Стр. 150 - V

Упрощенная HTML-версия

Август, 2014
Первая мировая война: кто воевал за Россию
145
циальной сферой, где евреи являлись исключительно объектом, а не
субъектом общественных отношений.
Третье. Царизм недооценивал пагубности существования черты
оседлости для еврейского населения после завершения промышлен-
ного переворота в России в последней четверти XIX века. С одной
стороны, во времена Николая II черта оседлости во многом явля-
лась фикцией, так как крупные еврейские диаспоры существовали
не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во всех губернских и
промышленных городах России. Центр еврейской общественно-по-
литической жизни к этому времени также переместился из Одессы
в Санкт-Петербург. С другой стороны, до вступления России в Пер-
вую мировою войну черту оседлости никто официально не отменял.
Эти районы со смешанным населением представляли собой очаг
социальной напряженности и национальной розни, являлись источ-
ником постоянных протестных настроений, а также неисчерпаемым
резервом пополнения кадров для оппозиционных и революцион-
ных партий и организаций всех мастей. Черта оседлости стала ро-
диной еврейской социал-демократии (Бунд, г. Вильно, 1897 г.), си-
онизма (Поалей Цион, Украина, 1899 г.) и марксистского движения
(РСДРП, г. Минск, 1898 г.).
Архаичная структура власти самодержавия и растущая финансо-
вая и экономическая мощь еврейского капитала в России провоци-
ровали напряженность в еврейском вопросе. Казалось бы, если есть
вопрос, то должно быть и его решение. Но на поверку оказалось,
что ни одна политическая сила, ни одна партия в России не были за-
интересованы в решении еврейского вопроса в последние годы су-
ществования монархии. Например, в Государственной думе всех ее
четырех созывов вплоть до февраля 1917 года еврейский вопрос так
и не был поставлен на обсуждение.
Более того, существовало негласное правило, что все депутаты в
Государственной думе, независимо от партийной принадлежности,
объединялись в неформальные группы по национальному признаку.
В те годы в Государственной думе существовали, например, следу-
ющие национальные объединения: Польское коло (клуб), Украин-
ская и Белорусская громады, Мусульманская группа и т. д. Только
еврейские депутаты, рассредоточившись по партийным фракциям,
не создавали своего национального объединения в рамках россий-
ского парламента. Почему? Вывод напрашивается сам собой. По-
добное национальное объединение никому не было нужно. Еврей-