Стр. 200 - V

Упрощенная HTML-версия

Август, 2014
Теория и практика внешней политики России
195
ти, у авторов в ее трактовке наблюдается
противоречивая оценка. Отмечается, что
в процессе интеграции в мировое хозяй-
ство Россия столкнулась с жесткими усло-
виями конкуренции, следствием чего «ста-
ло снижение ее конкурентных позиций на
внутреннем и внешних рынках» (с. 134),
а чуть ниже утверждается, что российская
экономика обладает «значительными кон-
курентными преимуществами» (с. 150). Да-
ется перечень этих преимуществ, можно с
ними соглашаться или нет - не в этом дело.
Вопрос в другом. Почему экономическая
политика допускает глушение естественных
конкурентных преимуществ в пользу ино-
странного капитала и в ущерб конкуренто-
способности отечественных производите-
лей. В результате такой политики цены на
газ, нефтепродукты, электроэнергию пре-
вышают цены на других рынках. Так где же
естественные преимущества? Повышение
конкурентоспособности российской эконо-
мики можно отнести к ключевым пробле-
мам, имеющим и внешнеполитический
аспект. Хорошая кондиция отечественной
экономики является важным, если не веду-
щим, ресурсом внешней политики.
В разделе по международной безопасно-
сти делается важный вывод, что появление
новых центров силы лишает «США и за-
падный блок роли основных архитекторов
системы международной безопасности на
мировом уровне» (с. 156). Авторы отно-
сят сюда и Россию, которая в результате
распада СССР и масштабных внутренних
проблем потеряла способность субъекта,
оказывающего решающее воздействие на
международные процессы, но тем не ме-
нее оставалась «активным и деятельным
участником международных отношений, и
в частности многосторонних отношений в
сфере безопасности» (с. 156).
Верны оба у тверждения, однако одно
из них является преждевременным. За-
падный блок не собирается терять роль
основного архитектора международной
безопасности, а если брать ее региональ-
ное измерение, то доминирует, например,
в Европе, оттирая, в частности, Россию от
участия в общеевропейских делах. Этот
блок перешел к активным действиям
именно в связи с наметившимся изме-
нением в балансе сил на мировой арене.
При этом он не брезгует ничем - ни при-
менением военной силы, ни нарушением
норм и принципов международного права,
активно вмешиваясь во внутренние дела
суверенных государств, создавая внутрен-
ние и внешние механизмы этого воздейст-
вия, организуя разного рода акции (вроде
«цветных революций»).
Становление многополюсной системы
международных отношений сопровожда-
ется нарастанием соперничества между
старыми и новыми центрами притяжения.
Важно, чтобы оно не перерастало в кон-
фронтацию. Недопущение этого относится
к актуальным задачам современной ме-
ждународной безопасности.
Укрепление в этой системе позиций Рос-
сии авторы увязывают с восстановлением
ею своей экономической, политической
и военной мощи. В противном случае она
«рискует превратиться во второстепенного
участника системы международных отно-
шений» (с. 171). Авторы обращают вни-
мание на то, что «чрезмерное вовлечение
России в европейские структуры безопас-
ности чревато возникновением серьезных
диспропорций между европейским и азиат-
ским элементами внешней политики Рос-
сии» (с. 170). Насколько можно расшиф-
ровать это замечание - оно заключается в
том, что у России как у мировой державы