Стр. 149 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Юрий Булатов
144
Ю.Булатов:
Прежде чем перейти к рассмотрению темы «Россия
и еврейский вопрос со знаком минус», объективности ради следова-
ло бы сказать несколько слов и о заслугах царизма в решении еврей-
ского вопроса. За несколько лет до Великой французской революции
Российская империя стала первым в Европе государством, провозгла-
сившим гражданское равноправие, то есть равенство евреев с другими
гражданами России. В Жалованной грамоте городам (1785 г.), в част-
ности, отмечалось, что все мещане, и, стало быть, евреи, получали
право участвовать в местном сословном управлении и право занимать
общественные должности. В 1804 году было обнародовано Положе-
ние о евреях, целью которого, по словам императора Александра I,
являлось дать государству полезных граждан, а евреям - Отечество.
В этом документе подтверждались гражданское равноправие и лич-
ные свободы еврейского населения, в том числе и свободный доступ к
получению высшего и среднего образования в России. Однако между
благими намерениями и их реализацией оказалась дистанция огром-
ного размера. Перейдем теперь к ответу на ваш вопрос, в чем прояви-
лась несостоятельность политики царизма в еврейском вопросе нака-
нуне крушения самодержавия.
Первое. Российский император Николай II, как духовный ли-
дер православного мира, нес личную ответственность за то, что не
предпринималось никаких кардинальных мер по снижению уровня
духовного противостояния православных и иудеев. Евреи иудей-
ского вероисповедания так и остались в России в статусе «врагов
Христовых». Эту аттестацию евреям, данную в свое время импе-
ратрицей Елизаветой Петровной, ни один из последующих россий-
ских монархов так никогда и не отменил. Иудаизм в России, по сути
дела, был нелегитимен, ибо не имел официального статуса по срав-
нению с буддизмом и исламом. Таким образом, веротерпимость как
основополагающий принцип национальной политики царизма не
получила должного развития в еврейском вопросе.
Второе. Согласно учению Л.Н.Гумилева, евреи в мировом со-
обществе представляли собой блуждающий суперэтнос без тер-
ритории, армии и государственного аппарата. Ошибка царизма за-
ключалась в том, что евреи, крепко спаянные единством религии и
происхождения, никогда не рассматривались в России даже в каче-
стве этнической группы, не говоря уже о суперэтносе. Поиски ре-
шения еврейского вопроса царские власти ограничивали лишь со-