Стр. 151 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Юрий Булатов
146
ский вопрос в Государственной думе и за ее стенами использовался
всеми оппозиционерами и революционерами всего лишь как уни-
версальное средство для поддержания высокой температуры в об-
ществе, чтобы бороться с царским режимом. Планка требований в
еврейском вопросе постоянно повышалась.
«Международная жизнь»:
Каковы причины политизации ев-
рейского вопроса накануне и в годы Первой мировой войны?
Ю.Булатов:
Тройственный союз стремился на базе еврейского
вопроса создать неприглядный образ России, с тем чтобы ослабить
позиции царизма как внутри страны, так и на международной арене.
Пропагандистская кампания по дискредитации политики царизма в
еврейском вопросе представляла собой очень перспективный проект
и, по замыслу его разработчиков, была обречена на успех. Это объяс-
нялось следующим: во-первых, из 15 млн. мирового еврейского на-
селения в России проживала почти половина от его общей численно-
сти; во-вторых, театр боевых действий в годы Первой мировой войны
охватывал стык территорий трех империй (России, Германии и Ав-
стро-Венгрии), где проживало 75% мирового еврейства.
Следует отметить, что стратеги Тройственного союза также учиты-
вали изменения в отношении царского правительства к сионистскому
движению, которое в те годы быстро набирало силу при поддержке ми-
рового еврейского капитала. Первоначально царизм всячески сочувст-
вовал сионистскому движению и рассматривал сионизм как программу
переселения российских евреев на землю обетованную. Самодержав-
ные власти были даже готовы профинансировать этот проект, полагая,
что меры такого рода позволят снизить социальную напряженность в
российском обществе и ослабить революционное движение в стране.
Общеизвестно, что 5% еврейского населения в России дали 50% рево-
люционеров - борцов с самодержавным строем.
Однако эти надежды царизма не оправдались. Сионистские пар-
тии, созданные в России, такие как Поалей Цион (Трудящиеся Си-
она), Партия сионистов-социалистов, Социалистическая еврейская
рабочая партия и другие, стали пропагандировать идею обособле-
ния евреев в России, то есть, по сути дела, речь шла об отчуждении
евреев в российском обществе. Эти сионистские установки вошли в
противоречие с политикой царского правительства, стремившегося
обеспечить интеграцию и единство всех народов в составе много-