Стр. 44 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Артур Балаов, Владимир Ермаков
38
тественно, подобный подход не стимулирует руководство двух корей-
ских государств к каким-либо мерам, связанным с разминированием,
или тем более к отказу от ППМ. В результате постоянно происходят
инциденты с подрывами людей в демилитаризованной зоне
10
.
Еще более серьезное свидетельство неприменимости Оттавской
конвенции к кризисным условиям - это ситуация с таким ее участ-
ником, как Украина. Киев попросту игнорирует свои обязательст-
ва по уничтожению запасов ППМ (это подтверждают даже цифры
официальных отчетов, предоставляемых самими же украинцами
11
).
Украина была обязана полностью ликвидировать свои ППМ еще
в 2010 году, однако из имеющихся в наличии 5,5 млн. таких мин в
2015 году украинская сторона избавилась лишь от 574 единиц.
Удивляет, что участники КЗПМ никак не реагируют на сложивше-
еся на Украине положение дел и просто закрывают глаза на то, что
в реальности происходит на украинской территории с выполнением
этой договоренности. В рамках Оттавской конвенции так и не полу-
чили осуждения факты применения ППМ подчиненными Киеву во-
оруженными силами (как добровольческими батальонами, так и ре-
гулярными частями и подразделениями украинской армии), которые
действуют неизбирательно, ставя под угрозу жизни мирных людей.
В силу своих обязательств по КЗПМ Украина не имеет права ис-
пользовать ППМ, а нынешняя украинская власть продолжает ак-
тивно применять это оружие даже против гражданского населения
собственной страны
12
. Предусмотренный Оттавской конвенцией ме-
ханизм Генерального секретаря ООН по расследованию возможных
нарушений остается незадействованным. На проходившем в декабре
2015 года Совещании государств - участников КЗПМ никто даже не
привлек внимания к необходимости ее соблюдения в ходе конфликта
на Юго-Востоке Украины. Выходит, что Оттавская конвенция не на-
ходит реального применения на практике. Правомерно задать вопрос:
для чего же тогда она принималась?
Говоря о Втором протоколе, стоит отдельно остановиться и на
проблематике так называемых «наземных мин, отличных от проти-
вопехотных» (НМОП), к ним относятся, прежде всего, противотан-
ковые и противотранспортные мины. В 2001-2006 годах в рамках
КНО работала Группа правительственных экспертов по НМОП. До-
говориться по устраивающим всех ограничениям по таким минам
так и не удалось. И дело не в отсутствии политической воли, а в су-
щественных доктринальных и технических противоречиях.