Стр. 70 - V

Упрощенная HTML-версия

Август, 2014
Борьба с коррупцией и политическая реформа в КНР...
65
каз Китая от немедленных преобразований западного типа как сви-
детельство его приверженности классической коммунистической
системе. КНР - далеко не Северная Корея.
Китайское руководство отличается прежде всего прагматично-
стью: если конечная цель - сохранение политической власти в ру-
ках КПК, то методы ее достижения должны быть реалистичными,
то есть необходимо построить эффективную и привлекательную
модель управления, которая позволит избежать социального взрыва.
Непривлекательность коммунистической модели наподобие стали-
низма, маоизма или северокорейского типа очевидна, в том числе и
для прагматического китайского руководства.
Следовательно, усиление привлекательности политической
модели будет связано с заимствованием лучших достижений за-
падной системы, а именно: увеличение ответственности прави-
тельства посредством повышения прозрачности государственного
управления, укрепление защиты прав граждан путем развития пра-
возаконности, предотвращение социальных взрывов и разрядка об-
щественной напряженности при повышении гражданского участия
и оживлении политического дискурса, особенно в социальных се-
тях и Интернет-СМИ.
Именно в этом и заключается новая кампания по борьбе с кор-
рупцией, заявленная на XVIII съезде КПК. Она призвана позволить
КПК выиграть время, то есть сохранить, по крайней мере в обозри-
мой перспективе, однопартийную, хотя и не единоличную, систе-
му управления и предотвратить изменение политической системы
вследствие социального взрыва.
УСИЛЕНИЕ ПРОЗРАЧНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Традиционная система государственного управления Китая от-
личалась непрозрачностью. Необходимо четко отдавать себе отчет
в том, что в КНР не был пройден тот путь открытия информации,
который Россия прошла за время своего постсоветского развития.
В Китае пока отсутствуют или лишь частично присутствуют даже
такие базовые элементы открытости государственной информации,
как наличие единой бесплатной государственной системы доступа
к законодательству (по типу российского официального Интернет-
портала правовой информации)
2
. Законы в Китае принимают без