«Международная жизнь»
Юрий Белобров
78
Процесс глобализации НАТО, то есть расширения ее функций,
членства, партнерства и географической зоны действия, был запу-
щен практически сразу же после распада СССР и социалистиче-
ского лагеря в Восточной Европе и проходил в несколько этапов.
Причем если стержневая тенденция к расширению государств -
участников партнерских отношений с НАТО, подготовке наибо-
лее важных из них для альянса к вступлению в его члены, а также
к углублению разносторонних связей с партнерами в интересах
обеспечения их активного участия в военных операциях и миссиях
альянса в различных регионах остается неизменной, то выбор со-
перников или противников, против которых нацеливается партнер-
ство, варьируется в зависимости от изменений в глобальном балан-
се сил и, соответственно, решений, принимаемых в первую очередь
Вашингтоном. Нынешний крутой разворот стратегической направ-
ленности глобального партнерства на сдерживание и изоляцию Рос-
сии убедительно демонстрирует это.
На первом этапе
- в период с 1991 по 1997 год - официальным
назначением концепции партнерства провозглашалось снятие по-
средством диалога и сотрудничества сохранявшихся барьеров на
пути обеспечения коллективной безопасности на евроатлантиче-
ском пространстве и налаживание партнерских отношений со стра-
нами Центральной и Восточной Европы, а также бывшими респу-
бликами СССР, включая Россию. На самом же деле, как признается
западными экспертами, целью этой политики было заполнить обра-
зовавшийся вакуум в сфере безопасности в Европе и «помочь» вос-
точноевропейским странам провести реформы секторов обороны и
безопасности, сблизив их с натовскими стандартами
1
. Для решения
этих задач в рамках НАТО сначала был создан в 1991 году специ-
альный консультативный орган - Совет североатлантического со-
трудничества (ССАС), который в 1997 году был преобразован в Со-
вет евроатлантического партнерства (СЕАП).
Принятый на саммите НАТО в 1994 году Рамочный документ
«Партнерство ради мира» (ПРМ) предлагал всем государствам -
членам ОБСЕ наладить политический диалог и сотрудничество с
альянсом на основе индивидуальных планов, направленных на по-
вышение взаимопонимания, прозрачности и доверия в масштабах
Евро-Атлантического региона, а также на поиск согласованных ре-
шений в интересах укрепления безопасности и противодействия об-
щим вызовам безопасности. Программой предусматривалось прове-