Стр. 85 - V

Упрощенная HTML-версия

Июль, 2016
Партнерство ради мира или для подготовки войны?
79
дение регулярных консультаций и сотрудничество с партнерами по
таким вопросам, как осуществление совместного военного плани-
рования, обеспечение транспарентности при планировании нацио-
нальных оборонных расходов, введение демократического контроля
над вооруженными силами, обучение и боевая подготовка воинских
формирований, совместное проведение учений в интересах нала-
живания взаимодействия с войсками НАТО при осуществлении ми-
ротворческих, спасательных и гуманитарных операций под эгидой
ООН или ОБСЕ. НАТО также выразила готовность проводить кон-
сультации с любым участником ПРМ, когда он усматривает прямую
угрозу своей территориальной целостности, политической незави-
симости или безопасности
2
. Членам ПРМ, к которой присоедини-
лись и страны СНГ, включая Россию и Украину, было также пред-
ложено принять участие в работе политических и военных органов
НАТО, координирующих партнерскую деятельность.
При этом приоритет в программе был отдан укреплению влия-
ния стран альянса на постсоциалистическом пространстве, уста-
новлению контроля за дальнейшей «демократизацией» восточноев-
ропейских государств и стран СНГ и их подготовке к вступлению
в альянс. Как признается на Западе, ПРМ помогла не только консо-
лидации Европы вокруг НАТО, но стала и мощным двигателем рас-
ширения альянса
3
.
Отдельная программа партнерства была учреждена в 1995 году и
со странами Средиземноморья (Средиземноморский диалог), к уча-
стию в которой были привлечены семь государств Северной Афри-
ки и Ближнего Востока - Египет, Израиль, Иордания, Мавритания,
Марокко, Тунис и Алжир.
На втором этапе,
с начала 1997 года, наращивая подготовку
стран Восточной Европы и Балтии к вступлению в альянс, НАТО
приступила к модификации программы ПРМ и расширению парт-
нерства сначала за счет стран соседних регионов, а затем и других
государств.
Одобренный в том же году на совместном заседании министров
обороны и иностранных дел альянса новый документ, получивший
название «Расширенная программа партнерства ради мира», пред-
усматривал, наряду с активизацией практики многосторонних и
индивидуальных политических консультаций между НАТО и госу-
дарствами-партнерами, переход к отработке возможностей опера-
тивного взаимодействия и налаживания совместимости вооружен-