: «Реализовать систему, в которой органы власти всех уров-
ней и их полномочия повсеместно и четко прописаны, открыть
процедуры осуществления полномочий на основе закона. Усовер-
шенствовать открытость деятельности партии, деятельности прави-